Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огро...полностью>>
Психология->Реферат
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности,...полностью>>
Психология->Реферат
Сегодня, в период небывалой экспансии массовой культуры, роста ее роли в современном обществе, чрезвычайно важно установить механизмы ее воздействия, ...полностью>>
Психология->Шпаргалка
1.Общения как предмет изучения. Виды общения. Общение-это контакт м/у людьми в любой форме. Современное общество по разному учавств.в общении, поэтому...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История развития экспериментальной психологии.

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В.Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л.Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г.Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии. Первым мэтром эксп. психологии справедливо называют в.Вундта, основавшего в Лейпциге в 1879 году институт психологии.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф.Лазурского, которую он предложил в 1910г. на I-м всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Традицию преподавания экспериментальной психологии в рос­сийских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Еще в 1909/10 учебном голу он читал этот курс на семинарии по психологии в Мос­ковском университете, а позже — при Московском психологическом институте (ныне - Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учеб­ную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее — по методике эксперимента в психологии.

  1. Методология экспериментальной психологии.

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом ко­торой является новое знание о действительности, отвечающее кри­терию истинности. Практичность, полезность, эффективность на­учного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности зна­ний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реаль­ности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависи­мости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается откры­тие законов — теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризу­ется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод - совокупность приемов и операций практичес­кого и теоретического освоения действительности. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.

В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»; рисуются схемы, делаются расчеты.

В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений.

Существует такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений. Моделирование используется тогда, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

Среди научных методов выделяют: наблюдение, эксп6еримент, измерение.

В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Итак, любая теория есть временное сооружение, и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным призна­ется такое знание, которое может быть отвергнуто (признано лож­ным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опроверже­ния которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. Каждая теория — всего лишь предположе­ние и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформули­ровал правило: "Мы не знаем — мы можем только предполагать".

При разных подходах к выделению методов психологических исследований критерием остается тот аспект его организации, который позволяет определиться в способах исследовательского отношения к изучаемой реальности. Тогда методики рассматриваются как процедуры или «техники» сбора данных, которые могут быть включены в разные структуры исследований.

Методология – система знаний, определяющая принципы, закономерности и механизмы использования методов психологического исследования. Методология эксп. психологии, как и любой другой науки, строится на основе определенных принципов:

  • Принцип детерминизма – проявление причинно-следственных связей. в нашем случае – взаимодействие психики со средой – действие внешних причин опосредуется внутренними условиями, т.е. психикой.

  • Принцип единства физиологического и психического.

  • Принцип единства сознания и деятельности.

  • Принцип развития (принцип историзма, генетический принцип).

  • Принцип объективности

  • Системно-структурный принцип.

  1. Психологическое измерение.

Измерение может быть самостоятельным исследовательским ме­тодом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, он служит для выявления индиви­дуальных различий поведения субъекта и отражения им окружаю­щего мира, а также для исследования адекватности отражения (тра­диционная задача психофизики) и структуры индивидуального опы­та.

Измерение включается в контекст эксперимента как метод реги­страции состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

В психологии различают три основные процедуры психологичес­кого измерения. Основанием для различения является объект изме­рения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, нали­чия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности по­ведения, определяет сходства или различия людей. Психологичес­кое измерение становится измерением испытуемых.

Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (класси­фицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состоя­ния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Поня­тие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофи­зическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматрива­ется как проявление взаимодействия личности и ситуации.

Внешне процедура психологического измерения ничем не отли­чается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "экс­перимент" часто используются как синонимы. Однако при проведе­нии психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического изме­рения является всего лишь отнесение испытуемого либо оценивае­мого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.

Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений — раздел психологии, интенсивно развивающий­ся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел ма­тематической психологии.

Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психо­логию в 1950 г. С.С.Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня ис­пользуется в научной литературе. Шкала – в буквальном значении есть измерительный инструмент.

­Тип шкалы определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных из­мерения

Различают несколько типов шкал:

  1. Шкала наименований - получается путем присвоения «имен» объектам. Объекты сравниваются друг с другом, и определяется их эквивалентность – неэквивалентность.

  2. Шкала порядка - упорядочивание объектов по степени выраженности какого-нибудь признака.

  3. Шкала интервалов.

  4. Шкала отношений.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экспериментальная психология (5)

    Шпаргалка >> Психология
    ... . испытуемому предлагаются различные варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ записывается и считается признаком ... психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика ...
  2. по Экспериментальной психологии

    Контрольная работа >> Психология
    ... этого эксперимента на бланке ответов выявилось 8 ошибок, по которым можно сказать, что ... деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 ...
  3. Экспериментальная психология (4)

    Шпаргалка >> Психология
    ... клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т. е. ... ученые-исследователи, ответ на постав­ленный вопрос ... экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным ...
  4. Экспериментальная психология (6)

    Курсовая работа >> Психология
    ... разъяснение сложных моментов, ответы на возникающие вопросы, дискуссия по спорным ситуациям. После ... , 2005. – 304с. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2007 Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. ...
  5. Ответы по управленческим решениям

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... целесообразно при невозможности проведения экспериментальных работ, большой их дороговизны ... , что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует ... единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019030570983887