Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Лабораторная работа
4 На рабочем месте я чувствую себя комфортно, т к созданы все условия для выполнения моей деятельности (приятная температура, необходимое техническое ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Выражение, что кто-то «умер от страха» не является только фигуральным Смерть без явной органической причины известна клиницистам и патологоанатомам У ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Вопрос о сохранении и укреплении психического здоровья детей старшего дошкольного возраста поднимался в работах Андреевой А Д , Вохмяниной Т В , Ворон...полностью>>
Психология->Реферат
Разработка стратегии исследования роли сотрудничества в решении творческой задачи и становления предметно-продуктивного действия в старшем дошкольном ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исследования В.М.Целуйко показывают, что проблемы, в которые погружены, неблагополучные семьи условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мулътисложными или мультипроблемными семьями. [23;с. 14]

М.А.Галагузова выделяет следующие стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию ассоциативного поведения несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребёнка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; - асоциальный стиль отношений в дезорганизационной семье с систематическим употреблением алкоголя , наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. [5;с.220]

Исследования М.А.Галагузовой подтверждают, что тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психологическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся насилию (или посягательству), характерно также и нарушение поведения; нарушение поло-ролевой идентификации. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. [5;с.221]

Психологи А.С.Спиваковская, Н.Ю.Синягина выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально-бытовых, личных проблем, отсюда - избиение детей, их устранение («не надо кормить, одевать», «можно удачнее выйти замуж»). [16.С21

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или неосознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовлечения ребёнка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей, под сексуальным насилием подразумевается случаи сексуальных действий, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет менее 3-4 лет.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психологическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребёнка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- оскорбления и унижения достоинства ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.[6.c.42]

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребёнка, элементарной заботы о нём, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Формы моральной жестокости могут быть различными:

- недостаточное возрасту и потребностям ребёнка наличие питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение преступления.[16;с.20]

По данным опроса, проведённого институтом Гэллапа среди молодёжи 16-24 лет, в последнее время к самоубийству приводит всё увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, растущее число неполных семей, популярность огнестрельного оружия, жестокое обращение с
детьми и общее «неверие в завтрашний день». По мнению Л.Н.Анисимова основными причинами наркомании на мезоуровне являются социально-педагогические факторы, то есть воспитание ребёнка в семье и его адаптация в школьном коллективе. [16;с.24]

Ошибки и просчёты семейного воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжёлые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в его поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, всё чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти действия и поступки наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.[16;с.26]

Так, занятию проституцией подростка побуждают следующие причины (М.А.Галагузова):

- неблагополучие семьи;

- отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима и мачехи;

- раннее приобщение детей к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых;

- желание стать материально - независимыми от семьи;

- недостаточная информированность подростка о половых отношениях. [5;с.276]

Среди социальных групп для ребёнка наиболее значимой является семья, которая может оказывать негативное или позитивное влияние на развитие личности ребёнка.

Таким образом, содержание семейного воспитания является важным элементом формирования личности. В семье ребёнок видит и позитивные и негативные ситуации повседневной жизни, с которыми он учится справляться, преодолевать возникающие препятствия. В результате у ребёнка складывается полноценное представление об окружающем мире.

Семья - это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно быть взаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Нелюбовь, неприязнь к ребёнку родителей и других значимых для него взрослых вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и агрессивные проявления. Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких, но и гиперопека, стремление оградить ребёнка от возможных негативных воздействий, могут наносить ущерб ребёнку. Он становится беспомощным, полностью зависимым от взрослых. Не включённость в круг интересов ребёнка, устранение от формирования его личности, разделяет взрослых и детей. С взрослением ребёнка эта отдалённость увеличивается, теряется эмоциональная связь с ним. Отсутствие желания познать, понять друг друга лежит в основе тех проблем, которые искажают отношения детей и родителей.

2.3. Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребенка

Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично) сказывается в виде нарушений психического развития ребенка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Так, дети, выросшие в условиях социальной изоляции по своему интеллектуальному развитию находятся на стадии олигофрении. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально бедными. [14;с.65].

Е.Т.Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности. [14.С42 ].

А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, исследуя особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи обнаружили, что дети, приходящие в 1 класс интерната из дошкольных детских домов, хорошо умеют читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса, что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними, но они практически не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. У этих детей оказываются несформированными именно те способности, пути познания мира, которые должны развиваться в дошкольном возрасте. [8.с27]

Второй характерной чертой младших школьников, воспитывающихся вне семьи, является, по мнению тех же авторов, недостаточная развитость механизмов саморегуляции: умения планировать свою деятельность. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение, и напротив, формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих поручений. [12;с.30]

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя. Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход нормального психологического созревания ребенка. Разные стили воспитания и обращения с ребенком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения.

Авторитарный стиль, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть над ребенком. При этом в семьях не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляют себя уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования, капризы, демонстрируемые обиды и т. п. В подобной семье вырастает недовольный окружающими людьми Эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми,- он конфликтен и труден. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений. Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.

Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психодогическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за устремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в своем ребенке, посвящают ему свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего чада в будущем, но, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что они растят невротизированного, инфантильного, полностью лишенного самостоятельности человека. Такой ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди сверстников. [32;с.269]

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Такой ребенок знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за других.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей

    Книга >> Транспорт
    ... значений статистических характеристик. 1.2.5.Математическая модель влияния наработки автомобиля на коэффициент корректирования ... использовать следующее уравнение . 1.2.6.Математическая модель влияния числа автомобилей в парке и количества технологически ...
  2. Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... православного религиозного воспитания. 2.Изучение особенностей влияния компьютерных игр, Интернет, развивающего компьютерного ... персонального использования инструментов компьютеризации и сильным влиянием пользователя на конфигурацию информационных систем ...
  3. Влияние атомных электростанций АЭС на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... разграничения допустимых и недопустимых влияний, оценивания стоимости экологического убытка ... направлениями в ограничении вредных техногенных влияний на биосферу является ресурсозбереження ... всем типам влияний. Разнообразные техногенные влияния на окружающую ...
  4. Влияние личностных качеств подростков на уровень агрессивности

    Реферат >> Психология
    ... медицинская. Цель: определить влияние личностных качеств на уровень агрессивности ... существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а ... возникновению ситуационных действий, и влиянию окружающей среды. 3.2. Опросник ...
  5. Влияние строительства автомобильной дороги на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ... автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и ... лучшими показателями потребления энергии и влияния на окружающую среду на ...
  6. Влияние условий и факторов макросреды на покупательское поведение потребителей продуктов фирмы

    Реферат >> Маркетинг
    ... предпринима­тельских структур.5 Особенно существенное влияние на поведение потребителя и ... соответствующей группы. Самое непосредственное влияние на поведение покупателей оказывают ... оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0031800270080566