Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Биография
Новая китайская поэзия, рожденная литературной революцией и «движением 4мая» 1919г., совершила поистине чудесный скачок в иное качественное состояние,...полностью>>
Литература и русский язык->Контрольная работа
На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационные сети от малых локальны...полностью>>
Литература и русский язык->Рассказ
Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком ...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Николай Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

“Я переписал мои 5 повестей и предисловие, т.е. сочинения покойника Белкина, славного малого”, - сообщает поэт 3 июля 1831 года П. Плетневу (14, 186). Работал, стало быть, Пушкин над предисловием и после возвращения из Болдина. И навсегда закрепил в окончательном тексте свидетельство о тех, кто побуждал к сочинительству “славного малого”, охотно приникавшего ко всякого рода житейским историям.

Замечая, что в “Повестях Белкина” “нет главного - вымысла”, Булгарин, конечно, имел в виду, что в них нет ничего нового, о чем уже не написала бы современная ему литература. И попадал в точку. Собственным вымыслом поименованные Белкиным собеседники похвастать не могли. Но это связано еще с одной их функциональной ролью. Представители самых разных социальных слоев, они выступали потребителями тогдашнего книжного рынка, несли с него литературу, рассчитанную на людей именно их круга, их сословия, пересказывали или припоминали прочитанное. Поэтому каждая из их пяти совершенно не похожих друг на друга историй оказывалась знакомой читателям другой книги, другого автора.

Отсюда солидное количество произведений, которые называют исследователи за более чем сто лет со времени появления “Повестей Белкина” в печати, указывая на очередную первооснову той или иной повести.

Резон в таких указаниях, как правило, всегда есть: речь на самом деле может идти вовсе не о мнимой схожести сюжетного поворота, или мотива, или интонаций иных авторских фраз и речений персонажей.

Термин “постмодернизм” был придуман много позже того времени, когда ловили Пушкина на заимствовании или переосмыслении чужого текста (кто только не попадался поэту под руку - Гораций, Шекспир, Державин, Жуковский, даже мало кому нынче известный стихотворец Семен Бобров!), когда с удивлением обнаруживали в “Тарасе Бульбе” Гоголя не слишком скрываемые сатириком слегка переработанные куски из повести О. Сомова “Гайдамак” или когда харьковский драматург Г. Квитка-Основьяненко прилюдно возмущался тем, что из его пьесы “Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе” тот же Гоголь позаимствовал сюжет для своего “Ревизора”.

Девица К. И. Т., подполковник И. Л. П., титулярный советник А. Г. Н., приказчик Б. В. доносили до Белкина чужое, которое Пушкин делал своим, выражая в повестях свое ни у кого не позаимствованное мирочувствование, собственные взгляды на проблему добра и зла.

К этим взглядам, к этому мирочувствованию соавторы Белкина отношения не имеют. Да и не могут: они - ретрансляторы пусть и занимательного, но общеизвестного, оставляющего полный простор для индивидуального осмысления рассказанных ими событий.

Но думается, что без них не было бы и необычного для Пушкина извещения: “Конец повестям И. П. Белкина”, - этой заключительной фразы, не просто возвращающей к началу, к названию, но и указывающей на окончательное оформление всей структуры белкинского цикла, на особенность его структуры. Ее внутренняя композиция, тематика ее частей, абсолютно не похожих друг на друга, сцементирована не только авторством Ивана Петровича Белкина, но именами, званиями и пристрастиями его соавторов.

_____________

Введение образа И. П. Белкина в произведение

Вопрос "К чему Белкин?", заданный исследователями творчества Пушкина, встал надолго перед русской литературой и историко-литературной наукой. И до сих пор серьезного и удовлетворительного ответа на этот вопрос нет; не потому, что он неразрешим, а потому, что слишком уж сильна традиция предубежденного отношения к этому пушкинскому образу. Введение образа Белкина давало возможность издателю опосредованно, но решительно вторгаться во все включенные в сборник повести. Сборник же открывался известием, что в русской литературе появился новый писатель. Факт его существования подтверждался сборником его повестей. Пушкин и брал на себя обязанность представить нового писателя, выступая его биографом. Жизненный материал, легший в основу повестей – истории, случаи, происшествия провинциального быта. Обычно о них повествовали авторы. Теперь же Пушкин дает слово Белкину, выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это и крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей. Тут и богатые, и бедные помещики, аристократы, офицеры, службой занесенные в отдаленные места. В историческое действие включены, следовательно, люди разных сословий, профессий, имущественного состояния. Пушкин не исключал всю массу российского населения из участия в национальной истории. «Мнение народное» стало для него верным компасом оценки действительности. Собственные взгляды Пушкина слагались при опоре на народные традиции и мораль. Гуманизм Пушкина нашел в них прочную основу, однако каждый писатель народен не столь в той степени, в какой он берет у своего народа, сколько в той мере, что он дает народу. Конечно же, Пушкин всегда думал о перспективах народного бытия, мечтал о том времени, когда исчезнут социальные противоречия и жестокие гражданские распри и уступят место подлинно гуманным отношениям. Залог счастливого будущего он видел в тех духовных и нравственных началах, которые слагались в историческом опыте наций и прежде всего в ее демократическом слое. Пушкин уверяет нас, читателей, что всё рассказанное в повестях – истинные истории, вовсе не выдуманные им, а происходившие на самом деле. Перед ним встала необходимость мотивировать вымысел, так как на том этапе русской прозы мотивировка повествования была обязательной. Повести, рассказанные Белкиным, который долго жил в провинции, завел знакомства с соседними помещиками, близко общался с простым людом, вел тихую размеренную жизнь. Все это выглядит так естественно! Именно провинциальный помещик действительно мог слышать о происшествиях, запомнить их и записать. Тип Белкина как бы воздвигнут самой обычной жизнью. Пушкин выдумал Белкина, чтобы дать ей слово. С этими людьми И. П. Белкину легко было бы встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются Пушкин настойчиво приписывал повести Белкину – и хотел, чтобы читатели узнали о его собственном авторстве. Повести настроены на совмещение двух разных художественных воззрений. Одно принадлежит человеку невысокого духовного развития, другое же – национальному поэту, поднявшемуся до вершин общественного сознания и высокой мировой культуры. Пушкин отказываясь от авторства выполняет одновременно скрытую функцию в повествовании. Он, во-первых, творит биографию Белкина-автора, рисует его человеческий облик, то есть явно отделяет себя от Белкина, а, во-вторых, дает понять, что Белкин-человек не равный Белкину-автору. С этой целью он воспроизводит в самом стиле изложения авторский облик Белкина-писателя, его природу, восприятие и понимание жизни Мало было вымыслить Белкина, надо было сделать Белкина писателем, отделив не только себя от Белкина, но и Белкина как человека от рассказчиков. При всей сложности Белкина с его знакомыми провинциалами Иван Петрович все-таки отличается и от ненарадовского соседа, и от рассказчиков, и от помещиков – персонажей повестей. Основное его отличие состоит в том, что он – писатель. Благодаря Белкину повествование направляется по уже известному и привычному для тогдашнего читателя темой сентиментальных и романтических повестей, где царствовал «его величество случай». Но традиционные сюжеты неожиданно иронически преображаются, Пушкин побуждает к внимательному изучению жизни, к серьезному размышлению над далеко не простыми ситуациями, в которые вовлечены герои повестей. Мы видим, что на книжные, условно-литературные формы лег отблеск «прозаической» натуры Белкина, отразившейся в повествовании. Это позволило Пушкину передать новую, свежую жизненную правду. Белкин «помог» Пушкину установить дистанцию между сюжетами и героями, с одной стороны, и собственными переживаниями, с другой. Белкин в изображении жизни тянется к литературному, книжному освещению сюжетов. Пушкин иронически «поправляет» белкинские попытки, соблюдая точность в описании нравов и обычаев. Пушкин вымышляет Белкина и, следовательно, за Белкина также и рассказчика, но рассказчика особого: Белкин нужен Пушкину как рассказчик-тип, как характер, наделенный устойчивым кругозором. Но совсем не в качестве рассказчика, обладающего своеобразной речью. Трудность и оригинальность пушкинского замысла заключались в создании «авторов в авторе». Повести включают и пушкинскую точку зрения, но она скрыта, как и непосредственно белкинская. Но истории, рассказанные Белкиным, Пушкин наделил необычайным светом: в них вдруг отразилась в типичных своих чертах провинциальная жизнь и быт. Однако «Повести Белкина» не беспристрастны, потому что освещение сюжетов принадлежит Пушкину. В «случайных» происшествиях, которые Белкину и запомнились потому, что они выпадают из привычной ему жизни. Пушкин применяет далеко не случайный, а обобщенный смысл. Биография И. П. Белкина и по содержанию и по форме изложения была вызовом Пушкина современной ему литературе. Образ Белкина тем и знаменателен для Пушкина, что создание его было первой попыткой преодоления романтического понимания личности писателя и показа его как всякого человека, в обусловленности обстоятельствами жизни, истории и среды. Его жизненный путь также ничем не был примечателен. По званию своему Белкин – дворянин, по образу жизни, по образованию – это писатель, связанный с низовой Россией. Пушкин подчеркивает демократический характер вводимого им в литературу писателя. Его жизненный путь также ничем не был примечателен. Родился от «честных и благородных родителей в 1798 году» (характерная подробность: Белкин ровесник Пушкина), первоначальное образование получил у деревенского дьячка, затем служил в пехотном егерском полку, вышел в отставку после смерти родителей и в 1823 году вернулся в Горюхино. Здесь, вместо того чтобы рачительно вести хозяйство и выбивать из мужиков доходы, он занялся литературой, отдавая ей весь свой досуг. У романтиков поэт, художник стоял, одинокий, над толпой. Но это не значит, как об этом часто пишут, что Белкин – Митрофан, глупец и невежда, выступающий в маске простодушного провинциала. Он дан читателю через восприятие двух людей: своего соседа – ненарадовского помещика и своего издателя – Пушкина. Осуществлено это блистательно найденным приемом – введением письма ненарадовского помещика, к которому, как к другу Белкина, обратился Пушкин. В основе этого письма – полемическая характеристика Белкина с позиций крепостника. Письмо отражает трезвый, прозаический подход к жизни вообще, к Белкину и его делам – в частности. Отвечая на просьбу издателя-Пушкина, ненарадовский помещик прежде всего – и это естественно для него – характеризует Белкина со стороны его хозяйственной деятельности. Он должен был констатировать, что вследствие «неопытности и мягкосердия» Белкин «запустил хозяйство и ослабил строгий порядок», заведенный его отцом. Он прогнал старосту, которым «крестьяне… были недовольны», препоручил управление имением своей ключнице. Новый староста, «выбранный» самими крестьянами, «потворствовал им». Все это возмущало ненарадовского помещика, он пытался вмешаться в дела друга, но не преуспел в этом – Белкин не слушал его. Вся это «обличительная» характеристика Белкина, понятная в устах рачительного и строгого ненарадовского помещика, имеет и второй смысл. «Нерадивость» Белкина-помещика оказывается совершенно определенной общественной позицией. Вернувшись из армии в Горюхино в 1823 году, он отказывается от уготованной ему после смерти родителей деятельности помещика. Получив наследство, он стремится облегчить участь крестьян: помимо того, что убирает старосту, которым они недовольны, отменяет барщину и учреждает «весьма умеренный оброк». Факт этот примечательный: Пушкин подчеркивает его исторический характер: известно, что в конце десятых годов Николай Тургенев, будущий декабрист, перевел своих крестьян на оброк, что вызвало возмущение помещиков, «одержимых хамобесием». В духе Тургенева Пушкин заставил действовать Онегина и Белкина. В обоих случаях помещики-соседи, эти «архихамы», осудили такие действия. Через несколько лет Белкину становится известно, что «число крестьян умножилось», и это вполне его устраивает. Все это читатель узнает от ненарадовского помещика, который бранит и попрекает Белкина.

Проблематика образов автора и рассказчиков.

«Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, несовпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по-иному освещается Пушкиным, который то вставляет ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету. Переход от белкинской точки зрения к пушкинской совершается незаметно, но именно в сопоставлениях разных писательских манер до чрезвычайности скупой, наивной, «бедной» и лукавой, смешливой, иногда лирической – и заключается художественное своеобразие «Повестей Белкина». В 1831 году «Повести Белкина» вышли из печати. Читатель получил на редкость ясные по содержанию и простые по форме прозаические произведения. Их незамысловатость, простота подчеркивалась и сюжетами. Но простота эта обманчива. В действительности же «Повести Белкина» - произведение глубокое, сложное, новаторское, богатое новыми идеями и принципиально важными художественными открытиями. Новизна повестей подчеркнута новизной их автора – Пушкин издал их под именем Белкина. Но то не было уловкой или желанием Пушкина скрыть от литературной общественности свое имя под псевдонимом. Белкин – это сквозной образ, определяющий единство всех повестей и потому играющий важную роль в их понимании. Он не просто одно из действующих лиц всех пяти повестей, но, пожалуй, самый главный образ, наивысшая художественная удача Пушкина. Он единственный, кто незримо присутствует во всех повестях, ему посвящена и специальная – шестая, а практически первая повесть под названием «От издателя». Обстоятельство это немаловажное – оценим сам факт, что автором пяти повестей – был Белкин, автором же шестой (первой) – издатель А.П., то есть сам Пушкин.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Слово о полку Игореве . Основные образы. Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... Н. Муравьев, а непревзойденным мастером — И. И. Дмитриев. ... героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности ... автобиографичен. Это признание взрослого человека в ... раз меняется рассказчик; нарушена ... крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая ...
  2. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... воспоминания возникают в сознании рассказчика и создают иллюзию действия ... и серьезные рассуждения о проблемах медицины и здравоохранения, ... Петра, как Пушкин, Гоголь, Достоевский. ... как признанный мастер слова. В. Маяковский называл его "Лобачевским слова", а ...
  3. Уроки Мастера. Конспекты по театральной педагогике

    Книга >> Педагогика
    ... А. С. Пушкина. И было ... нра­вились постановки "Женитьбы" Гоголя и мольеровского " ... , замечатель­ный рассказчик, тонкий ценитель ... слова А. Д. Попова: "...Полезно искать какие-то технологические проблемы ... В. М. Шукшина, признанного мас­тера интриги, есть рассказы, ...
  4. Теория текста

    Реферат >> Иностранный язык
    ... , Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом, Гоголь и ... голоса и голоса рассказчика находим в произведениях ... поселиться, получить признание, распространиться»: « ... В. Распутина и других мастеров слова активно впитывают в себя народное ... решаемая проблема, – это проблема «автор ...
  5. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... стро­ки своими проблемами. «Слово» написано в ... повести автор меняет рассказчи­ков. В «Бэле» ... : Пушкин, Гоголь, Некрасов. В творчестве А. С. Пушкина звучат ... историю Мастера и Маргариты. Поведение Мастера и ... Шолохова получил международное признание, а автор ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010559558868408