Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огро...полностью>>
Психология->Реферат
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности,...полностью>>
Психология->Реферат
Сегодня, в период небывалой экспансии массовой культуры, роста ее роли в современном обществе, чрезвычайно важно установить механизмы ее воздействия, ...полностью>>
Психология->Шпаргалка
1.Общения как предмет изучения. Виды общения. Общение-это контакт м/у людьми в любой форме. Современное общество по разному учавств.в общении, поэтому...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классификация методов психологического исследования.

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции и т.д. Существует также группа специфических методов для данной науки. Рассмотрим несколько примеров классификаций метода экспериментальной психологии.

Классификация методов психологического исследования. Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.

Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).

Классификация методов Пирьова (1966). Пирьов выделил несколько самостоятельных методов.

1 Наблюдение.

1 1. Объективное наблюдение:

а) непосредственное наблюдение.

а1 ) объективно-клиническое наблюдение (широко применяемое в пси­хиатрии);

б) опосредованное наблюдение (анкетные методики)

1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):

а) непосредственное самонаблюдение — словесный отчет человека;

б) опосредованное самонаблюдение — изучение дневников, писем,
фотографий данного человека, его воспоминаний и т. д.

2. Метод эксперимента.

2.1. Лабораторный эксперимент:

а) классический

б) психометрия;

б,) метод тестов

б2) психологическое шкалирование

2.2. Естественный эксперимент.

2.3. Психолого-педагогический эксперимент.

а) констатирующий;

б) Формирующий.

3. Метод моделирования.

4. Метод психологической характеристики.

5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии)

а) физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.;

б) математические;

в) графические.

6. Специальные методы (специфические для психологии):

а) генетический метод (онтологические и филогенетические аспекты)

б) метод сравнительного исследования (например, исследование развития ребенка и маленького шимпанзе);

в) патопсихологический метод (с помощью его исследуют патологические отклонения психики от принятой нормы)

Классификация Пирьова представляет образец классической класси­фикации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившиеся традициям. Пирьов традиционно разделяет методы на группы эмпири­ческих методов, которые, опять же следуя традиции, подразделяет на два отдельных класса — наблюдение и эксперимент; на группу теоретические методов, состоящую из двух классов — моделирование и «методы психологической характеристики», который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Пирьов объединил два класса специальных методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей знания.

  1. Неэкспериментальные методы в психологии: наблюдение, беседа, опрос, тесты.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяет­ся с конца XIX в. в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX в. — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментато­ра нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится входе полевого иссле­дования и широко применяется в этнопсихологии, психологии раз­вития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных за­висимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обоб­щенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному пла­ну. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведе­ния (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом слу­чае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все осо­бенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на опреде­ленные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с исполь­зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результа­тов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в про­цессе наблюдения либо отсроченно. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность ре­гистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Пове­дение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если на­блюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может ком­петентно оценить поведение.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые зна­ют о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отно­шение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюде­ние, "разоблачение" исследователя, может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скры­ваются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуля­ций.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следу­ющих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблю­дения (ситуации — объект — время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

А.А.Ершов (1977) выде­ляет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценива­ется по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования че­ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком­муникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, входе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого, называется методом бесе­ды. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представите­лей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д. Беседа включается как дополнительный метод в структуру экс­перимента на первом этапе, когда исследователь собирает первич­ную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивиру­ет и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Термин клинической беседы закрепился за способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Для проверки частных гипотез исследователь может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интер­вью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его при­менения — социология. Поэтому по традиции его относят к социо­логическим и социально-психологическим методам.

В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты ("открытые" или "закрытые"). Они предназначены для самостоятельного запол­нения испытуемым, без участия исследователя.

Но анкетирование трудно отнести к собственно психологичес­ким исследовательским методам. Информация, получаемая с по­мощью анкеты, является декларативной и не может считаться на­дежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуе­мого влияют неосознаваемая мотивация и установки. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности, при проведении социально-психоло­гических исследований.

Тестирование является разновидностью процедуры измерения свойств объекта. Свойство – категория, которая выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие и общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Психологический тест включает в себя совокупность заданий:

  • испытуемому – правило работы с тестом;

  • экспериментатору – правило организации работы испытуемого с тестом и правило работы с данными;

  • теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом;

  • метода введения шкальной оценки.

С помощью теста можно измерить свойство количественно. Сейчас психологический тест рассматривается как набор заданий, с помощью которых можно выделить свойство. Общее название для заданий – пункты теста. испытуемому предлагаются различные варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ записывается и считается признаком, которое обнаружило свойство.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экспериментальная психология (5)

    Шпаргалка >> Психология
    ... . испытуемому предлагаются различные варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ записывается и считается признаком ... психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика ...
  2. по Экспериментальной психологии

    Контрольная работа >> Психология
    ... этого эксперимента на бланке ответов выявилось 8 ошибок, по которым можно сказать, что ... деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 ...
  3. Экспериментальная психология (4)

    Шпаргалка >> Психология
    ... клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. ... ученые-исследователи, ответ на постав­ленный вопрос ... экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным ...
  4. Экспериментальная психология (6)

    Курсовая работа >> Психология
    ... разъяснение сложных моментов, ответы на возникающие вопросы, дискуссия по спорным ситуациям. После ... , 2005. – 304с. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2007 Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. ...
  5. Ответы по управленческим решениям

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... целесообразно при невозможности проведения экспериментальных работ, большой их дороговизны ... , что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует ... единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020129680633545