Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Научная статья
Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Беккет (Beckett) Самуэль (p. 13.4.1906, Дублин), поэт, драматург, романист, представитель модернизма. По происхождению ирландец. Пишет на английском и...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
История русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже ...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
В Нью-Йорке никто не ждал начинающего писателя (а Генису не было еще и 25 лет, когда он стал эмигрантом) с распростертыми объятьями, и первая его рабо...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика - образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

- Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» - жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления - слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.

Если в описании избы - социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен ... и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк - че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю ... даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4). Ответить на вопросы:

- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы - сначала физической, потом моральной - не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз - «Отпусти... приказчик... разоре­ны, во как... отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнь и творчество И.С.Тургенева

    Реферат >> Литература и русский язык
    Реферат по дисциплине: Литература на тему: Жизнь и творчество И.С.Тургенева Выполнил студент 1 курса Москва 2009 ... для детей, об успехах на уроках, об учителях, излагаются мысли о прочитанном ...
  2. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть

    Научная статья >> Литература и русский язык
    ... интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына. Задачи урока: Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию ... героем этого рассказа, как и в романе Тургенева «Отцы и дети», является сама жизнь ...
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... гибнут. 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. ... с И. С. Тургеневым. Исследователи художественного мастерства Тургенева справедли­во отмечают, что «у Тургенева нет деревьев ... как у мно­гих собратьев по творчеству. Более того, герой ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... 27. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 28. Основные мотивы ... летописи и молве «не по замышлению Бояню», а «по былинам сего времене», автор ... поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную ...
  5. Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

    Сочинение >> Психология
    ... ? (Нет, это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в ... И.С.Тургенев? 1-й ученик (цитирует Тургенева). Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек ... надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку. Проверим ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018482208251953