Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт д...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Становлення інформаційного суспільства має як безсумнівні позитивні, так і певні негативні наслідки. З одного боку, пришвидшилася передача інформації ...полностью>>
Экономика->Дипломная работа
Економіка нашої країни переживає складні процеси реформування та адаптації діяльності суб’єктів господарювання до ринкових відносин. Як свідчить практ...полностью>>
Экономика->Реферат
Предпринимательский риск - это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услу...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

формирование "стержня" сдерживания человека в отношениях с природой, ограничения степени его свободы. Вопрос заключается в том, как найти ту меру сдерживания, которая не остановила бы человечество в его развитии, не заставила бы его жить в концлагерях для предотвращения "нежелательных контактов" с природой, не сломала бы человеческой творческой инициативы и врожденного стремления к совершенствованию - источника человеческой эволюции, а в будущем, быть может, и эволюции материи. Это выражается в таких направлениях:

развитие идеи об изменении вектора развития человечества - отказе от техногенной цивилизации и переходе либо на биологические (биоцивилизация), либо на информационные (киборги) рельсы;

различные варианты переориентации технологии и производства, которые связаны с настроениями экологического пессимизма и алармизма (от англ. alarm - тревога), с возрождением реакционно-романтических концепций руссоистского толка, с точки зрения которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе научно-технический прогресс, с возникновением доктрин "ограниченного роста", "устойчивого состояния" и т.п., считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико-экономическое развитие. Однако явным изъяном этого подхода является то, что он предлагает неприемлемое, особенно в наше время, решение экологических проблем - путем ограничения, а возможно и приостановления технического прогресса;

наибольшее распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития", согласно которой следует регламентировать каждый вид деятельности человека, исходя из весьма ограниченного набора рецептов, для осуществления идеи сохранения, поддержания природы в состоянии, пригодном для потомков. Несколько упростив, можно представить и эту концепцию как приостановку прогресса. Очевидно, что все направления подхода обладают одним недостатком - в конечном счете они не предлагают решение проблемы, это некие ограничения, полумеры, позволяющие надеяться на приостановку кризиса во взаимодействии экологии и прогресса;

проекты радикальной перестройки технологии, избавления её от просчётов, приведших к загрязнению окружающей среды создания новых технических средств и технологических процессов (транспорта, энергетики и др.), приемлемых, с экологической точки зрения. В число этих проектов входят программа альтернативной науки и технологии, выдвинутая американским учёным Д. Габором, модель замкнутых производственных циклов, развитая американским экологом Б. Коммонером. Данная концепция по сути повторяет ограничительную концепцию, но, отметим, элементы данного подхода должны присутствовать в первых практических шагах к решению кризиса;

ноосферный подход, в котором определяющую роль играет рост научного знания, предлагает преодолеть экологический кризис используя синергетический эффект объединения знаний индивидов и технических средств, не препятствуя прогрессу, а напротив всячески поддерживая его и перехода к эпохе, когда человечество в целом возьмет на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы Земли. Путь в ноосферу лежит через повышение роли интеллектуального начала, постепенное преобладание духовно-материальных факторов над материальными.

Как видим абсолютно приемлемого решения противоречий между научно-техническим прогрессом цивилизации и экологией пока не предложено. Тем не менее, очевидно, что:

для роста и развития цивилизации прогресс, в том числе, и технический и технологический, необходим (первое необходимое условие);

для роста и развития цивилизации требуется экологически чистая среда обитания (второе необходимое условие).

Влияние первого необходимого условия на второе неизбежно. Но раз изменения в экологии при прогрессивном движении человечества неизбежны, то необходимо сделать эти изменения положительными. Это является обязательным требованием для будущего решения экологического кризиса.

Экология должна стать не тормозом (и тем более не могильщиком) прогресса. Экология должна стать (для начала в умах человечества) - компасом и помощником прогресса. Именно этот тандем - необходимое и достаточное условие перспективного материального развития цивилизации.

Делая выводы вышесказанного, можно сказать, что НТП, несмотря на положительные стороны того процесса, приносит довольно сильный удар по окружающей среде. Сегодня предлагаются различные пути решения "экологического кризиса", возникшего от НТП; самое большое распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития".

Глава 3. Государственная инновационная политика

3.1 Цели и направления инновационной политики государства

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. 14

Все мы знаем, что главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий. 15

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок16.

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Подведу итог вышесказанного: цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

3.2 Методы реализации инновационной политики государства

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным методом прямого регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства ВУЗов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук - от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В развитых странах правительства в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные исследования, а до 70% затрат на НТП осуществляется частным сектором.

На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.

Можно сделать вывод из вышесказанного, что финансирование - это самый действенный метод инновационной политики государства. Но также планирование и прогнозирование - очень важнейшие методы.

Заключение

Перед современным высокоиндустриальным обществом встал ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории цивилизации научно-технических и социально-экономических задач, которые требуют качественно отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий о путях развития общества постоянно находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический прогресс приобретает все большее значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.

В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т.п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП.

Подведу итоги своего исследования:

1. Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. НТП - это процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии. Этот процесс так же вечен и постоянен, как вечна и постоянна работа человеческой мысли, призванной облегчить и сократить затраты физического и умственного труда для достижения конечного результата в трудовой деятельности.

2. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.

3. Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

4. Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.

5. Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

6. Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

7. Практическая реализация достижений НТП может быть достигнута прежде всего путем повышения технической вооруженности труда работника, т.е. ростом отношения техника: работник, или производственные фонды: работник.

8. Сегодня предлагаются различные пути решения "экологического кризиса", возникшего от НТП; самое большое распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития".

9. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.

10. Планирование и прогнозирование - важнейшие методы инновационной политики государства, но финансирование - это самый действенный метод.

Список литературы

  1. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В., 1998

  2. Коптюг В.А. Роль и задачи Академии наук в развитии производительны сил страны: Тезисы доклада. - Новосибирск, 1983

  3. Экономика предприятия. И.В. Сергеев. - М.: Феникс, 2003

  4. Экономика предприятия. Под редакцией д. э. н., проф. Карлика Б.А. - М.: Ник, 2000

  5. Экономика природопользования. / Под ред. Хачатурова Т.С. - М.: Издательство Московского университета, 1991

  6. Логинов В. Инновационная политика: меры по активизации. 2001

  7. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 1991.

  8. studzona.ru

  9. lib.ua-ru.net

  10. wikipedia.ru

  11. edu.ru

  12. trizminsk.org

  13. filreferat. popal.ru

  14. prognoz.org

  15. tema. studentochka.ru

  16. finanslib.ru

  17. economymodern.ru

  18. ereport.ru

  19. admhmao.ru

1 Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В., 1998.

2 Коптюг В.А. Роль и задачи Академии наук в развитии производительны сил страны: Тезисы доклада. – Новосибирск, 1983.

3 Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В., 1998.

4 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003.

5 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003.

6 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003

7 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003

8 Экономика предприятия / Под редакцией д.э.н., проф. Карлика Б.А. -М.: Ник, 2000.

9 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003.

10 Сергеев В.И. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003.

11 И.В. Сергеев. / Экономика предприятия .-М.: Феникс, 2003.

12 По материалам Интернет-ресурса wikipedia.ru

13 Экономика природопользования. /Под ред. Хачатурова Т.С. -М.: Идательство Московского университета, 1991.

14 По материалам Интернет-ресурса admhmao.ru

15 Логинов В./ Инновационная политика: меры по активизации. 2001.

16 По материалам Интернет-ресурса admhmao.ru.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Научно-технический прогресс в экономике (1)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... из которых - научно-технический прогресс (НТП). Основные особенности современного мира определяются НТП. Научно-технический прогресс - основа современной цивилизации. Ему ...
  2. Научно-технический прогресс и его влияние на экономический рост

    Курсовая работа >> Экономика
    ... не менее при характеристике состояния научно-технического прогресса в современной России необходимо начать с ... представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций. Научно-технический прогноз — ...
  3. Прогнозирование научно технического прогресса

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
    ... характер. Тенденция влияния научно-технического прогресса на ... актуальность в сложном современном мире приобретают вопросы биобезопасности ... что находится в вопиющем противоречии с современными требованиями научно-технического прогресса. Автор отмечает также, ...
  4. Социально-экономическая сущность научно-технического прогресса и инноваций в современной мировой

    Реферат >> Экономическая теория
    ... основ инноваций и научно-технического прогресса в современной экономике, а также ... мощный научный, технический и внедренческий потенциал в мире имеют ... В результате появилась тенденция роста менеджеров, бухгалтеров ... учёных проводятся в противоречии с давно ...
  5. Научно-технический прогресс (3)

    Закон >> Экономическая теория
    ... История научно-технического прогресса. Научно-техническая революция………………..........................................................................................6 Особенности современного этапа научнотехнического прогресса…….…9 Основные черты научно ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018360614776611