Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего...полностью>>
Психология->Контрольная работа
понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия также характеризуется ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в про...полностью>>
Психология->Реферат
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических проц...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ощущения

Общее понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Строение анализатора. Понятие о рецепторе, анализаторе, сенсорной или афферентной системе. Рецепторная и рефлекторная концепция ощущений.

Классификация ощущений: экстероцептивные (контактные и дистантные), интероцептивные и проприоцептивные.

Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Психофизика сенсорных процессов понятие порога и чувствительности. Закономерности ощущений: существование порогов ощущений, адаптация, взаимодействие ощущений (сенсибилизация и синестезия).

Взаимодействие ощущений и динамика чувствительности в процессе обучения.

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира", так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.

Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).

Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Имеются различные классификации ощущений.

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.

Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

  • экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

  • проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

  • интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Общие свойства анализаторов

  • Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

  • Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

  • Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.

  • Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

  • Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.

  • Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.

О порогах чувствительности см.:
  1. Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966.

  2. Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., Изд. ИЛ, 1963.

Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне – регуляторной. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями.

Актуальный вопрос в теории ощущений – чувствительность в структуре личности. Он наиболее полно разработан Б. Г. Ананьевым в учении о сенсорной организации личности. См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. С. 89-112.

О развитии чувствительности см.:
  1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122-137.

  2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.

  3. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971. С. 35-155.

Восприятие

Общее понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия и его интеллектуальный компонент. Активный характер восприятия. Роль прошлого опыта, установок, мышления, речи, сознания в восприятии. Перцептивные особенности личности, их учет и развитие в процессе обучения и воспитания.

Общие свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Классификация восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Свойства восприятия:

  • Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986. С. 9-39.

  • Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96-113.

  • Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. С. 281-295.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

  • Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

  • Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975. С. 300-301.

  • Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Воспрятие пространства

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

  • врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;

  • законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;

  • жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.

Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.

Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет и методы психологии (2)

    Контрольная работа >> Психология
    Предмет и методы психологии Тестовые задание 1. Психология – это: А) наука о ... характер решаемых задач; Б) степень развернутости решаемых задач; В) содержание решаемых задач? Ответ: Б) ... подчинение и выполнение поставленной задачи другим человеком; Б) система ...
  2. Предмет, задачи юридической психологии

    Реферат >> Психология
    ... из единства, взаимосвязи предмета, задач и методов науки, можно считать, что к задачам юридической психологии относятся: изучение ...
  3. Предмет и методы психологии управления

    Реферат >> Психология
    ... : Введение…………………………………………………………………………3 1. Определение понятия «Психология управления»………………………….4 2. Предмет и задачи психологии управления………………………………….9 3. Основные методы психологии управления…………………………………16 Заключение……………………………………………………………………….32 ...
  4. Предмет и методы психологии (3)

    Реферат >> Психология
    ... когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественная психология), выделив, что являлось предметом психологии в каждой школе, какие методы каждая ... - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу ...
  5. Медицинская психология - предмет, задачи, методы

    Контрольная работа >> Психология
    ... Ключевые понятия. История медицинской психологии. Медицинская психологияпредмет, задачи, методы. Психологический и сестринский диагноз. ... дисциплине. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014791488647461