Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бе...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина Психодиагностику в практическом смысле мож...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Большинство людей знакомы с психодиагностикой в основном по тем публикациям в развлекательных колонках газет и журналов, в которых даются так называем...полностью>>
Психология->Шпаргалка
Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательнос...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предмет и объект исследования.

Объект исследования – область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Предмет исследования – закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Можно сказать, что предмет исследования – конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования.

Предмет и объект: через отношение общего и частного: объект - процесс, либо явление, поражающее проблемную ситуацию, предмет - то, что находится на границе объекта. Через испытуемого: объект - тот, кто исследуется, предмет - то, что познается.

В свое время, отделившись от философии, психология унаследовала от нее проблему сознания, которое считалось безусловной прерогативой человека. Дарвиновская идея эволюции затронула и эту непререкаемую догму, по крайней мере, в виде постановки вопроса о предыстории человеческого сознания. В конце XIX в. появилось новое направление в науках о живом — сравнительная психология. Тезис о существовании у животных зачаточных форм сознания, разума и даже интеллекта принимался в ней как аксиома.

Сравнительная психология, быстро пройдя стадию антропоморфизма (работы Джорджа Романеса), формировалась как экспериментальная дисциплина. Первые опыты с животными проводились путем создания специальных контролируемых ситуаций.

Начиная с работ Э.Торндайка, эксперименты с животными приобретают более строгие научные очертания. В частности, здесь уже применяется разделение переменных на независимые (варьируемые экспериментатором) и зависимые (в виде объективно регистрируемых параметров и поведенческих реакций животного).

Варьируемые переменные:

  • сложность проблемной ситуации;

  • режим подкрепления или наказания;

-состояние животного

Регистрируемые параметры:

  • общее время разрешения проблемы;

  • количество ошибок;

  • характер активности животного.

Работы Торндайка положили начало целому направлению в экспериментальной психологии, успешно развивающемуся и в настоящее время — исследованиям процессов научения. За это время значительно обогатился арсенал экспериментальных методик, которые с одинаковым успехом (правда, с соответствующими модификациями) применяются как на людях (детях и взрослых), так и на животных.

В эксперименте объектом исследования является человек, а предметом – человеческая психика.

  1. Научная проблема.

Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированой, т.е. сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире – одно из главных появлений таланта исследователя. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

  • Выявление нехватки в научном знании о реальности;

  • описание проблемы на уровне обыденного языка;

  • формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, при­чины агрессивности поведения людей можно искать не в психоло­гических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологи­ческое знание и попытаться сформулировать проблему в иных тер­минах — влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипоте­зу исследования.

Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и фи­лософскую трактовку понятия "проблема". "Проблема" —объек­тивно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практичес­кий или теоретический интерес.

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и "псевдопроб­лемы", которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание "веч­ного двигателя" и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

  1. Научная гипотеза.

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипо­тезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспе­риментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в каче­стве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для уст­ранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и явля­ются инструментом совершенствования теоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Файерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Вторые – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Такие предположения называются экспериментальными гипотезами, которые не обязательно должны основываться на теории.

Выделяют 3 типа гипотез по их происхождению:

  • Гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;

  • научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;

  • эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.

Основная особенность любых экспериментальных гипотез в том, что они операционализируемы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры.

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Проверка гипотез типа А – попытка установить истину: «А был ли мальчик?». Гипотезы типа Б – о связях между явлениями, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителями. Собственно экспериментальными обычно считают гипотезы типа В – о причинно-следственных связях. В экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

— третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте.

—экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине — предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение.

—экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях — точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой.

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными.

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении не­известного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык ста­тистики. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы.

  1. Этапы научного исследования.

основные этапы психологического исследования.

Этапы

Процедуры

подготовительный

1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы.

2.формулировка задач

3.определение объекта и предмета исследования

4.формулировка гипотезы

5.подбор методов и методик.

исследовательский

Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.

Обработка данных исследования

Количественный и качественный анализ исследования. 1.анализ зафиксированного фактора. 2.установление связи: зафиксированный факт - гипотеза. 3.выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.

Интерпретация данных. Вывод

1.установление правильности, либо ошибочности гипотезы исследования. 2.соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями.

Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации резуль­татов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первич­ный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Фор­мулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной тео­рии делаются новые выводы и предсказания.

Исследования по цели их проведения можно разделить на не­сколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Их цель – решение проблемы, которую никто до этого не ставил.

Второй тип — критические исследования. Они проводятся в це­лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. ил и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшествен­ников для определения достоверности, надежности и объективнос­ти полученных результатов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экспериментальная психология (5)

    Шпаргалка >> Психология
    ... . испытуемому предлагаются различные варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ записывается и считается признаком ... психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика ...
  2. по Экспериментальной психологии

    Контрольная работа >> Психология
    ... этого эксперимента на бланке ответов выявилось 8 ошибок, по которым можно сказать, что ... деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 ...
  3. Экспериментальная психология (4)

    Шпаргалка >> Психология
    ... клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. ... ученые-исследователи, ответ на постав­ленный вопрос ... экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным ...
  4. Экспериментальная психология (6)

    Курсовая работа >> Психология
    ... разъяснение сложных моментов, ответы на возникающие вопросы, дискуссия по спорным ситуациям. После ... , 2005. – 304с. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2007 Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. ...
  5. Ответы по управленческим решениям

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... целесообразно при невозможности проведения экспериментальных работ, большой их дороговизны ... , что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует ... единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00148606300354