Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Задача
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Кредо бихевиоризма...полностью>>
Психология->Реферат
Аутичность, замкнутость, уход во внутренний мир присущи, как считал Кречмер: 1) шизоидному типу ) циклоидному типу 3) астеническому типу 4) Шелдону 5....полностью>>
Психология->Реферат
Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. - Наше...полностью>>
Психология->Реферат
Высокий темп технических и экономических преобразований в современном обществе, увеличение количества информации, социальная нестабильность, искажение...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контракт предусматривает:

  • Осознание того, что проблема существует.

  • Наличие намерения решить проблему.

  • Возможность решения данной проблемы в принципе.

  • Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?)

Требования к контракту:

  • Взаимное согласие.

  • Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.).

  • Легальность (без нарушений закона).

Алгоритм консультативной беседы







Активное слушание

Техники воздействия





Этапы продвижения клиента по процессу консультирования:

решение

желание ( план действий) результат

жалоба намерение/ действие

цель

Важно различать:

  • желание (чего хочет клиент в жизни),

  • намерение/цель (чего хочет клиент+что может)

  • запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации),

  • профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и

клиента по достижению целей клиента в жизни),

  • готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному

плану.

Клиент формулирует запрос к психологу в различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента.

Виды запросов:

  • запрос как требование к третьему лицу,

Пример: Я хочу, чтобы мой муж…

  • запрос как просьба об исцелении,

Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше…

  • запрос на исследование.

Пример: Я хочу понять, почему…

  • запрос на изменение (состояния, поведения, отношения),

Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери.

Первые два запроса в работу не берутся.

7 ступеней активного слушания

3 уровня понимания человека

Техники активного слушания в консультировании

Техника «Поддержка - терпение».

Поддержка – основа консультативного контакта. Поддержать клиента можно короткой фразой, означающей согласие и понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжать повествование, например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так». Реакция «Угу», «М-м-м» также выражает поддержку.

Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание и ободрение, которое помогает клиенту поверить в себя. Выразить его можно с помощью фраз: «Очень хорошо», «Вы правы», «Не волнуйтесь из-за этого» и т.п.

Количество поддержки должно быть умеренным. Когда поддержки много, она может создать зависимость клиента от консультанта, что мешает самостоятельному развитию клиента.

Техника «Понимание-парафраза».

Чтобы отражать содержание речи клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Таким образом, клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования.

Структура техники:

- Вы только, что сказали, …

- Если я Вас правильно понял, то…

Для обобщения нескольких высказываний применяется следующая конструкция (техника суммирования):

- Если подытожить то, что Вы сказали, то …

Правила перефразирования:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2.Не допускается искажение смысла утверждения клиента, добавление чего - либо от себя.

3. Избегать дословного повторения высказываний клиента (эффект попугайства).

4. Учитывать логическое ударение, которое поставил клиент.

5. Убирать вопросительную интонацию из речи клиента (например, клиент: «Может, мне стоит поменять работу?»; психотерапевт: «Если я Вас правильно понял, Вы думаете о перемене работы».

Техника «Отражение эмоционального состояния»

Познание и отражение эмоционального состояния клиента представляется одной из главных техник консультирования. Отражение эмоционального состояния тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей – разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредотачивается на содержании, а при отражении эмоционального состояния – на том, что скрыто за содержанием.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, так как показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные и амбивалентные.

Клиент может отражать чувства по-разному:

- невербально;

- прямо говорить о своих чувствах;

- неясно высказывать чувства;

- передавать их с помощью метафоры.

Структура техники:

- Мне кажется, что Вам (хорошо, плохо, обидно, больно …).

- Говоря об этом, Вы испытываете (обиду, радость, злость, огорчение …)

Показатели эффективности применения техники:

              1. Психолог отражает не все чувства клиента, а лишь те, что важны в процессе консультирования.

              2. Консультант как можно полнее и точнее идентифицирует чувства свои и клиента.

Консультант отражает собственные чувства, возникающие в консультировании.

Техника «Отражение желания и скрытого смысла».

В консультировании психолог стремится перейти от жалобы клиента к желанию, а от желания – к намерению (что он готов делать?).

Структура техники:

- И Вам бы хотелось…

Перейти к желанию можно с помощью следующих вопросов:

- Что тебе хотелось бы изменить?

- А как ты хотел бы, чтобы было?

- Что ты хочешь от меня «здесь и теперь»?

За желанием клиента стоит какой-то смысл. В консультировании важно его прояснить. Прояснение скрытого смысла – это простая и мощная техника. Выяснить скрытый смысл можно с помощью вопросов.

- А что это для тебя значит?

- Что тебе это дает?

- В чем для тебя смысл этого?

-Зачем тебе это нужно?

Иногда в консультировании важно прояснить, что для человека означают отдельные понятия.

Техники вопросов

Задавание вопросов – это один из главных инструментов в консультировании.

Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например:

- Сколько Вам лет?

- Сколько раз в день Вы испытываете раздражение?

- Вам удобно?

Открытые вопросы предполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например:

- Что Вы об этом думаете?

- Что Вы теперь чувствуете?

- О чем Вы хотели бы рассказать?


Уточняющие вопросы помогают конкретизировать ситуацию, о которой рассказывает клиент:

- Могли бы Вы привести конкретный пример?

- В чем именно это проявляется?

- Что конкретно сказал Вам сын?


Цель этих вопросов – не дать клиенту говорить общими фразами.




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основы психологического консультирования (4)

    Реферат >> Психология
    ... ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ М.: "Академический проект", 1999 От автора 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1.Определение и цели психологического консультирования1.2.Психологическое консультирование ...
  2. Основы психологического консультирования (3)

    Курсовая работа >> Психология
    ... 3 1. Теоретические основы психологического консультирования родителей по вопросам детей-инвалидов 1.1. Проблема психологического консультирования 6 1.2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих ...
  3. Основы психологического консультирования (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... РАБОТА ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЛАН Проанализируйте различия группового и системно-семейного консультирования Практический ... СбП, 2002 – 538 стр. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Уч. Пособие – М: Академический проект, ...
  4. Основы психологического консультирования (5)

    Реферат >> Психология
    ... психологического консультирования / Р. Мей. - М.: Класс, 1994. – 98 с. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. Основы возрастно-психологического консультирования ...
  5. Психологическое консультирование детей

    Курсовая работа >> Психология
    ... список Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2000. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019428730010986