Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Доклад
Позакласна робота в даному навчальному закладі направлена на закріплення, збагачення та поглиблення знань, набутих у процесі навчання, застосування їх...полностью>>
Педагогика->Конспект урока
Основная часть 1. Выделение на слух звуковых (ж),(з),(з)-и обозначение их буквами Ж, З. . Сравнение букв Ж, З. 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Словарная ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Володіння усним і писемним мовленням робить можливим безпосередні контакти з представниками інших країн, а вміння читати іноземною мовою дає змогу при...полностью>>
Педагогика->Лекция
Цель изучения - Курс «Основы специальной педагогики и психологии» направлен на расширение научного кругозора будущих специалистов и качество их теорет...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

введение 3

глава I. теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы 8

1.1. Философская и психолого-педагогическая характеристика ценностных ориентаций 8

1.2. Ценностные ориентации младших школьников и их формирование 17

1.3. Содержание и формы взаимодействия семьи и школы 23

глава II. исследовательская работа по выявлению педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников 37

2.1. Изучение ценностных ориентаций семьи 37

2.2. Изучение влияния раннего экономического воспитания и образования на формирование ценностных ориентаций младших школьников 42

49

2.3. Раннее экономическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций 50

заключение 57

библиография 60

введение

Выбор темы дипломной работы — «Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы» обусловлен сформулированной в названии работы проблемой, актуальность которая заключается в следующем.

В условиях экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности взрослого человека и к воспитанию ребенка. Психологическая и педагогическая наука принимает непосредственное участие в совершенствовании системы школьного воспитания и актуализации возможностей семейного воспитания с целью наиболее полного развития психики человека на различных этапах его жизни.

Развитие личности — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частностью системы отношений личности. Ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течении жизни человека. Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Место ценностных ориентаций на пересечении двух больших предметных областей — мотивации и мировоззренческих структур сознания, этим обусловлена важность изучения проблемы ценностных ориентаций, их исследуют сегодня на философском, социологическом, педагогическом, социально-психологическом, общепсихологическом уровнях.

В условиях кардинальных изменений в экономическом и социальном развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования ценностных ориентаций школьников.

Изменение прежней системы ценностей, создававшейся на протяжении нескольких десятилетий, не привело к ее механической замене новой. Трансформация идеологических механизмов в обществе, с одной стороны, изменила систему формирования нравственных ценностей, с другой стороны, привела к полному отсутствию социального контроля за самим процессом формирования ценностных ориентаций.

Семья, призванная стоять на защите системы ценностей, не всегда справляется с этой задачей, так как родители, вовлеченные в процесс экономических изменений, подчас сами сталкиваются с трудностями при адаптации в новых социальных условиях.

Формирование системы ценностей школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях. — одна из задач общественных институтов, в первую очередь, школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия [6, с. 40], в настоящее время на первый план выходит вопрос о факторах, влияющих на формирование самой системы ценностей.

Следует различать внешние факторы, характеризующие взаимоотношения личности с обществом, где особое место принадлежит состоянию различных общественных институтов, сформированных в ходе культурно-исторического развития данного общества, и внутренние, обусловленные возрастными периодами развития, особенностями индивидуального развития конкретной личности.

Исследование именно системы внешних факторов и прежде всего таких компонентов микросреды как семья и школа, непосредственно влияющих на формирование системы ценностных ориентаций, интересует нас в первую очередь.

В педагогической психологии включенность в образовательную среду рассматривается как механизм развития ребенка с точки зрения эффективности педагогических технологий. Но существует и социально-психологический аспект этой проблемы. Если образование — это «процесс развития и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков...» [47, с. 8], то все компоненты микросреды, и прежде всего семью, можно рассматривать как агентов образовательной микросреды, поскольку во многом под воздействием семьи в процессе обучения в школе у детей формируется система социальных представлений.

Цель исследования — изучить влияние раннего экономического образования в сочетании с работой, проводимой с семьями учащихся. на ценностные ориентации личности младших школьников.

Объект исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Предмет исследования — ценностные ориентации младших школьников.

В качестве гипотезы выдвигаем следующее предположение: образовательный процесс в сочетании с работой, проводимой с семьями учащихся, способствует формированию структуры ценностных ориентаций личности младшего школьника.

Обозначенные цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

  • изучить философские и психолого-педагогические аспекты ценностных ориентаций;

  • рассмотреть возможности взаимодействия семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста;

  • провести экспериментальную работу по выявлению педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста;

  • рассмотреть раннее экономическое образование и воспитание в их взаимосвязи как фактор формирования ценностных ориентаций;

— разработать Программу преподавания экономики в начальной школе,

направленную на развитие у детей экономически значимых качеств, формирующих ценностные ориентации детей и повышающих их жизнеспособность .

Новизна исследования: в работе предпринята попытка выявить влияние раннего экономического воспитания и образования на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения предлагаемой программы экономического образования в практике работы учителей начальных классов, а также в применении как в школе, так и в семье, специально подобранных текстов, способствующих формированию ценностных ориентаций младших школьников в процессе знакомства детей с экономической азбукой.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, психологический эксперимент, тестирование, опрос.

Методологическая основа работы. В процессе исследования нами изучены работы Е.М. Рахковской [54 ], М.В. Золотухиной [24], Л.И. Савинова [56], в которых обосновывается роль семьи в формировании у детей системы представлений, норм и ценностей. Ряд работ педагогической и психологической направленности показывает значимое влияние образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентаций школьников. Среди них назовем таких авторов, как С.А. Баклушинский [5], А.П. Вардомацкий [13], Н.А. Волкова [15], Т.В. Дробышева [20 ], И.В. Дубровина и Б.С. Круглов [21 ], Т.Н. Мальковская [39]. Труды названных ученых и послужили методологической основой исследования.

Экспериментальная база исследования: учащиеся 3 «в» класса средней школы № 29 г. Якутска.

Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и Приложением.

глава I. теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы

1.1. Философская и психолого-педагогическая характеристика ценностных ориентаций

Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе.

Ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности.

В зависимости от того, что выступает объектом оценочного отношения человека — материальный мир, другой человек или собственное «я», ценности условно делятся на материальные, социальные и духовные. Будучи образованием идеального порядка, ценности получают практическое воплощение в реальном поведении людей.

Ценность в своей внутренней структуре может проявляться как значение, когда предмет или процесс раскрывает свое смысловое содержание, представляет информацию о собственных свойствах, особенностях, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого феномена в ту или иную ценностную систему. На этом уровне происходит выявление смысла, первичное оценивание, способное трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. Растущие и расширяющиеся связи между субъектом и объектом ценностной системы позволяют говорить о глубокой взаимозависимости между ее элементами на уровне отношений: причинно-следственных, пространственных, временных, внешнего и внутреннего и т.д.

Ценности — это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности [29, с.29].

Ценность (ценностная ориентация) может выступать в качестве цели, которая рассматривается как осознанный желаемый результат, регулирующие человеческие стремления и поступки. Ценность-цель безусловно содержит информацию об идеале и перспективах, указывающую на пути и средства деятельности личности. Целая группа ученых в своих типологиях ценностных ориентаций (М. Рокич, Д. Леонтьев, В. Ядов и др.) специально выделяют такие ценности-цели (терминальные ценности). Так, у М. Рокича их количество достигает восемнадцати.

Возможен и уровень функционирования ценностных ориентаций как принципов. Этот вариант связан с приданием ценностным ориентациям статуса руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, четко регламентирующего деятельность человека. Довольно часто ценностные ориентации, достигшие уровня принципа, обеспечивают согласие в социальных группах. Ценность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне ценностные ориентации отражают позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения. Обобщенные принципы деятельности. Ценности-нормы способны реализовать инструментальную функцию по отношению к ценностям, находящимся на уровне идеала. Ценностная ориентация, отмеченная идеальным проявлением, отражает совершенный образец ценностного выражения личности. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности человека.

Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.

Понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный характер. Проблема ценностных ориентаций появляется в социально-психологической и социологической литературе и становится предметом эмпирического исследования на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической концепции установок. Первыми исследователями, которые связали эти две концепции и, таким образом, стали основоположниками исследования нового социально-психологического феномена, принято считать американских исследователей У.Томаса и Ф.Знанецкого. В своем знаменитом труде «Польский крестьянин в Европе и Америке (1918-1920)» определяли понятие ценности в связи с психологическим понятием установки и в противопоставлении с ним. Для авторов ценностью является «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к социальным ценностям». Олпорт анализирует аттитюды с точки зрения взаимодействия личности и социальной среды. «Аттитюд», по Олпорту — есть расположенность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду, которая возникает как результат интеграции множества специфических реакций одного типа на однородные стимулы среды. Он установил зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его регулятивную роль в поведении.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ценностные ориентации младших школьников

    Курсовая работа >> Социология
    ... процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе ... регулируют социальное взаимодействие; внутренне побуждают ... . На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние ...
  2. Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников. Объект исследования: ценностные ориентации личности. Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста ...
  3. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного ...
  4. Взаимодействия семьи и школы

    Реферат >> Экономика
    ... младших школьников, способствует сплочению семей, единству. Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса ...
  5. Формирование экологической культуры младших школьников

    Реферат >> Педагогика
    ... , о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2.      Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей ... младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0068168640136719