Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Наиболее благоприятным для рождения ребенка считается возраст от 18 до 30 лет, как психологическим, так и по медицинским причинам Юные матери, не успе...полностью>>
Психология->Реферат
Исследование специфики отражения временной упорядоченности внешних сенсорных цепей с помощью компьютерной рефлексометрической методики позволяет устан...полностью>>
Психология->Реферат
Говорить о человеке в толпе можно много, но основным моментом, который хотелось бы отметить - это поведение человека в толпе Человек в толпе, превраща...полностью>>
Психология->Реферат
Дотепер розгляд процесу соціальної перцепції обмежувався питаннями, як ми бачимо і розуміємо інших людей Однак очевидно, що необхідно ще відповісти на...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Виды психологических измерений.

В естественных науках следует различать, как предлагает С.С.Паповян, три вида измерения:

1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.

2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения требуется установление законов, описы­вающих связи между отдельными параметрами реальности, позво­ляющих вывести "скрытые" переменные на основе непосредствен­но измеряемых переменных.

3. Измерение "по определению" производится тогда, когда мы про­извольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков харак­теризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состоя­ние объекта.

Методы психологических измерений могут быть классифициро­ваны по различным основаниям:

1) процедуре сбора "сырых" данных;

2) предмету измерения;

3) виду используемой шкалы;

4) типу шкалируемого материала;

5) моделям шкалирования;

6) числу мерностей (одномерные и многомерные);

7) мощности метода сбора данных (мощные или слабые);

8) типу ответа индивида;

9) какими они являются: детерминистскими или вероятностны­ми.

Для психолога-экспериментатора главными основаниями явля­ются процедура сбора данных и предмет измерения.

Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:

Метод ранжирования. Все объекты представляются испытуемо­му одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряе­мого признака.

Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно. Испы­туемый оценивает сходства — различия между членами пар.

Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шка­лы.

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (сти­мулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, ко­торые соответствуют заданному критерию.

По предмету измерения все методики делятся на а) методики шкалирования объектов; б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов.

Методики шкалирования объектов (стимулов, высказываний и др.) встраиваются в контекст экспериментальной или измеритель­ной процедуры. По своей сути они не являются задачей исследова­теля, а представляют собой экспериментальную задачу испытуемо­го. Исследователь использует эту задачу для выявления поведения испытуемого (в данном случае — реакций, действий, вербальных оце­нок и др.), чтобы знать особенности его психики.

При субъективном шкалировании испытуемый выполняет функ­ции измерительного прибора, а экспериментатор мало интересуется особенностями "измеряемых" испытуемым объектов и исследует сам "измерительный прибор".

  1. Экспериментальная психология и педагогическая практика.

Социальная активность, нравственность, реализация способ­ностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед пе­дагогами, является психолого-педагогический дуализм в отно­шении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими осо­бенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, кото­рый учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить.

В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и межличностные отношения и т.д.

Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращают­ся учащиеся, их родители или учителя, то основной целью пси­хологической службы в целом можно считать содействие психи­ческому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию раз­ного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психо­лога обеспечивается следующим образом. Во-первых, психолог рассматривает личность ученика как сложную систему, имею­щую разную направленность проявлений (от собственной внут­ренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, ис­пользуемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важ­нейших уровнях.

  1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося
    субъекта.

  2. Индивидуально-психологический уровень определяет раз­витие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.

  3. Личностный уровень выражает специфические особенно­сти самого субъекта как целостной системы, его отличие от ана­логичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

  4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимо­действия развивающегося субъекта как целостной системы с дру­гими субъектами и их объединениями.

  5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия
    субъекта с более широкими социальными объединениями и об­ществом в целом.

Кроме того, в систему работы психологической службы долж­ны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т.д.), направленные не только на по­вышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Необхо­димость этой формы работы вызвана также тем, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания, что­бы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, сам определял перспективы своего развития, стратегию и такти­ку взаимодействия с различными группами учащихся и индиви­дами.

Фундаментальные знания, как и знания, полученные в системе других наук, используются педагогикой, для решения задач обучения и воспитания. Экспериментальная психология предполагает необходимые ориентиры в современных способах организации экспериментального исследования и системах методов тяготеющих к экспериментальным.

Одним из главных методов психологии является эксперимент, который опирается на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. А личность и различные группы людей являются готовой экспериментальной площадкой для психологов.

Психология опережает педагогику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что по значению для педагогики, психология занимает первое место среди всех наук, т.к., чтобы учить и воспитывать, необходимо знать психику воспитуемых и обучаемых. Ни одна проблема педагогики не может быть решена без опоры на психологические знания.

Современный целостный подход, позволяющий более эффективно осуществлять процесс преподавания различных дисциплин в школе и воспитания учащихся, усиливает роль психологии как науки в подготовке педагогических кадров нового поколения.

Т.о. экспериментальная психология и пед.практика тесно связаны между собой.

  1. Программа научного исследования.

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отли­чается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в кото­рых научная работа протекает. Если цель науки — постижение исти­ны, то его способ — научное исследование.

Исследование может быть эмпирическим и теоретическим, хотя разграничение это условно, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Любое исследование осу­ществляется не изолированно, а в рамках целостной научной про­граммы или в целях развития научного направления.

Исследования по своему характеру можно разделить на фунда­ментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисципли­нарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное ис­следование направлено на познание реальности без учета практи­ческого эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть исполь­зовано для решения конкретной практической задачи. Монодисцип­линарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в дан­ном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти иссле­дования требуют участия специалистов различных областей и про­водятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу отно­сятся исследования: генетические; в области инженерной психофи­зиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные ис­следования проводятся с помощью системы методов и методик, по­средством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой ре­альности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направ­лено на выявление одного наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это ме­тод опровержения правдоподобных гипотез. Нормативный процесс научного исследования строится следую­щим образом:

  1. Выдвижение гипотезы (гипотез).

  2. Планирование исследования.

  3. Проведение исследования.

  4. Интерпретация данных.

  5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

  6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).

Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации резуль­татов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первич­ный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Фор­мулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной тео­рии делаются новые выводы и предсказания.

Исследования по цели их проведения можно разделить на не­сколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Их цель – решение проблемы, которую никто до этого не ставил.

Второй тип — критические исследования. Они проводятся в це­лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. ил и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшествен­ников для определения достоверности, надежности и объективнос­ти полученных результатов.

Научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Научное знание интерсубъективно, поэтому научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.

Известный методолог М. Бунге полагал, что в реальности невозможно создать исследование, которое соответствовало бы идеальному. Личные черты исследователя накладывают определенный отпечаток на эксперимент. Но в любом случае научный метод должен стремиться быть максимально приближенным к идеальному.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экспериментальная психология (5)

    Шпаргалка >> Психология
    ... . испытуемому предлагаются различные варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ записывается и считается признаком ... психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика ...
  2. по Экспериментальной психологии

    Контрольная работа >> Психология
    ... этого эксперимента на бланке ответов выявилось 8 ошибок, по которым можно сказать, что ... деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 ...
  3. Экспериментальная психология (4)

    Шпаргалка >> Психология
    ... клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. ... ученые-исследователи, ответ на постав­ленный вопрос ... экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным ...
  4. Экспериментальная психология (6)

    Курсовая работа >> Психология
    ... разъяснение сложных моментов, ответы на возникающие вопросы, дискуссия по спорным ситуациям. После ... , 2005. – 304с. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2007 Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. ...
  5. Ответы по управленческим решениям

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... целесообразно при невозможности проведения экспериментальных работ, большой их дороговизны ... , что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует ... единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019598007202148