Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Научная статья
Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Беккет (Beckett) Самуэль (p. 13.4.1906, Дублин), поэт, драматург, романист, представитель модернизма. По происхождению ирландец. Пишет на английском и...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
История русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже ...полностью>>
Литература и русский язык->Научная статья
В Нью-Йорке никто не ждал начинающего писателя (а Генису не было еще и 25 лет, когда он стал эмигрантом) с распростертыми объятьями, и первая его рабо...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5) «Недолги летние ночи!» (с. 231).

6) «Утро зачиналось» (с. 232).

7) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, загово­рило» (с. 232).

- Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; дру­гая - в описании леса, растений; третья - в описании животных.

(Примеры тропов.

Эпитеты: «солнце... светлое и приветно лучезарное... мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица... пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глу­хо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек сла­бо и жалобно пискнул»; «страшная бездна».

Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по беско­нечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными ру­кавами ровной синевы, ...почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопреде­ленные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»;

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливает­ся кротким румянцем»; солнце... мирно всплывает»; «хлынули иг­рающие лучи»; «трава... белела ровной скатертью»; «даже с выши­ны лилась темнота»;

Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки... за­шевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного сове­щания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».) - Как на протяжении рассказа писатель показывает связи меж­ду человеком и окружающей его природой? (Это задание тоже можно разделить по группам: группы анализируют раз­ные фрагменты рассказа.) (Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отноше­ния. Их описание создает соответствующее настроение - то тре­вожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное.

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и не­зависимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меня­ющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...»

147

роду, как на высшую силу - он зависит от ее расположения: «По­добной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»; «летучие мыши уже носились,., таинственно кружась и дрожа»; «какая-то неторная дорожка»; «все кругом бы­стро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной».

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «Слад­ко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и све­жий запах - запах русской летней ночи»; Конец рассказа: «Жид­кий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью». «Всюду лучисты­ми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чис­тые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принес­лись звуки колокола...» Кстати, и церковь, и звук ее колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой.

Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, при­рода, с одной стороны - их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют дей­ствием потусторонних сил: в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.

Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опаснос­тей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Пав­луша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь».)

III. Итог урока

Слово учителя:

«Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и при­роды, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа - единое чудо и це­лый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без при­роды? И то и другое немыслимо!., как бесконечно сладостна — и горька - и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Домашнее задание

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

2. Прочитать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного чтения.

3. Составить цитатный план рассказа «Бирюк».

4. Ответить на вопросы и выполнить задания пособия «Чита­ем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

Цель урока: углубить понятие о русском национальном харак­тере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, сообщение учени­ка, выразительное чтение, повторение изученного, комментиро­ванное чтение, элементы анализа художественного текста.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»:

1. «Гроза надвигалась...»

2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу...»

3. «Редко мне случалось видеть такого молодца...»

4. «В лесу шалят...»

5. «Он держал под собою вора...»

6. «Отпусти... Ей-богу, с голодухи...»

7. «Убирайся к черту... Да смотри, в другой раз у меня!..»

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подго­товку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась...» с точки зрения художественных средств изображе­ния (выделить слова, которые передают состояние природы, крас­ки, звуки, запахи).

- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

- Какую роль играет образ-символ грозы?

- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

- Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

- Какие слова в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

- Какую роль играет описание интерьера избы?

- Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

- В чем особенности портрета Бирюка?

- Какие детали портрета героя вы считаете главными?

- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

149

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

Найти в словаре В.И. Даля значения слова «бирюк».

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

- Зачем Тургенев сделал примечание о слове «бирюк»?

— Найти в толковых словарях объяснения словам «дрожки», «полати», «лучина», «замашная рубашка», «рогожка», «ку­шак» и др. Составить словарик.

Пример словарика:

бирюк - волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губер­нии человек одинокий и угрюмый»);

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремеслен­ников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю;

полати - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механиз­ма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламене­ния порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

- В чем различие лексики разных героев рассказа?

- Какое значение имеет это различие?

- Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

- Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнь и творчество И.С.Тургенева

    Реферат >> Литература и русский язык
    Реферат по дисциплине: Литература на тему: Жизнь и творчество И.С.Тургенева Выполнил студент 1 курса Москва 2009 ... для детей, об успехах на уроках, об учителях, излагаются мысли о прочитанном ...
  2. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть

    Научная статья >> Литература и русский язык
    ... интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына. Задачи урока: Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию ... героем этого рассказа, как и в романе Тургенева «Отцы и дети», является сама жизнь ...
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... гибнут. 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. ... с И. С. Тургеневым. Исследователи художественного мастерства Тургенева справедли­во отмечают, что «у Тургенева нет деревьев ... как у мно­гих собратьев по творчеству. Более того, герой ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... 27. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 28. Основные мотивы ... летописи и молве «не по замышлению Бояню», а «по былинам сего времене», автор ... поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную ...
  5. Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

    Сочинение >> Психология
    ... ? (Нет, это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в ... И.С.Тургенев? 1-й ученик (цитирует Тургенева). Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек ... надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку. Проверим ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019121170043945