Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное,...полностью>>
Психология->Реферат
Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейны...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исс...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что внимание является одним из главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших шко...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сравнение средних показателей тревожности по тесту «ТДА» группа детей с низкой самооценкой имеет достоверно более высокую тревожность, чем группа с нормальной самооценкой. Эти данные так же подтверждены проективной методикой «РНЖ», который позволяет говорить о наличии низкой самооценки и выводит параметрический показатель выраженности тревожности. По проективной методике «ДДЧ» так же можно утверждать, что у детей с низкой самооценкой показатель тревожности значительно выше, чем у детей с нормальной самооценкой.

Для того чтобы убедиться, что существует достоверная взаимосвязь между тревожностью и самооценкой личности у младших школьников, по данным методикам, проанализируем усредненные показатели по группам с высокой самооценкой («Группа-3») и нормальной самооценкой («Группа-2»).

Таблица средних показателей по t-критерию Стьюдента по «Группе-3» и «Группе-2»

Показатели тревожности

Средние показатели по «Группе-3»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

По тесту «ТДА»

2,21

4,05

0,0008

По проективной методике «РНЖ»

1,00

1,55

0,0000

По проективной методике «ДДЧ»

1,00

1,50

0,0001

Данная таблица показывает, что существуют достоверные отличия у групп с высокой и нормальной самооценкой по уровню тревожности, у «Группы-3» уровень тревожности значительно ниже, чем у «Группы-2».

Взаимосвязь тревожности и самооценки мы отслеживали так же по тесту школьной тревожности Филлипса.

Таблица средних показателей по t-критерию Стьюдента по «Группе-1» и «Группе-2»

Показатели

Средние показатели по «Группе-1»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

Общая тревожность в школе

68,17

49,36

0,0004

Переживание социального стресса

47,25

35,18

0,0228

Фрустрация потребности в достижении успеха

45,83

34,91

0,0590

Страх самовыражения

53,83

37,55

0,0028

Страх ситуации проверки знаний

71,92

51,09

0,0040

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

40,00

29,09

0,0478

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

33,33

27,27

0,2070

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

59,25

37,77

0,0050

Группа с низкой самооценкой имеет тревожность значительно выше, чем группа с нормальной самооценкой. Взаимосвязь низкой самооценки и высокой тревожности можно уловить в следующих факторах: общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками); страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страх проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

Так же нами были проанализированы усредненные показатели школьной тревожности по тесту Филлипса по «Группе-3» и по «Группе-2».

Таблица средних показателей по t- критерию Стьюдента по «Группе-3» и по «Группе-2».

Показатели

Средние показатели по «Группе-3»

Средние показатели по «Группе-2»

Уровень достоверности (различия достоверны при p<=0,05)

Общая тревожность в школе

29,42

49,36

0,0001

Переживание социального стресса

22,26

35,18

0,0020

Фрустрация потребности в достижении успеха

19,00

34,91

0,0004

Страх самовыражения

17,00

37,55

0,0000

Страх ситуации проверки знаний

30,21

51,09

0,0011

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

29,47

29,09

0,9409

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

25,26

27,27

0,6275

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

25,05

37,77

0,0051

Данная таблица показывает, что у «Группы-3» показатель тревожности значительно ниже, чем у «Группы-2» в ситуациях: общей тревожности в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний.

Наши исследования показали, что большинство детей младшего школьного возраста испытывают чувство страха по отношению к тем или иным сферам жизни. В свою очередь страхи оказывают значительное влияние на самооценку детей младшего школьного возраста. Особенно много страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Это в свою очередь существенно сказывается на их успеваемости и самооценке. Самым распространенным из страхов по отношению к учебной деятельности является страх ситуации проверки знаний. Такие показатели как высокая тревожность и низкая самооценка могут привести к тому, что эти дети чаще входят в число наименее популярных, так как часто крайне не уверены в себе, замкнуты, малообщительны, или же напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Причиной их не популярности является безынициативность из-за неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, чувство неполноценности либо агрессивности. Такой ребенок нередко становится эгоцентричным, отчужденным, будет обижаться, жаловаться, фальшивить и обманывать. Это может способствовать формированию у него отрицательного отношения к детям, к людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению. Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Они слишком неуверенны в себе, обладают низкой самооценкой, а это очень серьезное нарушение, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальному поведению. Таким детям очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не в состоянии сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут оценки от взрослого. Низкая самооценка как правило, бывает связана с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо ведет себя. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Так же не уверены в себе и родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводит к низкой самооценки у ребенка.

2.3 Вывод

Таким образом наши исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Это подтверждено методиками: «ТДА», «РНЖ», «ДДЧ», тест школьной тревожности Филлипса, методика исследования самооценки «Лесенка». Как правило, у тревожных детей формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и самооценка ребенка младшего школьного возраста взаимосвязана с наличием у него тревожности.

Заключение

В настоящее время все больше возрастает число, событий, условий, ситуаций, объектов, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Устойчивые страхи могут перейти в личностное состояние – тревожность. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не в состоянии справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера и снижению самооценки, что в последствии сказывается на всей жизни человека.

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности.

Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

Младший школьный возраст – это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни. В то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страха «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают.

Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Существует множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).

Известно, что почти за всеми страхами детей стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, поэтому профилактика страхов состоит прежде всего в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность.

Исходя из наших исследований, мы пришли к выводу, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно, с личностной тревожностью склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Как правило, у нее формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Таким образом, наша гипотеза о взаимосвязи страхов и самооценки у детей младшего школьного возраста подтверждена.

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.

2. Асламов А.Г. Психология личности.- М., 2002.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2002.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

6. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1986.

7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика – М., 1996.

8. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника.- М., Изд-во АПН РСФСР,1995.

9. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 №2.

10. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.,1990.

11. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1996.

12. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5.

13. Джемс У. Психология.- М., 1991.

14. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993.

16. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 1999.

17. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

18. Левис Ш. Ребенок и стресс.- М.: Владос, 1996.

19. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990.

20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.- В сб.: Эмоциональный стресс. – Л., 1970.

21. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.

22. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.

23. Мартыненко О.Б. Происхождение страхов у детей // Журнал прикладной психологии. 2003 №2.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

25. Овчарова Р.В. Практическая психология – М.: Т.Ц. Сфера, 1996.

26. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1995.

27. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной.- М.: ТЦ Сфера, 1997.

28. Прохоров А.О. взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6.

29. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. - М., 1988.

30. Психология детства. Под редакцией А.А. Реана – СПб.: Прайм-евро-знак. 2003.

31. Психология. Словарь. Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е издание.- М.: Политиздат, 1990.

32. Психоанализ детской сексуальности \ З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др. Под ред. В.А. Лукова.- СПб.: Союз, 1997.

33.Подгорный И.С. Эмоции, страх, стресс.// Вопросы психологии.- 1989 №4.

34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2000 Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.

35. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий Г.Р. Психология и педагогика – М.: РЭА, 1999.

36. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

37. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1972.

38. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.

39. Степанова Е. Как выявить и предупредить детские страхи // Дошкольное воспитание. 1997 №5.

40. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р-н-Д.: Феникс, 1996.

41. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.,1991.

42. Степанов С.С. Азбука детской психологии.- М.: ТЦ Сфера,2004.

43. Тиллих П. Теория Культуры. – М., 1995.

44. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности.- СПб.: Питер, 1999.

45. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.

46. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: Олма-пресс, 2003.

47. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. - М., 1996.

48. Шишова Т. Как помочь маленькому трусишке? // Семья и школа.- 1997. №4.

49. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?.- М., 1988.

50. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Характеристика страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………...6 1.1 Страх как внутреннее состояние у детей младшего школьного возраста.. 6 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста ...
  2. Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу

    Реферат >> Педагогика
    ... процесса тесно взаимосвязаны. Недостатки ... и социализации личности. Для детей младшего школьного возраста такой ситуацией ... самооценка; постоянные фантазии; неадекватные страхи; лживость; заметная уединенность. Поведенческий компонент дезадаптации младших ...
  3. Взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности проявления тревожности детей младшего школьного возраста ... дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ...
  4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... объективные взаимосвязи. 1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно ... , что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности. [1, с. 66] 6. ...
  5. Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... а она к тревожности, низкой самооценке. Это все очень взаимосвязано и в идеале учебная деятельность должна ... детей младшего школьного возраста факторами высокой тревожности оказались: страх ситуации проверки знаний , страх самовыражения, проблемы и страхи ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001924991607666