Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Научная статья
Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Беккет (Beckett) Самуэль (p. 13.4.1906, Дублин), поэт, драматург, романист, представитель модернизма. По происхождению ирландец. Пишет на английском и...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
История русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже ...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
В Нью-Йорке никто не ждал начинающего писателя (а Генису не было еще и 25 лет, когда он стал эмигрантом) с распростертыми объятьями, и первая его рабо...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился... Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

- Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства... косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни - в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)

«...это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)

«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, дет­ской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Образы мальчиков - героев «Бежина луга» - овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия... Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра...» (С.Н. Петров.)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де­тей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ре­бятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)

Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в про­зе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чте­ние, анализ текста.

Ход урока

«... что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»

П. В. Анненков.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

157

I. Слово учителя

Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые об­рамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотни­ка» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворе­ний в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творче­стве. Им и посвящен сегодняшний урок.

Тургенев создал новый для русской литературы жанр произве­дений - стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и на­званы стихотворениями.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писа­тель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворе­ния. При первом издании автор написал следующее предисло­вие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра дру­гое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опуб­ликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», ко­торая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласо­ванное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной фор­мы, отшлифованное и законченное создание представляет в сво­ем целом поэму о пройденном жизненном пути...»

Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытани­ями, которые выпали на его долю.

II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа

Стихотворения читает учитель.

— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)

— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая инто­нация главенствует здесь?

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, при­поднятой интонацией.)

— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпи­ческое?

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— В стихотворении всего три предложения. Какие это предло­жения по цели высказывания, по интонации? Какое значе­ние то имеет?

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторс­кий) прием, придающий тексту патетическое звучание, передаю­щий искреннюю взволнованность автора.)

— Какие художественные приемы используются в стихотво­рении?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу - его носителю: «великий язык» - «великому народу».)

Комментарий учителя:

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культур­ный обиход страны и стали звучать в публицистических выступ­лениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа

— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?

— Какое значение имеет многократное повторение слова «оди­наковый»?

— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?

— Каков философский смысл этого стихотворения?

IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,

что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).

V. Итоговый вопрос

— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворе­ниях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступ­ление?

Домашнее задание

1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.

2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.

Информация для учителя

Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

159

К стихотворению «Собака»

Стихотворение демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой при­родой, философски и даже мистически ощутить свою близость к ней. Это вовсе не озна­чает, как в предшествующие годы писали некоторые исследователи, обращения к «сум­рачной символике». Скорее это признание достаточно очевидной истины о неразрывнос­ти всего живого.

- Каковы могут быть убедительные приметы того, что перед нами лирическое про­изведение?

В стихотворении «Собака» речь ведется от имени лирического героя. Это «я» вовсе не обязательно автор. Но читатель остро чувствует самую глубокую личную заинтересован­ность автора в том, о чем размышляет, глядя в глаза этому живому существу.

В «Собаке» речь идет о жизни всего живого, а не о конкретной собаке. Попробуем проследить, как рисуют жизнь всего живого эти несколько строк. Фон безмолвного диалога Собаки и автора - страшная, неистовая буря. Единственное, что в состоянии противостоять этой буре, - это тождественность мироощущения двух живых существ. В них - одна и та же жизнь. Космическим холодом веет от фона, на котором развертывается этот грустный дуэт.

Но главное в этих строках не старческая грусть прощанья с жизнью. В стихотворении есть то, что сейчас мы так стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою умиротворяющую общность со всем живым вокруг нас.

Сатира «Дурак» неожиданна среди произведений, часто трогательных и исполненных патетики. Думается, что если даже Тургенева с его душевной мягкостью и доброжела­тельностью не раз «доставали» самонадеянные и злоречивые дураки, то это может слу­жить и для нас своеобразным психологическим сигналом. Агрессивное обличение всего и всех как способ самоутверждения - вещь опасная. Обозначить свое отрицательное отношение к ней - просто обязанность порядочного человека.

Интересно, что в списке названий стихотворений Тургенев, которого очень угнетали нападки злоязычных критиков, назвал его «Дурак (рецензент)» - и только Стасюлевич уговорил автора убрать слово «рецензент» из заглавия, чтобы никого не дразнить.

Решение вопроса о том, можно ли считать последнюю фразу стихотворения в прозе -«Житье дураку между трусами» моралью произведения, как мы это делаем в баснях, нео­днозначно. Читателю в тексте стихотворения предложены: отзыв дурака о живописце; отзыв дурака о «прекрасной книге»; отзыв дурака о благородном человеке. Вывод: общий хор по поводу ретивого обличителя «Но какая голова!», «И какой язык!».

Очевидно, можно было бы принять всех представителей окружения дурака равными ему по интеллекту. Но наблюдение Тургенева глубже, и это еще более обидно. Оно за­фиксировано в финальной фразе стихотворения: «Житье дураку между трусами».

К стихотворению в прозе «Воробей»

В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его названия. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее звучит личностное начало - не только взволнованность автора, но и стремление пока­зать, как близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масшта­бы, становится более общезначимой.

Так, вместо «по аллее моего сада» - стало «по аллее сада».

Вместо «с березовой ветки» - «с близкого дерева».

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

В окончательном варианте опущена целая фраза: «Я благоговею перед тобой, маленький герой!»

Небольшая правка в тексте дает нам право сказать не только о требовательности автора к каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных изменений как бы менять масштаб изображаемых событий.

Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут поразмыслить и над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразием оттенков слова. Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, беспомощно...» и «недвижно, беспомощно»; «стало быть, и он...» и «видно, и он...», «только ею, только любовью держится, а следовательно, и движется жизнь» и «только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Цель урока: расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотвор­ным текстом, познакомить с исторической основой поэмы «Рус­ские женщины».

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование урока: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Ма­териалы для выставки в школе и детской библиотеке. Н.И. Якуш-кин. М., 1987.

Материал для учителя: Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Гессен А. «Во глубине сибирских руд»; Гукасова А.Г. Некра­сов в школе. М., 1960; Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему... М., 1985; Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Сост. Н.И. Якушкин. М., 1987; Евге-ньев-Максимов В. Некрасов в школе. М., 1986.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть одного из стихотворений в прозе Тургенева.

2. Чтение и анализ стихотворений в прозе, написанных уче­никами.

П. Слово учителя

1. Чтение учителем стихотворения «Еду ли ночью по улице тем­ной...»

Еду ли ночью по улице темной, Бури заслушаюсь в пасмурный день -Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой. С детства судьба невзлюбила тебя:

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя

Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной...

Помнишь ли день, как, больной и голодный, Я унывал, выбивался из сил? В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил. Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки Ты согревала дыханьем ему. Он не смолкал - и пронзительно звонок Был его крик... Становилось темней; Вдоволь поплакал и умер ребенок... Бедная! слез безрассудных не лей! С горя да с голоду завтра мы оба Также глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком...

В разных углах мы сидели угрюмо. Помню, была ты бледна и слаба, Зрела в тебе сокровенная дума, В сердце твоем совершалась борьба. Я задремал. Ты ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу. И через час принесла торопливо Гробик ребенку и ужин отцу. Голод мучительный мы утолили, В комнате темной зажгли огонек, Сына одели и в гроб положили... Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, ко­торый, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, вынужден был не только проби­вать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать себе на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Позднее П.Д. Бо-борыкин писал о Некрасове: «Натура у него была железная, донельзя выносливая и в умственном труде, и в разных физических упраж­нениях...» Именно это качество помогло молодому, никому не из­вестному автору стать великим писателем, несмотря на то что отец отказал ему в материальной поддержке, когда узнал, что сын не хочет поступать на военную службу, а хочет учиться в университе­те и стать писателем. Некрасов поступил вопреки воле отца. Он



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнь и творчество И.С.Тургенева

    Реферат >> Литература и русский язык
    Реферат по дисциплине: Литература на тему: Жизнь и творчество И.С.Тургенева Выполнил студент 1 курса Москва 2009 ... для детей, об успехах на уроках, об учителях, излагаются мысли о прочитанном ...
  2. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть

    Научная статья >> Литература и русский язык
    ... интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына. Задачи урока: Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию ... героем этого рассказа, как и в романе Тургенева «Отцы и дети», является сама жизнь ...
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... гибнут. 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. ... с И. С. Тургеневым. Исследователи художественного мастерства Тургенева справедли­во отмечают, что «у Тургенева нет деревьев ... как у мно­гих собратьев по творчеству. Более того, герой ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... 27. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 28. Основные мотивы ... летописи и молве «не по замышлению Бояню», а «по былинам сего времене», автор ... поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную ...
  5. Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

    Сочинение >> Психология
    ... ? (Нет, это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в ... И.С.Тургенев? 1-й ученик (цитирует Тургенева). Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек ... надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку. Проверим ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015418529510498