Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегии и подходов, предлагаются всё новые и новые методы исследования личности и всех аспе...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность Проблема психологического портрета личности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемам психологии Являясь одним из ва...полностью>>
Психология->Контрольная работа
На першому етапі психіка розглядалась як душа (цей етап починається приблизно п’ять тисячоліть тому і закінчується на початку нашої ери) Потім природа...полностью>>
Психология->Реферат
Развитию нервно-психических отклонений способствуют биологические, филогенетические и психологические факторы Человеческое существо рождается биологич...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Снисходительность и требовательность в воспитании

Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова­тели призывали придерживаться более мягких методов воспи­тания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако резуль­таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не­обходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляе­мых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания [13].

Ясные требования и четко вчер­ченные нормы жизни в семье способствуют фор­мированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты­ми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распро­страненными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предо­ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится по­вышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низ­кий уровень успешности и в конечном счете неспособность стро­ить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

По-видимому, ребенок воспринимает наказания в контексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Вни­мательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключа­ется в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы.

5. Распад семьи. Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Об­щеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоцио­нальные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, бо­лее склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклоне­ний в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между роди­телями оказывает определенное негативное, хотя и незначитель­ное, влияние на уровень самооценки ребенка.

6. Порядок рождения детей. Наряду с родителями и друзья­ми, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения, Они влияют на него не только непо­средственно как члены семьи, но само их присутствие неизбеж­но сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. Самооценка ребенка не связана с поряд­ком рождения детей в семье. Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.

Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифферен­цировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство де­тей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают су­щественного воздействия.

Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимуще­ственно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Ка­залось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приво­дить к появлению у мальчика "девчачьих" черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преиму­ществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для форми­рования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.

Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зави­сит преимущественно от достижении мужчин, поэтому в перс­пективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того, толь­ко мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отца как продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить к определенным занятиям (напри­мер, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсем подходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипом культуры, выраженным в сентенции "мужчина должен иметь сына", заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей[13].

Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной тепло­той и нежностью. Все это помогает понять особенности форми­рования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на дости­жениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценнос­ти, обусловленное той особой заботой и любовью, которой ок­ружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает с ощущением безусловной собственной цен­ности?

Однако следует отметить, что такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим де­тям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семейного воспитания [13].

7. Заинтересованность родителей в ребенке

Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формиро­вание самооценки у детей:

  • знание родителями друзей ребенка;

  • заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;

  • взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом

Взаимоотношения в этих трех сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка. Рассмотрим каждое из этих положений.

В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей которые могут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явное равнодушие родителей способ­ствует формированию у ребенка низкой самооценки.

Заинтересованность в результатах учебы ребенка - важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьный дневник. Поэтому реакция родителей на теку­щие записи в дневнике характеризует их отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с без­различной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксиро­ван у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обра­щает внимания на мои отметки".

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции роди­телей.

Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец или мать ру­гают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, это все же проявление интереса и заботы о нем.

Каждый вечер вся семья обычно встречается за обеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.

Самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убеж­денность в том, что другим людям он интересен или неинтере­сен, обусловлена содержанием его Я-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и заня­тия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родите­лей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок име­ет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зев­нул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или, напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобри­тельные замечания или обоснованные возражения - по всем этим признакам ребенок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.

Связь, существующая между безразличием родителей и низ­кой самооценкой ребенка, не зависит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно так же причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придер­живаются ли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенок оправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивной вовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопро­вождается недостатком любви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью и невнимательностью в обще­нии с ним. Какие бы типы поведения родителей ни ассоцииро­вались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других лю­дей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором для формирования поло­жительной самооценки.

Роль социальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенка представляется незначительной.

Таким образом, на формирование самооценки влияет ряд условий:

1. Условия формирования низкой самооценки

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстра­иваться к другим людям; зависимость от взрослых в повсед­невной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умени­ем подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зави­симое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не дове­ряет окружающему миру, ему не хватает ощущения собствен­ной личностной ценности.

2. Условия формирования средней самооценки

Родители детей с низкой самооценкой в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятель­ные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у де­тей этой группы, как правило, ограничивается.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Самооценка (2)

    Реферат >> Психология
    ... Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает ... сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных ...
  2. Самооценка и уровень притязаний (2)

    Реферат >> Психология
    Самооценка и уровень притязаний. «То, что людьми ... учиненных ими глупостей». Артур Шопенгауэр Самооценка и уровень притязаний. «В своих бедствиях люди ...
  3. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания

    Реферат >> Психология
    ... адекватности. 3.1. Особенности самооценки спортсменов 3.1.1. Выраженность самооценки спортсменов Самооценка спортсменов, как было ... Исключение со­ставила самооценка выдержки и самообладания. Самооценка целеустремлен­ности связана с самооценкой смелости и ...
  4. Самооценка личности (2)

    Реферат >> Психология
    ... попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух ... интеллекте, внешности, здоровье, т.е. формирует «набор самооценок». Самооценка – это осознание собственной идентичности независимо ...
  5. Самооценка младших подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... Глава 1. Общее понятие о самооценке 1.1.Понятие самооценки. Подходы в определении природы самооценки 5 1.2. Особенности личности ... Глава 1. Общее понятие о самооценке. 1.1 Понятие самооценки. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013589859008789