Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Реферат
Філологічне тлумачення поняття «джерело» розкриває його сутність як те, що дає початок чомусь, з чого випливає, черпається пев­ний процес або явище. У...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Так, Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч.1 ст. 8 Конституції України). У рішенні Конституційного Суду України від 27 грудня 2001 ро...полностью>>
Право, юриспруденция->Лекция
Розкрити сутність та значення стадії перегляду судових рішень в порядку виключного провадження; з’ясувати підстави та процесуальний порядок виявлення ...полностью>>
Право, юриспруденция->Книга
Административное право России является одной из наиболее многогранных и сложных отраслей российского права. Сложность освоения учебного материала по д...полностью>>

Главная > Научная статья >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жилищный кодекс российской федерации в системе жилищного законодательства: к вопросу реализации его положений

в жилищных актах

Правовой основой развития жилищного законодательства является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, следовательно, законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 5 Жилищного кодекса РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в составе жилищного законодательства. Как видим, такая позиция не соответствует положению Конституции РФ.

Таким образом, систему жилищного законодательства образуют федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (жилищное законодательство Российской Федерации), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ). Наибольшую юридическую силу имеет Жилищный кодекс РФ, являясь основополагающим в системе актов жилищного законодательства, Кодексу должны соответствовать все другие нормативные правовые акты этой отрасли законодательства. Если какие-либо нормы жилищного законодательства не соответствуют ЖК РФ, то применяются нормы Кодекса.

Акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной подчиненности. Каждый последующий акт, определяемый в статье 5 ЖК РФ (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.), должен соответствовать предыдущим. Так, указы Президента РФ не могут противоречить Кодексу, другим федеральным законам; постановления Правительства РФ принимаются во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты органы государственной власти принимают в пределах своих полномочий.

Так, постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение Жилищного кодекса РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ; ЖК РФ содержит большой перечень вопросов, решаемых Правительством РФ, в частности утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63), установление перечня заболеваний, при которых совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной квартире невозможно (ст. 51), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), утверждение порядка пересчета платежей за коммунальные услуги (ст. 155), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 159).

Жилищные вопросы регламентируются субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией либо отнесены к ведению субъектов РФ. Так, ЖК РФ определяет основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся (п. 3 ст. 12, ст. 51, 52). Что касается порядка ведения такого учета, то его устанавливают законы субъектов РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Кодексом к ведению субъектов РФ отнесены вопросы установления порядка определения общей площади предоставляемого жилья (ст. 57). Субъекты РФ вправе издавать только те акты, которые не противоречат федеральным законам.

Субъекты РФ вправе - до принятия соответствующего федерального закона - осуществлять собственное правовое регулирование. Однако, если такой закон принимается, они обязаны привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законом.

Акты, которые принимают муниципальные органы, должны соответствовать ЖК РФ, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Согласно ЖК РФ эти органы устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156).

ЖК РФ определил основы правового регулирования жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления в регламентации этих отношений (ст. 12, 13, 14).

В то же время разграничение полномочий никоим образом не означает разделения предметов федерального и регионального регулирования; общие подходы и требования к пользованию жильем, содержанию и использованию жилищного фонда вызывают необходимость единообразного регулирования ряда вопросов, касающихся жилищных отношений. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации на уровне субъектов РФ лишь в той мере, в какой они не урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, субъекты РФ решают вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией. Так, ЖК РФ к их полномочиям относит: определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

Полномочия федеральных органов государственной власти определены ст. 12, региональных - ст. 13, органов местного самоуправления - ст. 14 ЖК РФ.

Приведем несколько примеров разграничения полномочий, которые показывают тесную взаимосвязь функций соответствующих органов разных уровней:

1. К компетенции федеральных органов отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ - государственный учет жилищного фонда субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда.

2. Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12); субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, которое находится в собственности членов семьи и подлежит налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (п. 3 ст. 13); органы местного самоуправления - размер вышеназванных доходов и стоимости имущества, определяемый в тех же целях (п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 49).

3. Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья малоимущим гражданам по договору социального найма (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ - порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Органы местного самоуправления ведут такой учет граждан и предоставляют малоимущим гражданам жилье из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ).

4. Определение условий и порядка переустройства жилых помещений возложено на Российскую Федерацию (п. 10 ст. 12), а согласование переустройства (согласно п. 7 ч. 1 ст. 14) - на органы местного самоуправления (см. гл. 4 ЖК РФ).

Вопросы, отнесенные Жилищным кодексом РФ к полномочиям органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, не исчерпываются ст. 12 - 14 ЖК РФ.

Так, помимо определяемых ст. 12 ЖК РФ, к вопросам, разрешаемым на федеральном уровне, Кодекс относит: порядок выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации (ч. 1 и 6 ст. 32); установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ч. 10 ст. 32); установление правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); установление перечня соответствующих заболеваний, при которых проживание с лицом, страдающим этим заболеванием, в одной квартире невозможно, для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилье (ст. 51), а также предоставления жилого помещения (ст. 58); утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100) и т.д.

К полномочиям субъектов РФ (помимо вопросов, определяемых ст. 13 ЖК РФ) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд субъекта РФ (ч. 1 и 6 ст. 32); установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ (ст. 104); установление порядка управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности субъекта РФ (ст. 163), и т.д. Иные вопросы могут быть определены согласно положению п. 9 ст. 13 ЖК РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления (помимо вопросов, определяемых ст. 14) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 и 6 ст. 32); установление учетной нормы и нормы предоставления (ст. 50); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст. 104), и т.д.

Как уже было отмечено, все жилищные акты должны соответствовать Жилищному кодексу РФ; в случае возникшего противоречия закон или иной акт подлежит приведению в соответствие с Кодексом. Однако чем можно объяснить наличие жилищных актов, положения которых грешат несогласованностью с нормами Жилищного кодекса РФ?

В числе таковых, в частности, Типовой договор социального найма, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 <2>, а также утвержденные Правительством РФ: форма уведомления о переводе (об отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (Постановление от 10.08.2005 N 502) <3>; форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление от 28.04.2005 N 266) <4>.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2126.

<3> СЗ РФ. 2005. N 33. Ст. 3430.

<4> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1812.

Погрешности этих документов: несоответствие положениям Кодекса, неточное (искаженное) отражение его норм, были предметом обсуждения на страницах журнала "Жилищное право" <5>. Было обращено внимание, в частности, на следующие, мягко говоря, ошибки.

--------------------------------

<5> См.: Жилищное право. 2005. N 11. Стр. 2 - 7.

Подпункт "в" пункта 6 Типового договора предусматривает сохранение права на жилое помещение при временном отсутствии нанимателя и членов его семьи, тогда как ст. 71 ЖК РФ гласит, что временное отсутствие этих лиц не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма. Такое положение Типового договора является необоснованным ограничением сохраняемых прав по договору <6>. Кроме того, нельзя согласиться с игнорированием Типовым договором столь серьезной позиции Кодекса, как сохранение за временно отсутствующими обязанностей по договору социального найма.

--------------------------------

<6> Нелишне напомнить, что Кодексом права по договору социального найма обозначены ст. 67, 69, 70, 72, 76, 80, 81 и т.д.

Вряд ли правильно говорить об изменении договора социального найма в любое время (п. 9 Типового договора), имея в виду, что ЖК РФ предусматривает возможность изменения договора в установленных случаях (ст. 82, ч. 2 ст. 70).

Хотелось бы считать несогласованность п. 1 Типового договора (о передаче по договору социального найма жилого помещения в бессрочное пользование) - со ст. 60 ЖК РФ и пп. 2 п. 5 (в части характеристики жилого помещения маневренного фонда) - со статьей 106 ЖК РФ лишь редакционной погрешностью <7>.

--------------------------------

<7> Примечательно, что данные положения Типового договора изложены в редакции ЖК РСФСР, см. ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 82 ЖК РСФСР.

Что касается иных упомянутых документов, то следует обратить внимание на форму документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Пункт 3 этого документа обязывает заявителя осуществить такие работы с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта РФ или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения таких работ. Статьей 12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

    Книга >> Право, юриспруденция
    ... кодекса Российской Федерации". Разъяснения по вопросам процессуального законодательства ... семейных, жилищных и других ... актов, вообще не подлежат обжалованию в судебной проверке. В целях реализации положений ... системе РФ и значимости дел, отнесенных к его ...
  2. Основные направления социально-экономической политики правительства российской федерации на долг

    Реферат >> Экономика
    ... Гражданского Кодекса Российской Федерации и ряду федеральных законов. Опыт реализации Закона выявил несовершенство его отдельных положений, допускающих ...
  3. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"

    Учебное пособие >> Право, юриспруденция
    ... системы законодательства в Российской Федерации, намечается программа дальнейшего развития законодательства о судоустройстве в Российской Федерации. Имея базовое значение для реализации задач ...
  4. Бюджетная система Российской Федерации (13)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые дохо­ды, определенные нормативными актами, а ... литературы Бюджетный кодекс Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации. Бюджетная система России: ...
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации

    Статья >> Государство и право
    ... положения трудового законодательства. На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0026741027832031