Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций Успешная их реализация предполагает, что каждая государстве...полностью>>
Финансы->Реферат
В настоящее время основной целью предпринимательской деятельности любого предприятия является получение прибыли При этом в условиях рыночной конкуренц...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Главной целью деятельности организации любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности Финансов...полностью>>
Финансы->Реферат
Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а также стремление хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расшири...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:
  1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА

Западноевропейский фондовый рынок принадлежит к числу зрелых рынков, являясь одним из наиболее развитых рынков в мире.1 Более того, по основным показателям (ликвид­ность, прозрачность, рентабельность) и по степени развития инфраструктуры он занимает второе место в мире, уступая лишь американскому рынку. Опыт формирования западноевропейского фондового рынка и его институтов, безусловно, может оказаться полезным для российской практики. Ввиду имеющихся отличий в уровне развития рынков России и ЕС практически все аспекты функционирования фондовых институтов Западной Европы могут быть значимыми для нашей страны с точки зрения возможности их применения. Однако автор выделяет четыре проблемы, стоящие на пути формирования эффективного и ликвидного фондового рынка в России и нашедшие свое отражение в европейской практике:

- эффективное регулирование и вопрос целесообразности внедрения мегарегулятора в качестве основного ее аспекта;

- защиты инвесторов;

- налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги;

- демутуализация российских бирж.

Проанализируем указанные проблемы и возможные пути их решения.

Регулирование фондового рынка является наиболее слабым аспектом функционирования отечественного фондового рынка. В Западной Европе существует несколько типов институциональной структуры финансового регулирования. Одним из них является структура, включающая в себя единый институт, в компетенцию которо­го входят рынок ценных бумаг, банковский сектор, и страхование. Такой институт носит название «мегарегулятор». Впервые идея внедрения мегарегулятора в российскую практику была предложена в исследовании компании Cadogan Financial .2 проведенном в конце 1999 г., по заказу ФКЦБ России. При этом основные преимущества мегарегулятора сводились к следующему:

- преодоление фрагментарности и непоследовательности нормативной базы;

- рост независимости Органов регулирования;

- преодоление недостатка денежных ресурсов в финансовых ведомствах;

- создание четкой карьерно-иерархическойструктуры;

- преодоление фрагментарности и распыленности между ведомствами регулирующими финансовый рынок.

В функции мегарегулятора входит регулирование кредитных и страховых организаций; профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, деятельности по управлению коллективными инвестициями. В функции такого регулятора не входит поддержание курса национальной валюты, установление ставки межбанковского кредита, функция кредитора последней инстанции, эмитента и регулятора государственных ценных бумаг. Исследователями Cadogan Financial предполагалось, что мегарегулятор будет создан на базе ФКЦБ (в Великобритании мегарегулятор создан на базе Палаты, инвестиций и ценных бумаг3).

В концепции НАУФОР также говорится о развитии системы регулирования и контроля через специальную полномоч­ную организацию, о централизации, регулирующих и контрольных функций ,о необходимости регулятивной деятельности единого органа.4

Однако существуют и аргументы против внедрения мегарегулятора.

Во-первых, есть опасения, что масштабная реорганизация подменит реальную работу по восстановлению фондового рынка. Она на долгое время вызовет излишнюю мобильность кадров, ослабление управляемости, перетряску штатов, структур и полномочий, превалирование текущих организационных задач над перспективными, что повысит регулятивные издержки и увеличит риски рынка.

Во-вторых, в российских условиях (при дефиците кадров, финансирования) слияние ведомств вызовет ослабление регулирования отдельных рынков, а ресурсы, поступающие новому ведомству, будут меньше, чем сумма ресурсов до их слияния. Это хорошо показывает опыт Министерства финансов РФ, которое в начале 90-х гг. курировал фондовый рынок и фактически упустил его. Наоборот, выделение налоговой службы из Министерства финансов привело к росту ресурсной базы регулирования налогов. В-третьих, экономика советских времен показала, что такое чрезмерная централизация и к каким последствиям (в управляемом объекте) она ведет.

В-четвертых, что касается большей независимости мегарегулятора, то, по крайней мере, в пяти случаях западноевропейский опыт свидетельствует о подчиненности мегарегулятора министерствам финансов (Великобритания, Норвегия. Фин­ляндия и Швеция) и министерству по делам экономики. (Дания).

В мире действительно существует тенденция создания мегарегуляторов: на пути централизованного финансового регулирования оказались такие европейские страны, как Норвегия (1986г), Дания (1988г), Швеция (1991г). Великобритания (1997г), Исландия (1999г) Венгрия (1996г). Вместе с тем по­литика регулирования финансовых рынков существенно варьируется по странам ЕС: полностью интегрированные мегарегуляторы существуют лишь в трех странах (Великобритания, Швеция, Дания) и в трех государствах регулирование в основном сконцентрировано в одном институте (Бельгия, Люксембург, Финляндия).

Причины создания мегарегуляторов следующие:

- универсализация финансовых институтов;

- создание финансовых конгломератов, в которых холдинговая компания или иным образом консолидированный собственник владеют несколькими финансовыми институтами, предоставляющими финансовые продукты, относящиеся к разным секторам финансового рынка;

-перекрестные предложения финансовых продуктов банка­ми (страховых, фондовых, пенсионных, коллективных ин­вестиций), страховыми и брокерско-дилерскими компаниями — банковских или подобных банковским продуктов;

-секьюритизация финансовых продуктов.

В соответствии с обследованием, проведенным PSA, резко увеличилось число фирм, ведущих все виды финансовых операций, т.е. банковские и небанковские институты все больше сближаются по содержанию проводимых операций. Двадцать лет назад даже крупнейшие британские финансовые институты обычно имели лицензию только на один вид деятельности.5

Выходом из положения являются отказ от регулирования по функциональному (секторальному) принципу и создание мегарегулятора. При этом мегарегулятор обычно оказывается построенным внутри по секторальному принципу - банки, страхование, цепные бумаги.

Таким образом, для постановки вопроса о мегарегуляторе в России должна быть достигнута зрелость финансового рынки, должны вырасти крупные и диверсифицированные финансо­вые институты, существование которых позволит перейти из секторального регулирования к кросс-секторному регулированию путем создания мегарегулятора. В России создание мегарегулятора преждевременно по следующим причинам:

- финансовый рынок пространственно протяжен, крайне раздроблен, основан на очень мелких финансовых институтах с низкой капитализацией, которым предстоит еще вырасти в более диверсифицированный и крупный бизнес.

- региональные рынки замкнуты: отсутствует не только трансграничное, но даже в большой мере трансрегиональное предложение финансовых продуктов;

- финансовые продукты имеют упрощенную структуру,

- не существуют действительно крупных финансовых конгломератов, которые бы имели доминирующее положение и нескольких секторах рынка и представляли собой переплетенный со сложной организационной структурой универсальный бизнес;

- функциональным регуляторам только предстоит в будущем в рамках своей организационной структуры развить круп­ные подразделения, которые бы на основе реорганизаций стали бы занимать ощутимые доли на рядом стоящих рынках финансовых продуктов.

Если рассмотреть европейскую и мировую практику, то можно найти много различных моделей регулирования, относительно которых ясно, что они хорошо работают в странах с различными типами финансового рынка и политических структур. Поэтому было бы неправильно утверждать, что одна и та же модель является, безусловно, правильной для каждой страны.

К сожалению, проблемы инвесторов российского рынка не решатся только лишь путем принятия на вооружение европейской практики мегарегуляторов — в настоящее время российские акционеры являются относительно бесправными участниками финансового рынка, в том числе по причине низкой корпоративной культуры и неразвитого корпоративного управления. Именно в этом, видится одно из важных условий восстановления фондового рынка и прихода долгосрочных иностранных инвестиций.

Проблема российского фондового рынка состоит не в отсутствии финансовых ресурсов для инвестиций, а в отсутствии мотивации инвестиционной деятельности, одним из проявлений которого является кризис доверия. Во всех странах мотивация осуществления инвестиций, прежде всего долгосрочных, порождается существующей системой базовых ценностей. Еще в середине XVIII в. их сформулировал английский философ Д. Юм в виде трех основных «естественных» законов: стабильность собственности; передача последней по­средством согласия (т.е. договора) и исполнение обещаний.6 Когда-то эти законы соблюдались и в России. Граждане Российской империи уверенно вклады вали средства в банки, в акции и государственные ценные бумаги. Ни у кого не возни­кало мысли о том, что вложенные деньги могут пропасть: ведь государство было олицетворением абсолютной надежности. Характерно, что выпуск государственных облигаций 1905 г. должен был быть погашен в 1982 г. Стоит вспомнить и «вечную ренту» — бессрочные государственные облигации царского правительства, в которые россияне безотзывно вкладывали свои средства и получали стабильный доход в течение всей жизни.7 Главной базовой ценностью на рынке было и всегда будет доверие, взаимное доверие между инвесторами, эмитентами и государством. Кризис доверия — первопричина крайне низкого качества корпоративного управления в России, а отсутствие системы базовых ценностей препятствует соблюдению баланса интересов акционеров, менеджеров, клиентов и общества в целом. Соответственно еще очень слаба мотивация для использования инструментов фондового рынка.

Результат закономерен: фондовый рынок оказывается слабо связанным с реальным сектором экономики и неудовлетворительно выполняет функцию по перераспределению капитала; инвестиционный процесс тормозится в своей первоначальной стадии; предприятия работают, на их продукцию есть спрос и некоторые из них имеют неплохую прибыль, но их акционеры и менеджмент редко ориентируются на реинвестирование прибыли в развитие собственных предприятий.

Ярким примером может служить вывод на рынок корпора­тивных облигаций. Более года решался вопрос о включении расходов эмитента на выплату купонов по облигациям в состав затрат. Лишь недавно эта проблема была решена, и общий объем эмиссии 25 компаний составил уже порядка40 млрд. руб. Однако все еще не решена проблема налога на эмиссию облигаций, а это явно ограничивает рост рынка.

Если облигации Банка России и корпоративные облигации все-таки были выпущены в обращение, то стрипам так и не удалось выйти на отечественный фондовый рынок. Обсужде­ние соответствующего законопроекта продолжается до сих пор, хотя предложения по выпуску этих инструментов были подготовлены еще полтора года назад. Аналогичная ситуация складывается и с операциями репо - этот сегмент рынка так и не смог восстановиться после кризиса 1998 г. Неудивительно, что в этих условиях наш рынок может предоставить инвестору крайне ограниченный набор инструментов.

Если на развитых рынках ЕС число рыночных инструментов исчисляется сотнями и тысячами, то на российском рынке—десятками единиц.

Скорее всего, в России, так же как и в других странах, создавших stakeholder capitalism («капитализм держателей кон­трольных пакетов»), не будет обеспечена защита прав акционеров в том объеме, в каком она существует в странах англо­американской модели - - shareholder capitalism («капитализм акционеров»), по крайней мере до тех пор, пока 60—70% часнтой собственности в России находится в контрольных паке­тах.8

Глубина конфликтов интересов в акционерных обществах показывает, что введение принципов корпоративного управ­ления является действительно важной задачей. Для ее реше­ния необходимо использовать законотворческий опыт ЕС. Кроме выше упомянутых директив ЕС по корпоративному праву, внимания заслуживает Директива 97/7/ЕС по компенсационным схемам защиты инвесторов9 и Директива 89/592 по предупреждению инсайдерской деятельности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основные пути решения проблем в области благоустройства и озеленения территории муниципального образования

    Дипломная работа >> Строительство
    ... Основные пути решения проблем в ... жилищного фонда основными ... функционировании городов. Они оказывают значительное влияние на возможность ... российского и зарубежного опыта архитектурных ... в регионах Западной Европы привело к тому ... с применением новейших разработок ...
  2. Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... решению проблем функционирования ... российское ... возможность применения ... опыта западных стран дает возможность ... фонда 4 5,7 5,2 5,1 Государственного фонда содействия занятости 1,8 1,5 1,8 1,7 Республиканского фонда "Энергосбережение" 0 0 0 0 Республиканского фонда ...
  3. Программно-целевой подход в реализации жилищной политики в Республике Татарстан

    Дипломная работа >> Экономика
    ... Российской Федерации и Республике Татарстан; применение ... возможно, в течение пяти-семи лет смогут получить жилье из государственных и муниципальных фондов ... западных ... опыта предложены рекомендации по решению проблем функционирования ... Глазычев. М.: Европа, 2006, ...
  4. Банковская система Российской Федерации (5)

    Курсовая работа >> Банковское дело
    ... фонд, резервный фонд и другие фонды, ... компании в США, Западной Европе и в Японии. ... чем применение типовых решений, ... проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности ... опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского ...
  5. Западное полушарие как сфера гегемонии США

    Дипломная работа >> Экономика
    ... Западном полушарии: российский ... применению ... Валютным Фондом и ... решение проблем миграции мексиканской рабочей силы в США, предоставление более широких возможностей ... лет функционирования НАФТА ... странах Западной Европы гражданское ... восточноевропейскому опыту XX ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0036840438842773