Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Задача
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Кредо бихевиоризма...полностью>>
Психология->Реферат
Аутичность, замкнутость, уход во внутренний мир присущи, как считал Кречмер: 1) шизоидному типу ) циклоидному типу 3) астеническому типу 4) Шелдону 5....полностью>>
Психология->Реферат
Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. - Наше...полностью>>
Психология->Реферат
Высокий темп технических и экономических преобразований в современном обществе, увеличение количества информации, социальная нестабильность, искажение...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Техника «Конфронтации».

Одной из техник воздействия в консультировании является конфронтация. Применяется она тогда, когда в процессе консультирования консультант сталкивается с противоречием клиента в поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. С помощью техники «Конфронтация» консультант помогает клиенту увидеть противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Таким образом, конфронтация – это определение противоречий у клиента и возвращение их клиенту.

Техника состоит из двух ступеней:

1 ступень. Выделение противоречия у клиента.

2 ступень. Возвращение его клиенту с помощью специальной словесной конструкции.

Типы возможных противоречий:

  1. Между двумя разными утверждениями.

  2. Между словами и действиями.

  3. Между намерением и поведением.

  4. Между утверждением и невербальным поведением.

  5. Внутриличностное противоречие между двумя или несколькими частями личности.

Структура техники:

1 часть.

«С одной стороны………, а с другой стороны……..». Или «Вы говорите………, а делаете……….».

2 часть.

«Что Вы об этом думаете?»

«Как это можно объяснить?»

«Как с этим быть?»

«Что с этим можно делать?»

Например:

Клиент: «Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить».

Консультант: «С одной стороны, Вы считаете, что люди должны сами принимать решения, а с другой стороны, своих детей Вы осыпаете советами, как им жить. Как это можно понять?»

Реакция клиента на конфронтацию:

  1. Отрицание.

  2. Клиент признает часть утверждения.

  3. Признает сказанное, но у клиента нет готовности меняться.

  4. Соглашается со сказанным и смиряется (принимает все так, как есть).

  5. Создает новые формы поведения.

Техника «Конфронтация» требует от консультанта утонченности и опытности. Ее уместно применять, когда сформировано доверие между консультантом и клиентом.

Правила применения техники:

- конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение;

- конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты. Ее назначение – распознать способы, которыми клиент защищается от осознания реальности;

- конфронтация применяется вместе с эмпатией;

- конфронтация направлена не на человека, а на его противоречие;

- конфронтация не должна произноситься агрессивно и категорично.

Желательно консультанту использовать фразы «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь...», которые смягчают тон конфронтации.

Техника «Пустой стул».

С помощью этой техники работают с противоречивыми чувствами и мыслями, инконгруэнтностями и амбивалентными проявлениями. Эта техника применима как к межличностным, так и к внутренним конфликтам.

  1. Подумайте о конфликте, амбивалентных чувствах или о случае, когда Вы хотели проявить настойчивость, но это не получилось. Оживите ситуацию, вспомните Ваши мысли и чувства.

  2. Выберите любую сторону, какая Вам больше подходит, и начинайте словесно выражать мысли, чувства, переживания другой стороне, которая якобы сидит в другом кресле. Выражайте свои чувства открыто, будьте сердитыми, раздраженными, выражайте все, что Вы чувствуете. Когда Вы высказались, пересядьте на другое кресло – кресло противоположной стороны.

  3. Теперь Вы можете высказать контраргумент – противоположные мысли и чувства – поспорить с первой стороной. Выражайте чувства и мысли другой стороны с нужным эмоциональным накалом. Когда Вы выскажите все, пересядьте в кресло, с которого начали.

  4. Теперь Вы выступаете за первую сторону: выскажите реакцию на только что сказанное. Закончив, пересядьте во второе кресло и выразите свое отношение.

Продолжайте процесс, пока не достигните понимания сути конфликта или инконгруэнтности. Возможно, хотя и не обязательно, Вы найдете решение проблемы.

Опытный психолог умеет оценить, на сколько полезным окажется для клиента эта техника, и он направляет клиента в русло эффективного решения. Подобная техника, кроме того, стимулирует развитие самосознания. Оно особенно полезно при эмоциональной инконгруэнтности.

Медитативная техника «Мудрый старец».

Используется в случае, когда у клиента нет готовых вариантов решения ситуации. Помогает подключить интуицию.

Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов. Войдите в особое состояние сознания.

Вообразите, что Вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням.

Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней Вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец.

«Я ждал тебя», - говорит он. Вы понимаете, что он знает все и ответит на любой вопрос, который Вы зададите.

Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?»

Послушайте его ответ и задайте другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.

Когда Вы закончите упражнение, сделайте о нем запись. «Мудрый старец» - это скрытая мудрость, которая есть в каждом из нас. Многие не решаются это признать и потому проецируют ее вовне, на других.

Уровни развития клиента

7 типичных ошибок начинающего консультанта.

Ошибка 1. «Завороженность симптомом» – следование за жалобой или обвинениями клиента.

Преодоление ошибки с помощью следующих действий консультанта:

Использование техник

  1. Позитум-подхода

  2. Прояснение более широкого контекста жизни клиента

  3. Применение расходящегося консультирования

Ошибка 2. «Позиция Спасателя» - стремление консультанта быстро помогать клиенту, «спасать», предлагая различные решения ситуации.

Преодоление ошибки за счет следующих действий консультанта:

  1. Опора на первичный договор на исследование.

  2. Позиция «честного свидетеля происходящего».

  3. Использование транскультурного подхода.

  4. Умение держать консультантом паузу неопределенности.

  5. Передача ответственности клиенту за свою жизнь.

Ошибка 3. Потеря конкретности – уход в метафорическую реальность.

Преодоление этой ошибки следующими способами:

  1. Подтверждение конкретными примерами

  2. Использование уточняющих вопросов: «Что именно…? Как именно…?»

  3. Уменьшить масштаб запроса

  4. Опираться на феномен «здесь и сейчас»

  5. Акцент на психологической части договора

Ошибка 4. Потеря управляемости процессом – клиент начинает вести процесс.

Преодоление ошибки:

  1. Вернуться к запросу клиента (тема).

  2. Переключиться с содержания на процесс (отношения психолог-клиент).

Ошибка 5. Завороженность консультанта своей гипотезой (или техникой) – стремление втиснуть свою реальность в реальность клиента.

Преодоление ошибки, применяя следующие действия:

  1. Проверить готовность клиента к принятию решения

  2. Соотнести уровень психологической работы и уровень развития клиента

  3. Вынести гипотезу на супервизию

Ошибка 6. Завороженность консультанта личностью клиента – влияние механизма контрпереноса, приводит к потере управляемости процессом.

Преодоление данной ошибки следующими способами:

  1. Техники анализа и работы с контрпереносом

  2. Взять в работу отношения терапевт – клиент

  3. Передать клиенту часть ответственности за работу

Ошибка 7. «Пробуксовка» процесса - нет энергии в теме и в отношениях.

Преодоление ошибки с помощью:

  1. Возврата к договору.

  2. Переключения с содержания на процесс.

  3. Поиска более актуально значимой темы.

Примерный план ведения дневника консультирования.

  1. Общие сведения о клиенте (пол, возраст, профессия, семейное положение и т.п.).

  2. Содержательный процесс-анализ консультирования.

  3. Продвижение клиента (тема, желание, цель, запрос, договор).

  4. Что происходило (состояние, чувства клиента, его реакции, применяемые методы и техники и т.д. ).

  5. Что получилось (состояние изменения клиента, цели, контракт, план действий и т.д.).

  6. Выводы для клиента (резюме клиента, состояние клиента после консультации, прогноз консультирования).

  7. Выводы психолога (резюме процесса, личный опыт психолога, то есть, что я думал, что я чувствовал, мое отношение к клиенту).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основы психологического консультирования (4)

    Реферат >> Психология
    ... ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ М.: "Академический проект", 1999 От автора 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1.Определение и цели психологического консультирования1.2.Психологическое консультирование ...
  2. Основы психологического консультирования (3)

    Курсовая работа >> Психология
    ... 3 1. Теоретические основы психологического консультирования родителей по вопросам детей-инвалидов 1.1. Проблема психологического консультирования 6 1.2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих ...
  3. Основы психологического консультирования (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... РАБОТА ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЛАН Проанализируйте различия группового и системно-семейного консультирования Практический ... СбП, 2002 – 538 стр. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Уч. Пособие – М: Академический проект, ...
  4. Основы психологического консультирования (5)

    Реферат >> Психология
    ... психологического консультирования / Р. Мей. - М.: Класс, 1994. – 98 с. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. Основы возрастно-психологического консультирования ...
  5. Психологическое консультирование детей

    Курсовая работа >> Психология
    ... список Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2000. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001784086227417