Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности осужденных находящихся в местах лишения свободы выражается в значительном и...полностью>>
Психология->Доклад
Обратиться к данной теме нашего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенно...полностью>>
Психология->Лабораторная работа
- Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, на...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самарский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

“Московский городской педагогический университет”

Кафедра общей и социальной психологии

Приемы развития памяти.

Курсовая работа

студентки 3 курса

психологического факультета

Полухиной Ю.Н.

Научный руководитель

Жарикова Т.П.

Самара 2008

Содержание:

Введение ………....3

  1. Общее понятие о памяти ………...5

  2. Виды и типы памяти ………...7

  3. Характеристика процессов памяти …….......12

  4. Индивидуальные различия памяти у людей ……..….17

  5. Приемы развития памяти ……..….19

  6. История развития проблемы памяти в психологии …….….24

Заключение …….….27

Список использованной литературы …….….28

Введение:

В древнегреческой мифологии богиню памяти звали Мнемозиной. Верховный бог Олимпа Зевс, очевидно, не случайно выбрал Мнемозину в жены. Ведь что делать без памяти? Шагу ступить нельзя!

С кем не бывало: ищешь крайне необходимую вещь, а найти никак не можешь – забыл, куда положил. Или встретил человека на улице, руку крепко пожимаешь, улыбаешься, а про себя мучительно думаешь: “Где я его видел? Откуда я его знаю?”

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека – это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память так или иначе постоянно работает.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Давайте представим на один только миг, что вы являетесь обладателем уникальной памяти, и все, что необходимо запомнить, для вас не составляет большого труда удержать в своей голове. Как хозяин таких необычайных способностей – что вы будете предпринимать и как их использовать? “О! – скажете вы. – Для меня в таком случае откроются потрясающие возможности – я смогу стать интересным собеседником, без труда буду готовится к экзаменам, высоко поднимусь по карьерной лестнице”. Звучит достаточно заманчиво.

Так можем ли мы увеличить свою память и сделать ее более объемной и точной? Можем ли мы научиться помнить в течение долгого времени выученное и быстрее воспринимать новую информацию? Можем ли мы научиться управлять нашими воспоминаниями так, чтобы они появлялись как только в них появляется необходимость? Да, и еще раз да.

В психологических лабораториях были проведены сотни интересных опытов, касающихся свойств памяти. И теперь стало возможным определить важнейшие условия, от которых зависит продуктивность памяти.

Актуальность данной работы обусловлена значимостью рассмотрения проблемы развития памяти: какие условия необходимо создать для развития памяти.

Объект исследования - целенаправленный процесс развития памяти, а предмет - система приемов по развитию памяти.

Цель исследования: теоретическое обоснование системы приемов по развитию памяти.

Проводя научно-педагогическое исследование, решались следующие задачи:

  • Изучить различные точки зрения на развитие процессов памяти и ее генетические корни;

  • Изучить факторы, влияющие на запоминание;

  • Разработать рекомендации по развитию памяти.

Гипотеза исследования: уровень объема памяти повысится, если создать необходимые условия для развития памяти.

Итак, в данной работе мы ставим своей целью реализовать поставленные цели и задачи и дать теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.

1.1 Общее понятие о памяти.

Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти.

Изучение памяти началось много веков назад. Первую развернутую концепцию памяти дал гениальный древнегреческий ученый Аристотель в трактате “О памяти и воспоминании”. Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же – только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Т.П. память – это “запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта” [3;306]. Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения.

В. А. Крутецкий памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Мы придерживаемся, определения Столяренко Л.Д., что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей. Все это - объекты запоминания. Человек может запоминать эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали. Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить. Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время. Тогда его необходимо запомнить надолго. Соответственно во всех этих случаях будут иметь место и разные виды памяти. Итак, рассмотрим виды и типы памяти.

1.2 Виды и типы памяти.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохая относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Существенно знать ее специфические качества и особенности.

В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.

Эмоциональная память - память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда и т.п.).

Словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающиеся у него большой дифференциацией (особенно “память” на лица, ситуации и т.п.). Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно в известном смысле назвать “профессиональными” типами памяти: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности субъекта.

Вторым критерием деления памяти на виды является характер целей деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют память непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить или припомнить. Она является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий. В тех случаях, когда человек ставит перед собой мнемическую цель, говорят о произвольной памяти. Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию произвольной памяти.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие памяти в дошкольном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... методы и приемы развития памяти детей дошкольного возраста; - подобрать игры, упражнения по развитию памяти детей ... данные о степени развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено ...
  2. Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

    Курсовая работа >> Психология
    ... , направленных на улучшение памяти. Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания. 1. Образование ... отобрали для отработки именно те приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности ...
  3. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... места, осуществляется самоконтроль. 1.3.Концепция развития памяти Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. ... памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов ...
  4. Развитие памяти у младших школьников на уроках чтения

    Реферат >> Психология
    ... наилучшему усвоению мнемических приемов. Анализ исследований по проблеме развития памяти у младших школьников на ... всего подходят для развития памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того ...
  5. Развитие памяти у детей с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... приема для запоминания. 3. Механическая память. Общие недостатки механической памяти детей с задержкой психического развития ... использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по развитию памяти В реализации коррекционной программы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0071020126342773