Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций За ...полностью>>
Психология->Реферат
Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семенович Вы...полностью>>
Психология->Реферат
Слово «психология» означает «знание о душе» или «наука о душе» Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании челове...полностью>>
Психология->Реферат
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его лич...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В отличие от названных выше стилей воспитания следует указать на стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношений в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие к личности ребенка. В такой семье взрослые или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии - психологической дистанции. Незаинтересованность родителей развитием своего ребенка и его внутренней жизнью делает ребенка одиноким, несчастным существом. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи не уверен в себе, невротизирован, он затрудняется во взаимоотношениях со сверстниками.

Стиль семейных отношений, конечно, определяет стиль воспитания ребёнка. Серьезная социальная проблема - агрессивное отношение в семье, когда агрессия направлена на каждого из ее членов. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями; просто безкультурие. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Он отстает в развитии, не умеет организовать себя на учение. Он понимает, что он «другой» и мстит за это.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всей жизнь. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Захарова А.И. считает, что: «По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов (Адлер А.; Роджерс К.; Хорни К.), главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя с взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками, с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также [42;с.12].

Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера).

Бронфенбреннер У. пытался установить связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированы в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребёнка, но ведут себя по-разному: один берёт на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную. [6;с.45]

Итак, разный стиль семейного воспитания, воздействует на ребёнка по-своему. Авторитарный стиль приводит к невротизированию ребёнка, делает его неуверенным или агрессивным. В семье с либерально – попустительским стилем воспитания вырастет эгоист, который не умеет вступать во взаимоотношения с людьми. Гиперопекающий стиль воспитания полностью в лишает ребёнка самостоятельности. Самый эффективный стиль воспитания - ценностное отношение к ребёнку, в такой семье вырастет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственный за других. Отчуждённый стиль воспитания, приводит ребёнка к неуверенности в себе, невротизирует его, затрудняет общение со сверстниками.




Заключение

В работе была изучена и исследована проблема влияния детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка дошкольного возраста. Изучением данного вопроса занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи Ю.П.Азаров, Д.Б.Бриггс, А.Г.Гамбургова, И.В.Гребенников, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, А.Д.Кошелева, И.Лангмейер, А.Н.Леонтьев, Т.А.Макарова, 3.Мадейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, А.В.Петровский, Л.И.Постовалова, О.Е.Смирнова, И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская, А.Г.Харчев, и другие.

Как показывают психолого-педагогические исследования А.Н.Леонтьева, С.А.Козловой из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлеется в его сознании иногда на всю жизнь.

В современной семье всё большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Наиболее бгагоприятный климат для ребёнка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желаний двух любящих друг друга людей. Ребёнок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. В этом случае родители заранее подготовили для ребёнка условия его окружения, которые направлены на развитие позитивных его качеств. Любовь родителей к ребёнку выражает любовь родителей друг к другу. Именно настоящая любовь поднимает тонус жизни семьи, развитие ребёнка, для его нравственного воспитания.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь - неумение понять друг друга. Но этому, как утверждают психологи 3.Мадейчик, Ю.П.Азаров, Н.Ф.Обухова можно научить. Уже с третьего года жизни ребёнок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребёнка с уважением относиться к близким, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребёнка: чем он интересуется, что его радует, печалит. Родители должны больше общаться с ребёнком, но не навязывать ему своего мнения. У ребёнка есть и свои представления о мире, которые нужно развивать родителям, обращая внимание на своё поведение.

Семейная среда, будучи для ребёнка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, информационное окружение ребёнка. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. Чем меньше родители одёргивают ребёнка, запрещают что - либо делать, тем активнее развивается самостоятельность ребёнка.

Семья выступает фактором воспитания ещё и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Чем интереснее и разнообразнее проводится время в семье, тем больше возможностей открывается для развития внутреннего мира ребёнка, расширяется его кругозор, сфера деятельности.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребёнка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений даёт ребёнку образцы агрессивности. Непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности. Уделение внимания ребёнку, знание психологических основ возрастных особенностей ребёнка, создание благоприятного климата в семье способствует развитию позитивных качеств личности.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребёнком и обращения с ним как с формировавшейся личностью.

В ходе работы цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология./ П.Я. Гальперин. История зарубежной психологии. 30-60 годы XX века.(Тексты). - М-1986.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов.- Ростов- на -Дону, 1998.

3. Алёшина Е.Ю. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник Московского Университета. Психология. 1987 №2

4. Антонов Л.И. Медведков В.И. Социология семьи.- М- 1996.

5. Андреева Л.И. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающим в диаспоре и на исконной территории.: М- 2000 .

6. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности С.- 2000.

7. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии 1976.

8. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте:

Н.- 2000

9. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология Москва Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2002

10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. 1997

10. Галагузовой М.А. Социальная педагогика ВЛАДОС М.-2001.

11. Гребенников И.В, Основы семейной жизни М.-1991

12.13. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: М.- 1986

14. Земска М. Семья и личность М.-1986

15. Ковалёв СВ. Психология семейных отношений М.-1987

16. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. М.-1999

17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -академия М.-1999

18. Леонтьев Л.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.- 1997

19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка,/ А.Г. Рузская. М,-1997

20. Мухина В.С. Возрастная психология М.-1998

21. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья М.- 1998

22. Обухова Л.С. Семья и ребёнок: психологический аспект детского развития. М.-1998

23. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности.С.- 1996

24. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.- 1995

24. Смирнова Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Выготского Л.С. и Лисиной. М.И. // Вопросы психологии, 1996

26. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. ВЛАДОС М.-2001

27. Спиваковская А.С. Как быть родителями М.- 1998

28. Статмем Пол Безопастность вашего ребёнка. Дельта С.-П., 1996

29. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М.-1990

30. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи М. ВЛАДОС Пресс, 2006

30. Холт Джон Залог детских успехов .- Дельта, С.-П., 1996

31. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй. М. дрофа, 2005

51



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей

    Книга >> Транспорт
    ... значений статистических характеристик. 1.2.5.Математическая модель влияния наработки автомобиля на коэффициент корректирования ... использовать следующее уравнение . 1.2.6.Математическая модель влияния числа автомобилей в парке и количества технологически ...
  2. Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... православного религиозного воспитания. 2.Изучение особенностей влияния компьютерных игр, Интернет, развивающего компьютерного ... персонального использования инструментов компьютеризации и сильным влиянием пользователя на конфигурацию информационных систем ...
  3. Влияние атомных электростанций АЭС на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... разграничения допустимых и недопустимых влияний, оценивания стоимости экологического убытка ... направлениями в ограничении вредных техногенных влияний на биосферу является ресурсозбереження ... всем типам влияний. Разнообразные техногенные влияния на окружающую ...
  4. Влияние личностных качеств подростков на уровень агрессивности

    Реферат >> Психология
    ... медицинская. Цель: определить влияние личностных качеств на уровень агрессивности ... существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а ... возникновению ситуационных действий, и влиянию окружающей среды. 3.2. Опросник ...
  5. Влияние строительства автомобильной дороги на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ... автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и ... лучшими показателями потребления энергии и влияния на окружающую среду на ...
  6. Влияние условий и факторов макросреды на покупательское поведение потребителей продуктов фирмы

    Реферат >> Маркетинг
    ... предпринима­тельских структур.5 Особенно существенное влияние на поведение потребителя и ... соответствующей группы. Самое непосредственное влияние на поведение покупателей оказывают ... оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020489692687988