Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Развитие ипотечного кредитования в современной России имеет небогатую историю Несмотря на то, что кредитору в счёт обеспечения обязательств перед ним ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую Согласно этому делению существуют две катего...полностью>>
Государство и право->Реферат
Методические указания составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и...полностью>>
Государство и право->Реферат
Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российско...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике можно отметить следующие:

— создание условий добросовестной конкуренции;

— способствование стабильному развитию энергетики;

— защита окружающей среды;

— регулирование нормы прибыли корпорации.

Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием. Существенное значение имеют состояние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия создания и функционирования товарных рынков. Согласно закону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются.

Декларированная в официальных документах стратегия развития топливно-энергетического комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленности. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспортировку энергоресурсов.

В официальных документах определены также приоритеты, направления и средства новой структурной, региональной и технической политики в области энергоснабжения страны, без которых не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.

Главным приоритетом в документах названо повышение крайне низкой в настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.

В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и газа как топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.

Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

Однако наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к формированию "регулируемого государством энергетического рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая политика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен мирового рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, заявленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согласуется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.

Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того, по нашему мнению, роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современной России такова, что государство не может позволить себе не считаться с их интересами.

Заключение

Условия работы нефтяных компаний в России характеризуются неустойчивостью и резкими изменениями параметров общей экономической ситуации — темпов инфляции, динамики валютного курса, изменениями межотраслевых соотношений цен, реальных доходов населения, спадом производства в крупных секторах.

Поэтому зарубежный опыт управления нефтяной промышленностью в форме вертикально-интегрированных компаний чрезвычайно важен для России на нынешнем этапе перехода ее экономики к рынку. В бывшем СССР существовала, пожалуй, самая интегрированная в мире система управления нефтегазовым комплексом, хотя отдельные звенья технологической цепочки принадлежали различным ведомствам. Все нити сходились в бывшем Госплане, где разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти и нефтепродуктов по установленным сверху ценам, что обеспечивало интегрированность всей системы — от скважины до бензоколонки. Однако это была не экономическая интеграция, основанная на интересе равноправных партнеров, а административно-командная, основанная на неэкономических методах управления. Не только в условиях рынка, но и перехода к нему такая система не могла сохраняться, ибо противоречила логике реформ. Распад планово-распределительной системы в нефтегазовом комплексе оказался чрезвычайно болезненным, когда вследствие ликвидации СССР отдельные звенья единой технологической цепочки оказались в разных независимых государствах, а многолетние связи нарушились. В настоящее время некоторые связи восстановлены, и очевидна необходимость их восстановления в полном объеме, но уже на иных, взаимовыгодных основаниях. Становление ВИНК и реализация заложенного в их структуре потенциала должны сыграть значительную роль в этом интеграционном процессе не только внутри РФ, но и на экономической территории всего СНГ.

В условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные преимущества перед независимыми производственными и посредническими фирмами как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки зрения нормализации общей экономической обстановки в стране. Интеграция позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного компенсируются приобретениями другого подразделения.

В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний, занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед предприятиями и фирмами специализированного типа.

Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.

Радикально меняющиеся в последнее время условия функционирования отечественных энергокомпаний, характеризуются необходимостью работы в нестабильной и неопределенной внешней среде. Такая ситуация предъявляет к менеджерам новые требования, связанные с повышением способности к самостоятельному "стратегическому" мышлению, наличием доступа к оперативной информации о внешней среде, отражающей самые различные точки зрения.

Крупнейшие нефтяные компании при реализации долгосрочных целей устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании.

Использование преимуществ единой стратегии управления и ориентированность на ключевые факторы успеха компании требуют консолидации финансовых результатов дочерних предприятий, а также введения принципов консолидированного налогообложения. Особое значение в нефтяной промышленности придается гибкому налоговому законодательству, обеспечивающему оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность интересов различных участников.

Список литературы

Алафинов С. «Нефтяной бизнес – интеграционные процессы вчера, сегодня, завтра» – «Нефть и Капитал» №11-1995

Алекперов В. «Вертикально-интегрированные нефтяные компании России» М.,1996.

Алекперов В. «Вертикальная интеграция и конкуренция на рынке нефти и нефтепродуктов» – «Нефть и бизнес» №2-1997

Алекперов В. «Заглядывая в будущее» – «Нефть России» №2-1998

Алекперов В. «Наша цель – стать компанией мирового уровня» – «Нефть России» №5-6-1997

Алекперов В. «Основные тенденции в нефтяном бизнесе» М.,1998.

Арбатов А. «Камо грядеши?» – «Нефть России» №8-1996

Колядов Л., Комарова Л., Епифанова Н. «Структура управления нефтяными компаниями» М.,1997.

Мухин А. «Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании: проблемы управления» – «Вопросы экономики» №1-1998

«Структурная перестройка в нефтегазовом комплексе страны»/ Колядов Л., Епифанова Н. и др. М.,1997

Шагиев Р. «Интегрированные нефтегазовые компании» М.,1996

Шагиев Р. «Нефтегазовые компании: управление, стратегия, структура» – «Нефтяное хозяйство», №4-1996



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Вертикальная интеграция НГХК в РТ и РФ

    Курсовая работа >> Экономика
    ... скупают поставщиков сырья. Оба вида вертикальной интеграции дают так же рост ... подразделений, так и при заключении контрактов с независимыми компаниями. Сильное ... переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. — особенно велики в странах ...
  2. Горизонтальная и вертикальная интеграция. Понятие. Экономический смысл

    Реферат >> Экономическая теория
    ... бизнес Кузнецкий металлургический комбинат . Следующим видом вертикальной интеграции является интеграция “вперед”. В этом случае фирма ... продукции вертикальная интеграция ограничивает доступ новых покупателей, лишая их возможности заключать контракты с ...
  3. Давальческие контракты в российской промышленности: классификация и основные тенденции развития

    Реферат >> Экономика
    ... в результате использования как вертикальной интеграции, так и различных видов вертикальных ограничений. Вертикальные ограничения - дополнительные условия ... . Можно рассматривать давальческие контракты как один из видов вертикальных ограничений, так как ...
  4. Сущность и типы контрактов

    Контрольная работа >> Экономика
    ... решений, вертикальной интеграции и др. Второй подход можно назвать трансакционной теорией неполных контрактов, так ... , описанные действия соответствуют классическому контракту (табл. 3). Таблица 3 Виды контрактов и механизмы управления трансакциями Частота ...
  5. Интеграция организаций и ее сфера (1)

    Реферат >> Менеджмент
    ... формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры ... финансово-промышленных группах. Контракты на поставку нефти, продуктов ... годах и получили распространение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019071102142334