Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего...полностью>>
Психология->Контрольная работа
понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия также характеризуется ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в про...полностью>>
Психология->Реферат
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических проц...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

  • физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

  • потребность в безопасности (стабильность, порядок);

  • потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

  • потребность в уважении (самоуважение, признание);

  • потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А. Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

- мотивационное поле – особый функциональный орган, благодаря которому задерживается исполнение менее актуальных потребностей, потребности упорядочиваются, активизируются нервные центры, обеспеч удовлетворение самой актуальной потребности; определяется программа действия.

Концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Направленность

Несмотря на существование разных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется её направленность. Она выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций.

Направленность личности проявляется как иерархическая система потребностей мотивов и целей личности в следующих формах: влечение (потребность) - желание – мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. - Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. - Интерес в структуре направленности личности наиболее исследован – эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению. Виды: по связи с потребностью: непосредственные и опосредованные, по длительности сохранения: устойчивые и неустойчивые, по содержанию и объектов: интеллектуальные, эстетические, политические и др.; широкие и узкие. Функции интересов: это познават форма направленности на предметы. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. - Если интерес вкл волевой компонент, он становится склонностью (художники с детства). Идеал – конкретизируемая в образе цель склонности, благодаря чему человек может воспринимать и изменять окр мир.- Убеждение – высшая форма направленности личности, побуждающая её поступать в соответствии с её взглядами, принципами, идеалами. - Установка – неосознаваемая личностью готовность действовать опр образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Позиции личности. - Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека выступают как его мировоззрение. Это система взглядов человека на окр мир и его место в нем.

Виды направленности: на себя, на общение, на дело.

Психологические основы воспитания и формирования направленности личности *.

Деятельность

Понятие деятельности. Психологическая структура и содержание деятельности человека. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность и психические процессы.

Операционно-технические аспекты деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Потребностно-мотивационные аспекты деятельности. Базовые потребности и мотивы человека. Функции мотивов. Классификация мотивов. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Патологические изменения мотивации.

Основные виды деятельности. Игра. Учение. Труд. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

  • познание;

  • общение;

  • труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

  • игра;

  • учение;

  • труд.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

  • объективная рефлексология Бехтерева;

  • реактология Корнилова;

  • бихевиоризм Уотсона;

  • культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" 15.

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" 16.

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

  1. В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.

  2. Действие обладает порождающими свойствами.

А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет и методы психологии (2)

    Контрольная работа >> Психология
    Предмет и методы психологии Тестовые задание 1. Психология – это: А) наука о ... характер решаемых задач; Б) степень развернутости решаемых задач; В) содержание решаемых задач? Ответ: Б) ... подчинение и выполнение поставленной задачи другим человеком; Б) система ...
  2. Предмет, задачи юридической психологии

    Реферат >> Психология
    ... из единства, взаимосвязи предмета, задач и методов науки, можно считать, что к задачам юридической психологии относятся: изучение ...
  3. Предмет и методы психологии управления

    Реферат >> Психология
    ... : Введение…………………………………………………………………………3 1. Определение понятия «Психология управления»………………………….4 2. Предмет и задачи психологии управления………………………………….9 3. Основные методы психологии управления…………………………………16 Заключение……………………………………………………………………….32 ...
  4. Предмет и методы психологии (3)

    Реферат >> Психология
    ... когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественная психология), выделив, что являлось предметом психологии в каждой школе, какие методы каждая ... - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу ...
  5. Медицинская психология - предмет, задачи, методы

    Контрольная работа >> Психология
    ... Ключевые понятия. История медицинской психологии. Медицинская психологияпредмет, задачи, методы. Психологический и сестринский диагноз. ... дисциплине. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015120506286621