Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций За ...полностью>>
Психология->Реферат
Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семенович Вы...полностью>>
Психология->Реферат
Слово «психология» означает «знание о душе» или «наука о душе» Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании челове...полностью>>
Психология->Реферат
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его лич...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родители» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Ориентация современной семьи на одного, двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. Из этого следует, что подрастут сегодняшние новорождённые и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого придётся не два- три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет ещё сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжёлым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, то есть « поставить на ноги » молодое поколение. [10; с.30 ]

З.Мадейчик считает что: «каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появится у неё дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьёй её воспитательной функции.» [22; с.220]

Хозяйственная функция обеспечивает хозяйственные многообразные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовлении пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и тому подобное. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и другое. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный порядок, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учёта, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Психологи установили, что для мирной семейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить. [ 10.с.34 ]

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения различных духовных потребностей. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало - время, когда можно что-то достичь. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства. Доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей интересов. Важно чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех его членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру воспитания, накапливают опыт общения, остроту осознания общности семьи и так далее.[ 10;с.36 ]

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. И.В.Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семей:

1. Воспитание ребёнка формирование его личности, развитие способностей. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение своей жизни.

2. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), пробуждающее их к самовоспитанию.

3. А.Г.Харчев в качестве основной функции семьи выделяет репродуктивное, биологическое воспроизводство населения, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

- воспитательная - социализация молодого поколения;

- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль - ответственность членов семьи за поведение её членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

- духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

- социально-статусная - предоставление членам семьи определённого социального положения в обществе;

- досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии. [10;с.34]

Социальная функция семьи.В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности, От поведения отца, матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребёнка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, с ним занимаются, в дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребёнок приучается трудится, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Формулируя функции семьи, И.П.Сорокин выделил три:

- воспитательно- педагогическую

- социально-физиологическую, производства детей

- экономическую. [4;с.274]

В современной семье эти функции разрушаются.

Во-первых, ребёнок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестаёт быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит из экономической зависимости от мужа и семьи, даёт права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Семья- это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа

человеческих отношений, первая социализация личности. Анализ социального влияния семьи на личность, проведённый
И.П.Сорокиным, показал, что на 40% людей в жизни повлияла семья,
на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа,
на 10% повлияла улица. [4;с.286]

Ребёнок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов,

эмоциональных стимуляторов для родителей, а желание развить у своего ребёнка способности, которые помогут ему безболезненно вступать в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Многие педагоги (В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский и другие) считали, что семейное воспитание - это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и « отучить » от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Итак, в современном мире существуют и реализуются те же функции, необходимые для создания условий развития подрастающего поколения в условиях семейного воспитания, которые были и много лет назад , начиная с первых этапов развития семейных отношений. По мере развития человеческого общества функции семьи слегка изменили форму своей реализации в связи с изменяющимися условиями существования.

По мере развития семейных отношений семья приобрела свою современную форму существования, определялись функции семьи как ячейки общества, так и каждого члена семьи. За всю историю существования семей наблюдалось выделение нескольких форм организаций семейной жизни.








1.2 Типология семей

Изучением влияния семьи на развитие детей занимались многие учёные. В связи этим существует несколько групп классификаций типологии семьи, которые зарабатывали А.Г.Гамбургова, Т.А.Куликова, П.Ф.Лесгахфт,
Л.И.Постовалова, И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская и другие. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

А.С.Спиваковская выделяет следующие типы неблагополучных семей:

«Семья-санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации. [14; С.45]

« Семья-крепость ». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безинициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками.

«Семья-крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. [16;с.52]
«Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же продолжает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям.

У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. Помимо исследователей (А.Г.Гамбургова, Л.И.Постовалова и др.), существенное влияние на принятие ребёнком решения уйти из жизни и, таким образом, избежать насилия над его личностью или других, кажущихся ему неразрешимыми проблемами, оказывает тип семьи.

Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособлены друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы. Семья может быть и суперинтегрированной, например неполная семья - мать и ребёнок. В высокоинтегрированных семьях ребёнок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребёнка невыносимой.[19;С.73]

Гармоничные и негармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидные ситуации. [16;с.24]
Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.
Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых семьях же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то условий подросток оказался вовлечённым в конфликт, например в конфликт с учителем. Он ждёт помощи от семьи, семья же помочь ему ничем не может, в её практике не было таких случаев, И чаще всего под давлением школы семья встаёт на сторону учителя. Ребёнок, оказавшись в состоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство. [16;с.25]

Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызывать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство принятия решения, в них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства. [16;с.25]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей

    Книга >> Транспорт
    ... значений статистических характеристик. 1.2.5.Математическая модель влияния наработки автомобиля на коэффициент корректирования ... использовать следующее уравнение . 1.2.6.Математическая модель влияния числа автомобилей в парке и количества технологически ...
  2. Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... православного религиозного воспитания. 2.Изучение особенностей влияния компьютерных игр, Интернет, развивающего компьютерного ... персонального использования инструментов компьютеризации и сильным влиянием пользователя на конфигурацию информационных систем ...
  3. Влияние атомных электростанций АЭС на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... разграничения допустимых и недопустимых влияний, оценивания стоимости экологического убытка ... направлениями в ограничении вредных техногенных влияний на биосферу является ресурсозбереження ... всем типам влияний. Разнообразные техногенные влияния на окружающую ...
  4. Влияние личностных качеств подростков на уровень агрессивности

    Реферат >> Психология
    ... медицинская. Цель: определить влияние личностных качеств на уровень агрессивности ... существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а ... возникновению ситуационных действий, и влиянию окружающей среды. 3.2. Опросник ...
  5. Влияние строительства автомобильной дороги на окружающую среду

    Реферат >> Экология
    ... Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ... автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и ... лучшими показателями потребления энергии и влияния на окружающую среду на ...
  6. Влияние условий и факторов макросреды на покупательское поведение потребителей продуктов фирмы

    Реферат >> Маркетинг
    ... предпринима­тельских структур.5 Особенно существенное влияние на поведение потребителя и ... соответствующей группы. Самое непосредственное влияние на поведение покупателей оказывают ... оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019271373748779