Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям Психологическая консультация призвана расширить...полностью>>
Психология->Реферат
Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности – теории личности Ф Е Василюка (на основ...полностью>>
Психология->Реферат
Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу Они возникали в системе первобытных ...полностью>>

Главная > Книга >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социальная роль медицины является предметом широкого общественного обсуждения в постреформенной России. Реализация Национального проекта «Здоровье» позволила решить некоторые насущные задачи, но породила и новые проблемы. Манифестацией конфликтогенности отечественной медицины и здравоохранения является падение престижа профессии врача в обществе. Это явление нельзя объяснить некими цивилизационными изменениями, поскольку в других развитых странах ничего подобного не наблюдается. Но в мире, как и в нашей стране, отмечаются другие кризисные признаки в развитии медицины и здравоохранения. К ним можно отнести расширение медикализации, присвоение медициной функций социального контроля, транснациональное расширение фармацевтического рынка, смена моделей взаимоотношения врача и пациента как результат коммерциализации медицины, изменение конфигурации медицинских практик под влиянием новых биотехнологий и др. К сугубо цивилизационным изменениям, безусловно, следует отнести расширение сфер жизни под медицинским контролем – от медицины «life style» до эвтаназии.

Таким образом, конфликтогенный потенциал медицины как социального института проявляется на всех уровнях общественной жизни. В то же время, его изучение носит дискретный характер и содержит немало «белых пятен». Так, с нашей точки зрения, почти отсутствует или вскользь осмысливается сущность конфликта в системе здравоохранения, в медицине как системе интерсубъектных взаимодействий и взаимоотношений. В то же время, конфликты в корпоративной среде медицинских профессионалов — это реальный факт, который невозможно отрицать и который существует не только в границах социопрофессиональной группы медицинских работников, но и проецируется за ее пределы — на отношения с субъектами, находящимися в поле данной деятельности, в частности, с потребителями медицинских услуг. Основная проблема описанной модели заключается в том, что конфликт стереотипно воспринимается только с негативной стороны, в то время как представлениям о позитивной функции конфликта в системе институциональных отношений медицины не находится место.

Тема 1

КОНФЛИКТЫ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи – происходили между отдельными людьми.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бескофликтном обществе.

Возникновение государственности также можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.е.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Царь Соломон (965-928 гг. до н.е.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного разрешения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

1.1. Определение конфликта

Конфликт (от латинского conflictusстолкновение) – одновременное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Причинами столкновения могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки (духовность, ценности), властные полномочия.

Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.

Противоречия могут существовать длительные период и не перерастать в конфликт. Поэтому, необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство характеризуется: интенсивностью и формой (насильственная – ненасильственная) столкновения.

  • Интенсивность противоборства – вкладываемая участниками конфликта энергия и социальная важность конфликта.

  • Форма столкновения – насильственная или ненасильственная, зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей.

1.2. Виды конфликтов

1.3. Социальные конфликты

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые интересы, потребности и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Субъекты и участники конфликта – стороны конфликта, не всегда тождественны:

  • Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

  • Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта:

Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут:

  • Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

  • Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.

  • Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.

Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Нередко в зону конфликта вовлекаются и «невинные жертвы»: «Когда паны дерутся – у хлопцев чубы трещат».

Субъекты и участники социального конфликта характеризуются:

  • различными рангами;

  • различными статусами;

  • обладают определенной силой;

  • действуют в различном окружении.

Объект конфликта

Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила.

Все объекты конфликта подразделяются на три вида:

  1. Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

  2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

  3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы. Побудившие их к противоборству.

Например: В политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной деятельности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Основные виды социальных конфликтов

В зависимости от мотивации конфликта, выделяют три блока социальных конфликтов:

  1. Возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;

  2. По поводу материальных ресурсов;

  3. По поводу ценностей важнейших жизненных установок.

Классификация конфликтов

В зависимости от форм, методов и интенсивности проявления:

  • Насильственные и ненасильственные

  • Открытые и закрытые

В зависимости от времени:

  • Затяжные

  • Быстротечные

В зависимости от масштабов:

  • Локальные

  • Широкомасштабные

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют конфликты:

1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.

Выделяют следующие подвиды истинного конфликта:

  • Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

  • Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

  • Смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. (Например: студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем).

  • Неверно приписанный – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конфликтология (5)

    Реферат >> Психология
    ... работал на фирму, защищавшую интересы медицинских страховых компаний в случае предъявления пациентами ... одной из сторон. Советник по конфликтологии Советник по процессу: один из ...
  2. по Конфликтологии (2)

    Контрольная работа >> Менеджмент
    ... интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену ... , 2004. 6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2003. 7. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос ...
  3. Межличностные отношения в медицинском коллективе

    Дипломная работа >> Психология
    ... трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинских учреждениях В системе профессиональной деятельности ... контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая ... . 2007. –310с. Конфликтология: Учебник для вузов /Под ...
  4. Конфликты Стиль поведения в конфликтных ситуациях

    Дипломная работа >> Психология
    ... фактор взаимовлияния медицинских работников на пациентов, пациентов на медицинских работников и медицинских работников друг ... , характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация 3) ...
  5. Конфликт стратегия поведения и пути разрешения (2)

    Реферат >> Психология
    ... Список литературы 1) Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА, 2001. 2) Гришина Н. В. Психология ... профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении, но и подрывают доверие пациентов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001939058303833