Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Задача
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Кредо бихевиоризма...полностью>>
Психология->Реферат
Аутичность, замкнутость, уход во внутренний мир присущи, как считал Кречмер: 1) шизоидному типу ) циклоидному типу 3) астеническому типу 4) Шелдону 5....полностью>>
Психология->Реферат
Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. - Наше...полностью>>
Психология->Реферат
Высокий темп технических и экономических преобразований в современном обществе, увеличение количества информации, социальная нестабильность, искажение...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Український Інститут Позитивної

крос-культурної психотерапії і менеджменту

В.И. Карикаш

Н.А. Босовская

Ю.Е. Кравченко

С.А. Кириченко

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПОЗИТУМ-ПОДХОДЕ

ЧЕРКАССЫ 2009

Уровни психологической помощи

Мы выделяем 5 уровней психологической помощи:

  1. Психологическое просвещение

  2. Психологическая диагностика

  3. Психологическая коррекция (psychological consulting)

  4. Психологическое консультирование (counselling, solution talk, coaching)

  5. Психотерапия

Первые три уровня являются психологическими подходами, осуществляемыми в «объектной парадигме» на основе объективных психологических законов развития и функционирования психики и личности человека. Четвёртый и, в особенности, пятый уровни опираются на «субъектную парадигму» человека, согласно которой, человек изменяется к лучшему, когда он понят, а не объяснён; принят, а не оценён; когда ему помогают самому «научиться ловить рыбу» и взять за это ответственность, а не дают готовые рецепты жизни.

  1. Психологическое просвещение

На сегодняшний день, легкодоступный (книги, журналы, интернет, семинары), но редко эффективный вид психологической помощи в плане изменений: «эпоха проповедей заканчивается», факты чрезвычайно быстро дешевеют, новой информацией никого не удивишь. Знаний накоплено в мире множество, а современный человек не стал счастливее. Психологическое просвещение, в лучшем случае, помогает начать обращать внимание на то, на что раньше обращалось внимания меньше (больше как психопрофилактика и психогигиена). С точки зрения Принципа САМОПОМОЩИ позитивной психотерапии, психологическое просвещение есть важным и необходимым (хотя и не достаточным) действием, чтобы каждый человек становился «психотерапевтом самому себе».

«Знание немногих принципов,

позволяет не знать многих фактов»

  1. Психологическая диагностика

Полезно различать психологическое впечатление, психологическую гипотезу и психологический диагноз. Постановка психологического диагноза – важный этап для конструирования психологического прогноза и создания психокоррекционной программы (если это необходимо). Но психодиагностика редко должна становиться самоцелью. Полезно иметь в виду, что неквалифицированное предоставление клиенту психологической/психодиагностической информации может ухудшить восприятие клиентом себя и окружающих, ограничить и заблокировать личностные ресурсы, закрепить жизненный сценарий.

Соединение позитивного подхода к человеку и дифференциально-аналитического подхода к содержанию конфликтов в позитивной психотерапии создают важное условие диагностики: клиент должен понять себя не только и не столько в свете своих «недостатков» (дефицитарный, патогенетический подход, патогенезис), сколько через призму своих ресурсов, способностей и возможностей (саногенетический подход, саногенезис).

«Пока одни борются со своими недостатками,

другие в это время развивают свои достоинства»

  1. Психологическая коррекция

Это важный вид психологической помощи, если речь идёт о коррекции отдельных психических функций, процессов и качеств: внимание, память, мышление, речь, быстрота психической реакции, поведенческие навыки и т.д. Качественная психокоррекционная программа составляется профессиональным психологом на основе достоверных психодиагностических данных, полученных валидными и надёжными психодиагностическими инструментами.

Термин «психокоррекция личности» (иногда всё еще используемый в отечественной традиции) в мировой практике считается некорректным и неэтичным: личность невозможно «корректировать» (под какой и чей стандарт?), но личности можно помочь развиваться: становиться более целостной и гармоничной, осознанной, ответственной, способной «корректировать» саму себя. Этим задачам соответствуют уровни психологического консультирования и психотерапии.

  1. Психологическое консультирование

На этом уровне важно уметь слушать, слышать, понимать и отражать клиенту содержание ЕГО субъективной внутренней реальности; а самого клиента - безоценочно принимать, терпеть и уделять ему время, позволять ему проявлять свою естественность, быть и становиться собой. Консультант, активно слушая и отражая клиента, становится «психологическим зеркалом» для него, которое – как и обычное – помогает «привести себя в порядок».

Кроме того, консультант становится зеркалом поддерживающим (фасилитация, контакт) и фокусирующим, продвигающим (модерация, контракт). Центрированность на клиенте и мире его переживаний, не отрицает директивности относительно направленности процесса консультирования от жалобы через желание к решению, от «-» к «+», от прошлого через настоящее в будущее.

Работа в консультировании, как правило, идет с отдельной, конкретной СИТУАЦИЕЙ, которой клиент недоволен и желает улучшений. Эту ситуацию клиент определяет сам.

Современное психологическое консультирование (counselling) как вид профессиональной помощи берёт свои истоки в клиент-центрированной гуманистической психотерапии К.Роджерса, и в то же время вобрало в себя эффективные модели других подходов: когнитивно-поведенческой психотерапии, транзактного анализа, гештальтерапии и т.д. Осуществление консультирования в русле позитивной психотерапии (на основе её базовых принципов и моделей), делает его краткосрочным, и ресурс-ориентированным. Кроме нахождения собственных решений, клиент получает еще и действенные инструменты самопомощи для дальнейшего улучшения жизни.

  1. Психотерапия

Это новая наука о человеке и его внутренней субъективной реальности. Психотерапия предполагает ПОНИМАНИЕ человека, и лишь потом, если нужно, ОБЪЯСНЕНИЕ. Задача психотерапии приблизить человека к самому себе, своей внутренней многообразности и цельности, самоответственности, своим способностям и ресурсам, помочь находить мир со своим прошлым, жить в настоящем и идти в будущее.

Если психологическое консультирование берёт в работу отдельную ситуацию, то психотерапия сосредотачивается на субъективном благополучии всей личности. Словами позитивной психотерапии, мы переходим от актуального уровня конфликта к внутреннему уровню, и если нужно, к базовому, где находятся не только его скрытые «причины» (базовый конфликт), но и еще нераскрытые способности – базовый ресурс.

Психотерапия продвигает от страдания к расширению и гармонизации идентичности человека, способствует большей самореализации и полноценности жизни.

Три стратегии общения



Императивная

(заставить)

Я + Ты -







Определение психологического консультирования

Психологическое консультирование возникло в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

"Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений" (Ассоциация служащих и менеджеров США).

Британская ассоциация консультирования в своем уставе определяет «консультирование, как процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов.

Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек.

Алешина Ю.Е. определяет психологическое консультирование, как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Елизаров А.Н. дает следующее понятие: «Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии». В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Меновщиков В.Ю. психологическое консультирование определяет как решение задачи, ориентированной на мышление.

Карвасарский Б.Д. выделяет «Психологическое консультирование, как профессиональную помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации».

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. (Немов Р. С.)

Цели и задачи психологического консультирования.

Основная цель консультирования как вида психологической помощи – предоставление клиенту возможности в процессе общения и взаимодействия с консультантом исследовать собственные внутренние ресурсы для решения возникшей проблемы.

Психологическое консультирование не может быть сведено к обучению, информированию, даче советов или рекомендаций, а также к медиации или переадресации к специалисту другого профиля.

Психологическое консультирование направлено на актуализацию способности клиента заботиться о себе и своей жизни.

Психологическое консультирование выполняет следующие задачи:

  • Изменение устаревших, мешающих способов поведения;

  • Развитие навыков преодоления трудностей;

  • Формирование способности принимать эффективные жизненно важные решения;

  • Углубление самопонимания и самосознания;

  • Повышение личностного потенциала и стимулирование процесса самоактуализации.

Современные представления о целях консультирования в различных направлениях

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить от неадекватного поведения и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Позитивная психотерапия

Опираясь на принципы надежды, баланса и консультирования, помочь клиенту раскрыть в себе свои способности к познанию и к любви и научиться решать жизненные ситуации

Условия проведения психологического консультирования

Основоположником клиент-центрированной терапии известным американским психотерапевтом Карлом Роджерсом выделены основные три условия проведения психологического консультирования:

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения.

В процессе психологической консультативной работы необходимо соблюдение определенных этических принципов, обеспечивающих безопасность консультирования, его эффективность и наиболее благоприятные последствия.

Принцип «Не навреди» - это гуманное отношение к человеку; он является первым и основным, поскольку как бы ни были обширны наши познания в области психологии, никогда не следует забывать о тонкости, загадочности и ранимости души каждого человека.

Принцип «Осторожность и терпение», безусловно, связан с предыдущим и является определенным гарантом его выполнения. Кроме того, никогда невозможно точно определить направление и скорость, с которой будет происходить процесс изменения клиента.

Принцип «Честность и ответственность» необходим для создания открытой и надежной ситуации, способствующей повышению осознанности и ответственности клиента.

Принцип «Профессионализм и конфиденциальность» обеспечивает защищенность клиента и стимулирует его уверенность в себе, в своих возможностях и силах. (см. приложение 1)

Модель конфликтцентрированного подхода в психологическом консультировании

Контакт в консультировании.

В процессе консультирования важно соблюдать баланс между контактом и контрактом.

Контакт связан со способностью принимать людей такими, какими они есть, и строить с ними доверительные отношения. В консультировании можно выделить два уровня контакта – межличностный и психотерапевтический. Межличностный контакт, в большей степени, определяется личностными особенностями консультанта и клиента (темпераментом, характером, базовыми установками), психотерапевтический – это особая рабочая фаза отношений между консультантом и клиентом, которая характеризуется безопасностью, открытостью, доверием, принятием, осознанностью и вниманием к происходящему.

Технически контакт поддерживается с помощью активного слушания и эмпатии. Показателем контакта со стороны клиента является динамика его да – реакции. Также можно говорить об установлении контакта на уровне Тела, Души и Духа.

На уровне ТЕЛА:

  • Визуальный: смотреть и видеть;

  • Аудиальный: слушать и слышать;

  • Сенсорный: прикасаться и ощущать.

На уровне ДУШИ:

  • Рациональный: понимать;

  • Эмоциональный: сочувствовать.

На уровне ДУХА:

  • Смысловой: соглашаться;

  • Сущностный: принимать.

Барьеры в общении

Барьеры общения – это чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения консультанта и клиента.

Барьеры связаны с нашими предрассудками и предубеждениями (см. таблицу). Например:

Барьеры, препятствующие установлению контакта

Вид барьера

Метафорическое описание

Метафоры преодоления барьера

Смысловой

«Вавилонское смешение языков»

«Счастье - это когда тебя понимают...»

«Сверяйте почаще часы и слова!»

Моральный

«Фи! Да как так можно ?!!»

«Не судите - и не судимы будете»

Мотивационный

«Лебедь, Рак и Щука: а воз и ныне там»

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись?»

Интеллектуальный

«В наш стремительный космический век каждый пессимистически настроенный индивидуум катастрофически мистифицирует обстановку; но если посмотреть на это со стороны интро­спективной субъективности, то все становится ясным и понятным». «Тю! Оно то так, конечно. Оно никогда не было так, чтобы никак не было. Но случись оно что - то вот оно тебе и пожалуйста».

«Слова истины всегда просты»

Эмоциональный

«Смеющийся и горюющий не сойдутся...»

«Плачьте с плачущими

и веселитесь с веселящимися»

Эстетический

«На вкус и цвет товарищей нет»

«Другого можно не понять.

Но постарайся хоть принять...»

Еще причинами психологических барьеров могут служить социально-культурные, индивидуально-психологические различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные, возрастные, расовые, ценностные и профессиональные различия, а так же невербальные, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьеров может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.

Контракты в психологическом консультировании.

Контракт – это явное двустороннее обязательство придерживаться четко определенного курса действий (Э. Берн).

Контракт – это соглашение между клиентом и психологом, которое определяет ответственность обеих сторон (К. Стайнер).

Уровни контракта



Административный

(организационные вопросы)

Профессиональный

(определение цели работы)

Психологический

(скрытый уровень, часто неосознаваемый)

Административный контракт заключается в первые минуты встречи (после установления межличностного контакта) и определяет условия работы: место, время, продолжительность встреч, оплату и т.п.

Психологический контракт предполагает нечто неосознаваемое в отношениях клиента и психолога. Например: клиент предполагает, что психолог будет с ним мягким и добрым. Психолог может ожидать, что клиент будет следовать его рекомендациям. В этой ситуации каждый из них опирается на свои ожидания, фантазии. Представления, а не на реальные договоренности между ними.

Профессиональный контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, единое понимание того, что будет происходить в процессе взаимодействия.

Контрактом определяются права и ответственность сторон.

Контракт предусматривает:

  • Осознание того, что проблема существует.

  • Наличие намерения решить проблему.

  • Возможность решения данной проблемы в принципе.

  • Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?)

Требования к контракту:

  • Взаимное согласие.

  • Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.).

  • Легальность (без нарушений закона).

Алгоритм консультативной беседы







Активное слушание

Техники воздействия





Этапы продвижения клиента по процессу консультирования:

решение

желание ( план действий) результат

жалоба намерение/ действие

цель

Важно различать:

  • желание (чего хочет клиент в жизни),

  • намерение/цель (чего хочет клиент+что может)

  • запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации),

  • профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и

клиента по достижению целей клиента в жизни),

  • готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному

плану.

Клиент формулирует запрос к психологу в различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента.

Виды запросов:

  • запрос как требование к третьему лицу,

Пример: Я хочу, чтобы мой муж…

  • запрос как просьба об исцелении,

Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше…

  • запрос на исследование.

Пример: Я хочу понять, почему…

  • запрос на изменение (состояния, поведения, отношения),

Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери.

Первые два запроса в работу не берутся.

7 ступеней активного слушания

3 уровня понимания человека

Техники активного слушания в консультировании

Техника «Поддержка - терпение».

Поддержка – основа консультативного контакта. Поддержать клиента можно короткой фразой, означающей согласие и понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжать повествование, например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так». Реакция «Угу», «М-м-м» также выражает поддержку.

Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание и ободрение, которое помогает клиенту поверить в себя. Выразить его можно с помощью фраз: «Очень хорошо», «Вы правы», «Не волнуйтесь из-за этого» и т.п.

Количество поддержки должно быть умеренным. Когда поддержки много, она может создать зависимость клиента от консультанта, что мешает самостоятельному развитию клиента.

Техника «Понимание-парафраза».

Чтобы отражать содержание речи клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Таким образом, клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования.

Структура техники:

- Вы только, что сказали, …

- Если я Вас правильно понял, то…

Для обобщения нескольких высказываний применяется следующая конструкция (техника суммирования):

- Если подытожить то, что Вы сказали, то …

Правила перефразирования:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2.Не допускается искажение смысла утверждения клиента, добавление чего - либо от себя.

3. Избегать дословного повторения высказываний клиента (эффект попугайства).

4. Учитывать логическое ударение, которое поставил клиент.

5. Убирать вопросительную интонацию из речи клиента (например, клиент: «Может, мне стоит поменять работу?»; психотерапевт: «Если я Вас правильно понял, Вы думаете о перемене работы».

Техника «Отражение эмоционального состояния»

Познание и отражение эмоционального состояния клиента представляется одной из главных техник консультирования. Отражение эмоционального состояния тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей – разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредотачивается на содержании, а при отражении эмоционального состояния – на том, что скрыто за содержанием.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, так как показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные и амбивалентные.

Клиент может отражать чувства по-разному:

- невербально;

- прямо говорить о своих чувствах;

- неясно высказывать чувства;

- передавать их с помощью метафоры.

Структура техники:

- Мне кажется, что Вам (хорошо, плохо, обидно, больно …).

- Говоря об этом, Вы испытываете (обиду, радость, злость, огорчение …)

Показатели эффективности применения техники:

              1. Психолог отражает не все чувства клиента, а лишь те, что важны в процессе консультирования.

              2. Консультант как можно полнее и точнее идентифицирует чувства свои и клиента.

Консультант отражает собственные чувства, возникающие в консультировании.

Техника «Отражение желания и скрытого смысла».

В консультировании психолог стремится перейти от жалобы клиента к желанию, а от желания – к намерению (что он готов делать?).

Структура техники:

- И Вам бы хотелось…

Перейти к желанию можно с помощью следующих вопросов:

- Что тебе хотелось бы изменить?

- А как ты хотел бы, чтобы было?

- Что ты хочешь от меня «здесь и теперь»?

За желанием клиента стоит какой-то смысл. В консультировании важно его прояснить. Прояснение скрытого смысла – это простая и мощная техника. Выяснить скрытый смысл можно с помощью вопросов.

- А что это для тебя значит?

- Что тебе это дает?

- В чем для тебя смысл этого?

-Зачем тебе это нужно?

Иногда в консультировании важно прояснить, что для человека означают отдельные понятия.

Техники вопросов

Задавание вопросов – это один из главных инструментов в консультировании.

Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например:

- Сколько Вам лет?

- Сколько раз в день Вы испытываете раздражение?

- Вам удобно?

Открытые вопросы предполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например:

- Что Вы об этом думаете?

- Что Вы теперь чувствуете?

- О чем Вы хотели бы рассказать?


Уточняющие вопросы помогают конкретизировать ситуацию, о которой рассказывает клиент:

- Могли бы Вы привести конкретный пример?

- В чем именно это проявляется?

- Что конкретно сказал Вам сын?


Цель этих вопросов – не дать клиенту говорить общими фразами.


Правила, которые хорошо было бы иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

- избегать чрезмерного опрашивания (не превращать беседу в допрос);

- важно понимать, с какой целью задается вопрос;

- вопросы «Почему?» могут провоцировать защитные реакции клиента; они направлены на выяснение причины.

При задавании важно соблюдать цикл вопросов:

1) подготовить человека к вопросу;

2) задать вопрос;

3) дать подумать;

4) выслушать ответ;

5) дать реакцию на ответ;

- вопрос задавать в контексте, конгруэнтно, однозначно.

Виды полезных вопросов в консультировании

Вопросы на установление контакта:

Установить контакт – это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы клиенту чувствовать себя комфортно и достаточно свободно в присутствии консультанта.

Как я могу к Вам обращаться?

Кто Вас ко мне направил?

Приходилось ли Вам раньше обращаться за помощью к психологу?

Достаточно ли Вам комфортно?

Что Вы можете сообщить о себе?

Вопросы на внешнюю и внутреннюю реальность:

внешняя (факты) внутренняя (модальности внутренней

реальности)

Сколько Вам лет? Какие чувства это у Вас вызывает?

Ваше семейное положение? Как реагирует Ваше тело?

Где работаете? О чем Вы думаете в этой ситуации?

Когда произошло это событие? Что говорите себе при этом?

Как часто повторяются конфликты Что хотите изменить?

с мужем?

Вопросы на «+» и «-»:

Позитум-подход в позитивной психотерапии предполагает видение ситуации целостно с «+» и «-». Вопросы на «+» помогают включить ресурс. Вопросы на «-» помогают увидеть в ситуации то, что нужно изменить. Вопросов на «+» должно быть больше.

«+» «-»

Что хорошего есть в Вашей жизни? Что Вас не устраивает в этой ситуации?

Что Вас радует? Кто радует? Что беспокоит?

Кому благодарны? Какой отрицательный опыт связан с этой

Ваши любимые занятия? ситуацией?

Что доставляет Вам удовольствие? С какими трудностями Вам придется

Что помогает? Кто помогает? столкнуться?

Во что Вы верите? Кому это помешает?

На что надеетесь? Чем готовы пожертвовать?

Вопросы на прошлое, настоящее, будущее:

Как раньше справлялись с такими ситуациями?

Что до сих пор Вам помогало?

Какой опыт Вы получили в связи с этим?

Что сейчас хотелось бы изменить?

Что готовы сделать для решения этого вопроса?

Какой представляете Вашу жизнь через год?

О чем мечтаете?

Уточняющие вопросы.

Уточняющие вопросы задаются, если клиент теряет конкретность в консультации:

Что именно Вам не нравится? Что конкретно беспокоит?

Когда это происходит? Как часто?

Что конкретно Вы хотите изменить?

Вы бы могли привести конкретный пример?

Вопросы, передающие ответственность клиенту.

Что вы делали, чтобы изменить ситуацию?

Что вы можете сделать еще в этой ситуации?

Что в Ваших силах изменить?

Что вы готовы изменить в себе, чтобы менять эту ситуацию?

А что готовы делать для этого?

Как вы сами можете с этим справиться?

Вопросы на завершение контакта.

Какие выводы Вы можете сделать?

Что берете для себя из нашей сегодняшней работы?

Как себя чувствуете?

Как Вам было со мной?

Могли бы мы на этом остановиться?

Техника «Объективации фактов».

В консультировании одной из задач психолога является выделение фактов в речи клиента. К факту можно перейти от мнения (мнение – то, что человек думает по поводу какого-то факта). Часто клиент в речи использует не факты и даже не мнения, а «мусор».

Существует четыре вида «мусорных бачков».

«Бачок ужастиков» - в речи используются слова «ужас», «кошмар» (например: «Ужас, какой сегодня день?»).

«Бачок обобщений» - в речи используются слова «всегда», «все», «никогда», «никто» и т.п. (например: «Меня никто не понимает!»).

«Бачок обвинения» - в речи используются выражения «ты - виноват», «все из-за тебя» и т.п. (например: «Из-за него нас лишили работы»).

«Бачок долженствования» - в речи используются слова «должен», «обязан», «надо», «необходимо», «угроза» и т.п. (например: «Психолог должен всем нравится»).

Выделив в речи клиента фразу из «мусорного бачка», психолог очищает ее от «мусора», переводя во мнение с помощью выражений «тебе (не) нравится», «ты считаешь», «ты думаешь» и т.д. После перехода к мнению, с помощью уточняющего вопроса, можно выделить факт.

Структура техники «Объективации фактов».

Клиент: «Ужас, какой сегодня день!»

Психолог: «Тебе не нравится сегодняшний день?»

«Что именно тебя не устраивает?»

Клиент: «Меня никто не понимает»

Психолог: «Ты считаешь, что тебя мало кто понимает. Кто именно тебя не понимает?»

Позитум – подход в консультировании.

Позитивное видение человека

«Человек – это высший талисман, рудник с драгоценностями…»

Целостность



POSITUM = POSITIVE

Данный

Реальный фактический

Транскультурный

подход



психолог

способности

клиент

проблема

Позитум – подход опирается на позитивное видение человека, позитивную интерпретацию проблемы, транскультурный (межкультурный, кросс-культурный) подход и использование метафор, притч, историй, народной мудрости в работе с клиентом.

Согласно доктору Н. Пезешкиану, каждый человек - без исключения – от природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию. Обе базовые способности составляют сущность каждого человека и заложены в нем с рождения. Иными словами, человек добр по своей сути. И в то же время, семена его скрытых возможностей еще нужно развивать. В зависимости от потребностей и возможностей организма, окружающей среды (воспитание, образование и культура) и того времени, в которое живет человек (дух времени), эти базовые способности дифференцируются в уникальную структуру личностных черт, которая в последствии составляет характер человека и его индивидуальность.

Способность к познанию – это логическое, рациональное восприятие действительности. Эта способность развивается на основе знаний и дифференцируется во вторичные актуальные способности: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, вежливость, честность, бережливость, усердие/деятельность, верность.

Способность к любви – это способность эмоциональной сферы, сферы чувств. Развиваясь, способность любить дифференцируется в первичные актуальные способности: терпение, время, контакты, доверие, любовь/принятие, нежность/сексуальность, надежду, веру, единство.

Техники позитум-подхода.

Техника позитивной реинтерпретации.

Позитивная реинтерпретация расстройств, проблем, ситуаций, поступков, заболеваний позволяет увидеть их с другой стороны, найти в отрицательном – положительное, в проблеме – возможности, в патологическом – здоровое, в кризисе – шанс.

Примеры традиционных и позитивных реинтерпретаций:

Традиционная интерпретация

Позитивная интерпретация

Страх.

Неспособность находиться в трудных ситуациях, трусость.

Способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность.

Упрямство.

Неспособность подчиняться установленному порядку.

Способность сказать «Нет», возразить авторитетам, настоять на своем.

Лень.

Недостаток трудолюбия, слабый характер.

Способность отказаться от явно завышенных потребностей, способность отдыхать.

Депрессия.

Чувство подавленности при преимущественно пассивном поведении.

Способность глубоко эмоционально реагировать на конфликты.

Вопросы на позитивную реинтерпретацию:

  • Какие возможности открывает перед Вами эта ситуация?

  • Чему тебя учит эта ситуация?

  • Что тебе даёт эта ситуация?

  • От чего тебя освобождает эта ситуация?

  • От чего тебя уберегает эта ситуация?

  • Чего ты, возможно, ждёшь, находясь в этой ситуации?

  • К каким решениям тебя подталкивает эта ситуация?

Техника транскультурного подхода.

Транскультурный подход открывает возможность для клиента и консультанта решать психологическую задачу, используя опыт других, приводит клиента к смене точки зрения, расширяет его горизонт и дает новые возможности для решения собственной проблемы.

Вопросы на транскультурный подход:

  • Знаете ли Вы людей с подобными проблемами?

  • Как они с ними справлялись?

  • Как относятся к этому в других культурах?

  • Что бы тебе сказали про твою ситуацию...?

  • твоя мама

  • твой папа

  • твои бабушки

  • твои дедушки

  • самый спокойный человек в мире

  • самый мудрый человек в мире

Техника метафоры.

Использование притч, историй, мудрых высказываний и пословиц в качестве метафор проблемных ситуаций – еще одна техника позитум – подхода. С помощью метафоры мы включаем образное (правополушарное) восприятие у клиента, воздействуя не только на его ум, но и на его сердце. Метафора, также как и две предыдущие техники, расширяет видение клиента, помогает ему увидеть новые возможности для решения проблемных ситуаций.

Возможные вопросы:

  • Что напоминает Вам эта ситуация?

  • На что она похожа?

  • Какие пословицы, поговорки приходят Вам на ум в связи с этим?

  • О чём говорят тебе эти слова?

  • На что ты бы хотел чтобы эта ситуация СТАЛА похожа? Какими словами тогда можно будет назвать эту ситуацию?

Позитивная реинтерпретация, транскультурный подход, метафора используются в качестве вопросов для исследования актуального конфликта (жалобы, проблемы, симптома) клиента.

В консультировании техники позитум – подхода являются переходными от техник исследования к техникам воздействия.

Кроме того, позитивная интерпретация, транскультурный подход и метафора могут быть предложены как альтернативная точка зрения и самим консультантом. Тогда они выступают как техники воздействия.

Особое место отводится притчам. В позитивной психотерапии имеется большое количество притч, которые могут использоваться в различных ситуациях, выполняя функции зеркала, образца, опосредования, сохранения опыта, контрконцепции, транскультурного взаимодействия, расширения концепции. История, в нужное время рассказанная клиенту, несет большой терапевтический потенциал.

Схема исследования актуального конфликта (жалобы) клиента с использованием позитум – подхода

Конкретное содержание Субъективное видение (мысли,

(факты) чувства). Что ты по этому поводу

Кто, что, где, когда, как? говоришь себе? Что ты чувствуешь?

(внешняя реальность) (внутренняя реальность)



Предыдущий опыт.

Позитивный Какой опыт извлек?

контекст Как пробовал

справиться с этим?


АКТУАЛЬНЫЙ

КОНФЛИКТ

(жалоба, симптом)

M , m



Метафора. Ресурс клиента

Что это тебе (внешний и

напоминает? внутренний).

Как ты это Что помогает?

представляешь? Что мешает?


Транскультурный

аспект.

Как у других?

Техники воздействия

Техники воздействия по Айви

Метод

Описание

Функции во время беседы

Интерпретация

Задает новые рамки, в которых клиент может увидеть ситуацию. Может быть получена из теории или собственного опыта. Ее можно рассматривать как сердцевину метода воздействия.

Попытка дать клиенту возможность по-новому видеть ситуацию. Дает клиенту четко очерченное альтернативное восприятие реальности. Это восприятие способствует изменению взглядов, что в свою очередь, может изменить мысли, настроение, поведение.

Директива (указание)

Говорит клиенту, какое действие предпринять. Может быть хитроумной техникой на основе какой-нибудь теории.

Ясно показывает клиенту, какого действия хочет от него психолог. Предполагается, что клиент сделает то, на что ему указывают.

Совет (информация)

Дает пожелание, общие идеи, домашнее задание, совет, как действовать, думать, вести себя.

Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информацию. Например, это метод всегда используется при консультации по трудоустройству.

Самораскрытие

Психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента.

Тесно связан с приемом обратной связи, построения на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.

Обратная связь

Дает клиенту возможность понять, как его воспринимает психолог, окружающие.

Дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления, что создает возможность иного самовосприятия.

Логическая последовательность

Объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения. «Если…, то…».

Дает клиенту точку отсчета. Этот метод помогает людям предвидеть результаты действий.

Воздействующее резюме

Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.

Проясняет, чего психолог и клиент добились за время беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенты перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.

5-шаговая модель решения психологической задачи:

1 шаг. Формулировка психологической задачи (цели в жизни клиента) по правилам формулировки цели.

2 шаг. Поиск вариантов решения этой задачи (набор всех возможных вариантов).

3 шаг. Анализ вариантов и выбор наиболее оптимальных для клиента.

4 шаг. Подробный план конкретных действий для достижения цели.

5 шаг. Перенос в реальность (Есть ли у Вас готовность внедрять это в жизнь? Кто и что будет помогать в достижении Вашей цели? Что может помешать (оценка рисков)? Чем готовы себя поощрять, если будете действовать по плану?).

Техника «Принятие решений (за - против)».

Цель техники – помочь сделать выбор «за» и «против» решения, которое вызывает сомнения.

Для этого лист делится на 2 колонки. Одна колонка «за» - это аспекты жизни, которые согласуются с принимаемым решением, а другая, соответственно, «против».

После оценивается весомость этих аспектов в жизни человека и количество «за» и «против».

Выводы делает клиент.

Техника «Расфиксирования идей».

Техника применяется в консультировании, когда консультант обнаруживает у клиента фиксированные идеи.

Фиксированная идея – это застывшая в уме мысль, действующая как «истина», на основе которой клиент действует, не задумываясь об этом. Расфиксирование идеи делает клиента более гибким в этой области.

При обнаружении в консультировании фиксированных идей, они становятся первоочередным объектом работы консультанта.

Примеры фиксированных идей:

- Все мужчины – сволочи.

- Все женщины – глупы.

- Я должен всем нравиться.

- Женщина должна быть сильной.

I этап. Найти фиксированную идею. При произношении фиксированной идеи у клиента появляется самоуверенность, безаппеляционность или нелогичность.

Выявить фиксированную идею можно с помощью вопроса:

- Что для тебя является правилом?

- Каких принципов ты придерживаешься?

- Что ты знаешь о…?

ΙI этап. 3 шага для расфиксирования идеи:

1 шаг. Исследование позитивного аспекта фиксированной идеи:

- Какие преимущества это тебе дает?

- Чего помогает достичь?

- Что предотвращает?

- Как ты к этому пришел?

2 шаг. Исследование последствий:

- Что случится, если ты сделаешь…?

- Что случится, если ты не сделаешь…?

- Что не случится, если ты сделаешь…?

- Что не случится, если ты не сделаешь…?

3 шаг. Поместить идею в ситуацию:

- Когда (в каких условиях) эта идея работает хорошо?

- В каких ситуациях от этой идеи лучше отказаться?

Работа с фиксированной идеей завершена, когда клиент может принять или отбросить ее, когда у него есть выбор и когда она превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип.

Техника «Конфронтации».

Одной из техник воздействия в консультировании является конфронтация. Применяется она тогда, когда в процессе консультирования консультант сталкивается с противоречием клиента в поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. С помощью техники «Конфронтация» консультант помогает клиенту увидеть противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Таким образом, конфронтация – это определение противоречий у клиента и возвращение их клиенту.

Техника состоит из двух ступеней:

1 ступень. Выделение противоречия у клиента.

2 ступень. Возвращение его клиенту с помощью специальной словесной конструкции.

Типы возможных противоречий:

  1. Между двумя разными утверждениями.

  2. Между словами и действиями.

  3. Между намерением и поведением.

  4. Между утверждением и невербальным поведением.

  5. Внутриличностное противоречие между двумя или несколькими частями личности.

Структура техники:

1 часть.

«С одной стороны………, а с другой стороны……..». Или «Вы говорите………, а делаете……….».

2 часть.

«Что Вы об этом думаете?»

«Как это можно объяснить?»

«Как с этим быть?»

«Что с этим можно делать?»

Например:

Клиент: «Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить».

Консультант: «С одной стороны, Вы считаете, что люди должны сами принимать решения, а с другой стороны, своих детей Вы осыпаете советами, как им жить. Как это можно понять?»

Реакция клиента на конфронтацию:

  1. Отрицание.

  2. Клиент признает часть утверждения.

  3. Признает сказанное, но у клиента нет готовности меняться.

  4. Соглашается со сказанным и смиряется (принимает все так, как есть).

  5. Создает новые формы поведения.

Техника «Конфронтация» требует от консультанта утонченности и опытности. Ее уместно применять, когда сформировано доверие между консультантом и клиентом.

Правила применения техники:

- конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение;

- конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты. Ее назначение – распознать способы, которыми клиент защищается от осознания реальности;

- конфронтация применяется вместе с эмпатией;

- конфронтация направлена не на человека, а на его противоречие;

- конфронтация не должна произноситься агрессивно и категорично.

Желательно консультанту использовать фразы «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь...», которые смягчают тон конфронтации.

Техника «Пустой стул».

С помощью этой техники работают с противоречивыми чувствами и мыслями, инконгруэнтностями и амбивалентными проявлениями. Эта техника применима как к межличностным, так и к внутренним конфликтам.

  1. Подумайте о конфликте, амбивалентных чувствах или о случае, когда Вы хотели проявить настойчивость, но это не получилось. Оживите ситуацию, вспомните Ваши мысли и чувства.

  2. Выберите любую сторону, какая Вам больше подходит, и начинайте словесно выражать мысли, чувства, переживания другой стороне, которая якобы сидит в другом кресле. Выражайте свои чувства открыто, будьте сердитыми, раздраженными, выражайте все, что Вы чувствуете. Когда Вы высказались, пересядьте на другое кресло – кресло противоположной стороны.

  3. Теперь Вы можете высказать контраргумент – противоположные мысли и чувства – поспорить с первой стороной. Выражайте чувства и мысли другой стороны с нужным эмоциональным накалом. Когда Вы выскажите все, пересядьте в кресло, с которого начали.

  4. Теперь Вы выступаете за первую сторону: выскажите реакцию на только что сказанное. Закончив, пересядьте во второе кресло и выразите свое отношение.

Продолжайте процесс, пока не достигните понимания сути конфликта или инконгруэнтности. Возможно, хотя и не обязательно, Вы найдете решение проблемы.

Опытный психолог умеет оценить, на сколько полезным окажется для клиента эта техника, и он направляет клиента в русло эффективного решения. Подобная техника, кроме того, стимулирует развитие самосознания. Оно особенно полезно при эмоциональной инконгруэнтности.

Медитативная техника «Мудрый старец».

Используется в случае, когда у клиента нет готовых вариантов решения ситуации. Помогает подключить интуицию.

Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов. Войдите в особое состояние сознания.

Вообразите, что Вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням.

Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней Вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец.

«Я ждал тебя», - говорит он. Вы понимаете, что он знает все и ответит на любой вопрос, который Вы зададите.

Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?»

Послушайте его ответ и задайте другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.

Когда Вы закончите упражнение, сделайте о нем запись. «Мудрый старец» - это скрытая мудрость, которая есть в каждом из нас. Многие не решаются это признать и потому проецируют ее вовне, на других.

Уровни развития клиента

7 типичных ошибок начинающего консультанта.

Ошибка 1. «Завороженность симптомом» – следование за жалобой или обвинениями клиента.

Преодоление ошибки с помощью следующих действий консультанта:

Использование техник

  1. Позитум-подхода

  2. Прояснение более широкого контекста жизни клиента

  3. Применение расходящегося консультирования

Ошибка 2. «Позиция Спасателя» - стремление консультанта быстро помогать клиенту, «спасать», предлагая различные решения ситуации.

Преодоление ошибки за счет следующих действий консультанта:

  1. Опора на первичный договор на исследование.

  2. Позиция «честного свидетеля происходящего».

  3. Использование транскультурного подхода.

  4. Умение держать консультантом паузу неопределенности.

  5. Передача ответственности клиенту за свою жизнь.

Ошибка 3. Потеря конкретности – уход в метафорическую реальность.

Преодоление этой ошибки следующими способами:

  1. Подтверждение конкретными примерами

  2. Использование уточняющих вопросов: «Что именно…? Как именно…?»

  3. Уменьшить масштаб запроса

  4. Опираться на феномен «здесь и сейчас»

  5. Акцент на психологической части договора

Ошибка 4. Потеря управляемости процессом – клиент начинает вести процесс.

Преодоление ошибки:

  1. Вернуться к запросу клиента (тема).

  2. Переключиться с содержания на процесс (отношения психолог-клиент).

Ошибка 5. Завороженность консультанта своей гипотезой (или техникой) – стремление втиснуть свою реальность в реальность клиента.

Преодоление ошибки, применяя следующие действия:

  1. Проверить готовность клиента к принятию решения

  2. Соотнести уровень психологической работы и уровень развития клиента

  3. Вынести гипотезу на супервизию

Ошибка 6. Завороженность консультанта личностью клиента – влияние механизма контрпереноса, приводит к потере управляемости процессом.

Преодоление данной ошибки следующими способами:

  1. Техники анализа и работы с контрпереносом

  2. Взять в работу отношения терапевт – клиент

  3. Передать клиенту часть ответственности за работу

Ошибка 7. «Пробуксовка» процесса - нет энергии в теме и в отношениях.

Преодоление ошибки с помощью:

  1. Возврата к договору.

  2. Переключения с содержания на процесс.

  3. Поиска более актуально значимой темы.

Примерный план ведения дневника консультирования.

  1. Общие сведения о клиенте (пол, возраст, профессия, семейное положение и т.п.).

  2. Содержательный процесс-анализ консультирования.

  3. Продвижение клиента (тема, желание, цель, запрос, договор).

  4. Что происходило (состояние, чувства клиента, его реакции, применяемые методы и техники и т.д. ).

  5. Что получилось (состояние изменения клиента, цели, контракт, план действий и т.д.).

  6. Выводы для клиента (резюме клиента, состояние клиента после консультации, прогноз консультирования).

  7. Выводы психолога (резюме процесса, личный опыт психолога, то есть, что я думал, что я чувствовал, мое отношение к клиенту).

Вопросы к межсессионной индивидуальной работе (МИР – 1).

  1. Консультирование как вид психологической помощи.

    1. Основные цели и задачи психологического консультирования.

    2. Взаимосвязь психологического консультирования с другими видами психологической помощи.

    3. Предмет работы психолога-консультанта.

    4. Этические принципы консультирования.

  2. Личность, как инструмент психологической помощи: базовые установки и личностные качества консультанта (анализ литературы и рефлексия).

  3. Алгоритм консультативной беседы (цели и содержание этапов).

  4. Позитум-подход в обыденной жизни и консультировании.

  5. Описать решение своей проблемной ситуации по 5-шаговому алгоритму.

  6. Описать опыт работы с клиентом (2-3 встречи).

  7. Привести примеры этических дилемм в жизни и консультировании.

  8. Рефлексия собственного опыта в самопомощи и помощи другим.

  9. Творческий вопрос.

  10. Отчет о практической работе в межсессионный период (6 протоколов встреч с клиентом или 2 сценария проведенных групп).

Список литературы:

  1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

  2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: изд. «Речь», 2001. – 352 с.

  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

  4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

  5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

  6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии.

  7. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.

  8. Р.Кочюнас ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ М.: "Академический проект", 1999

  9. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. -- 336 с.: ил.

  10. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультированиии /Пер. с англ. Н.А. Хмелик. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - ...с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

  11. Корнелиyс Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт./ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. C.54-76.

  12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М.: Наука, 1992. - 156 с.

  13. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. ж 200с.

  14. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 160 с.

  15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.

  16. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с.

  17. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.

  18. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик». – 1995. – 196 с.

  19. Гришина Н.В. Давайте договоримся. С-Пб., 1992.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Этический кодекс психолога  (укороченный вариант)

1. Границы профессиональной компетентности

Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

2. Запрет на «двойные отношения»

(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту).

Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

Психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях (муж/жена, друзья, хорошие знакомые, соседи и др.).

3. Этические аспекты оплаты услуг психолога, психотерапевта

Стоимость консультации психолог устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.

Психологи воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.

4. Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.

5. Правило конфиденциальности

Психолог обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи-консультанты и психотерапевты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.

Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.

6. Правило «Не навреди»

В своей профессиональной деятельности психолог и психотерапевт исходит из интересов клиента. Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией.

Если личная проблема психолога становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту или психотерапевту.

7. Этические аспекты начала психотерапии

Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со  стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы. Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.

В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы. При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.

Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.

8. Этические аспекты прекращения психотерапии

Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах.

Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Содержательный процесс-анализ работы с клиентом

  1. Общие сведения

    1. Консультант____________________________________________________________________

    2. Клиент________________________________________________________________________

    3. Тема (А.К.)_____________________________________________________________________

    4. Мотивация клиента_____________________________________________________________

    5. Административный договор (время, кол. встреч, оплата)____________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Предмет работы

    1. Активность:

Клиента________________________%

Консультанта____________________%

    1. Оценка реальности:

Внешняя ____________________%

Внутренняя__________________%

2.3. Желание клиента в жизни__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

    1. Запрос клиента к консультанту______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Договор на работу________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Продвижение по процессу

    1. Динамика да/нет реакций_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

    1. Эффективность продвижения: консультанта по алгоритму____________________________

______________________________________________________________________________

Клиента: жалоба →желание →цель/намерение →действие →результат

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Рефлексия отношений (клиент-консультант) _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Использование техник активного слушания

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Использование техник позитум – подхода.

    1. Позитивная интерпретация.______________________________________________________

    2. Транскультурный подход.________________________________________________________

    3. Метафора._____________________________________________________________________

  2. Техники воздействия ________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. План-прогноз

    1. Планирование на будущую работу с клиентом ______________________________________

______________________________________________________________________________

    1. Успехи и затруднения. Запрос на супервизию_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Когда я прошу выслушать меня,
А ты начинаешь давать советы,
Ты делаешь не то, о чем я просил.

Когда я прошу выслушать меня,
А ты начинаешь объяснять, почему я неправ,
Ты топчешь мои чувства.

Когда я прошу выслушать меня,
А ты считаешь, что обязательно должен мне помочь, 
Ты меня обижаешь, как бы странно это ни казалось.

Послушай! Я прошу только о том, чтобы ты меня слушал, 
Не говорил и не делал, 
А просто слушал меня.

Совет ничего не стоит; кучу их ты получишь в газете,
Купленной за десять центов, 
А я могу за себя постоять, я не беспомощный.

Когда ты делаешь для меня что–то, что я могу и должен сделать сам, 
Ты усиливаешь мою тревогу и заставляешь меня
чувствовать себя слабым. 
Но когда ты принимаешь как данность, что я чувствую именно то,
что чувствую, 
Невзирая на всю иррациональность этого чувства,
Мне не нужно в чем–то убеждать тебя, 
И я могу попытаться объяснить, что стоит за этим
иррациональным чувством.
А когда все проясняется, то и ответ становится очевиден, 
И я не нуждаюсь в советах.







Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основы психологического консультирования (4)

    Реферат >> Психология
    ... ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ М.: "Академический проект", 1999 От автора 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1.Определение и цели психологического консультирования1.2.Психологическое консультирование ...
  2. Основы психологического консультирования (3)

    Курсовая работа >> Психология
    ... 3 1. Теоретические основы психологического консультирования родителей по вопросам детей-инвалидов 1.1. Проблема психологического консультирования 6 1.2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих ...
  3. Основы психологического консультирования (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... РАБОТА ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЛАН Проанализируйте различия группового и системно-семейного консультирования Практический ... СбП, 2002 – 538 стр. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Уч. Пособие – М: Академический проект, ...
  4. Основы психологического консультирования (5)

    Реферат >> Психология
    ... психологического консультирования / Р. Мей. - М.: Класс, 1994. – 98 с. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. Основы возрастно-психологического консультирования ...
  5. Психологическое консультирование детей

    Курсовая работа >> Психология
    ... список Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2000. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021729469299316