Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Период обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей...полностью>>
Психология->Реферат
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные,...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Человечество в своём развитии сталкивалось с большим числом проблем самого разного типа, политических и социальных, научных и религиозных. Однако, лиш...полностью>>
Психология->Реферат
25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) — вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

Содержание

Введение

Глава 1. Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте

1.1 Исследование самосознания подростков в историческом контексте

1.2 Теоретические подходы в определении самосознания

1.3 Особенности самосознания подростков

1.4 Проблема гендерных различий в психологии

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Психологическое понимание феномена личности неразрывно связано с категорией самосознания. В современной психологической науке проблема самосознания человека и его внутреннего мира занимает одно из ведущих мест и это не случайно. Самосознание, являясь ядерной личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека (Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Т. Мак-Партланд, К. Хорни, Л.С. Рубинштейн, В.С. Мерлин, А.Г. Столин, И.И. Чеснокова и др.). От уровня и характера самосознания зависит то, в какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он создает.

Элементарные проявления самосознания в онтогенезе, возникают очень рано. Однако наиболее интенсивно оно развивается в подростковом возрасте, что обусловливается появлением качественно новой социальной ситуации развития, которая определяет строго закономерным образом весь стиль жизни ребенка. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий проявляется в изменении внутренней позиции подростка, что обуславливает возникновение у него новой потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим значительно повышается восприимчивость его к усвоению норм и способов поведения, а также ценностных ориентаций, свойственных взрослым людям. Происходит своеобразная переориентация с детских норм и ценностей на нормы и ценности взрослых. Стремясь удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди сверстников и взрослых, подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своего поведения и деятельности, всматриваться в себя, сравнивать себя с взрослыми и ровесниками, взвешивать свои возможности, выискивать недостатки, задумываться над самоусовершенствованием.

Таким образом, самосознание в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности. Исследование особенностей самосознания подростков является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем, но наиболее эффективным оно может быть только с учетом психологических особенностей пола. Между тем, серьезное исследование психологии половых различий в этом возрасте только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы.

В таком случае тема нашего исследования звучит как «Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте».

Целью является изучение особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.

Объектом исследования выступает самосознание подростков.

Предметом исследования являются особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Изучение теоретического материала.

  2. Подбор диагностического инструментария, необходимого для исследования особенностей самосознания.

  3. Проведение эмпирического исследования особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.

  4. Обработка и сравнительный анализ полученных данных.

Методы исследования:

В теоретической части работы был использован метод анализа научной литературы, классификация позиций различных авторов. В эмпирической части исследования использовался комплекс методик: «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (М. Кун и Т. Мак-Портленд), «Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС)» (Федотова Е.О), «Тест эгоцентрических ассоциаций», «Методика изучения самооценки» (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

Методы обработки:

Для обработки данных, полученных в результате исследования, использовались: сравнение средних значений, процентный анализ, контент-анализ. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и корреляционный анализ. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна Уитни, расчет коэффициентов корреляции проведен с использованием R Спирмана.

Гипотеза: мы предполагаем, что в развитии самосознания существуют различия у юношей и девушек подросткового возраста, проявляющиеся в самооценке, образе «Я» и эгоцентризме.

Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей старших классов, в работе практического психолога.

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об индивидуально-психологических свойствах личности, гендерных особенностях самосознания в подростковом возрасте.

Исследование проводилось в период: с декабря 2007 года по март 2008 года, в котором приняло участие 20 юношей и 20 девушек, являющихся учащимися общеобразовательной школы №28 города Красноярска.

самосознание подросток гендерный

Глава 1. Гендерные особенности самосознания в подростковом

возрасте

1.1 Исследование самосознания подростков в историческом контексте

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

В российской культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно точно определить начало и конец этого периода [11].

Психология развития – один из старейших разделов возрастной психологии. Не смотря на это, как заметил Л.С. Выготский, общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов. Психологи не сомневались в стадиальном характере развития человека и его самосознания, и в том, что подростковый возраст занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Главным образом спор шел о том, какие именно факторы (биологические, социальные или биографические), определяют содержание и характер его протекания [17].

П. Блос попытался решить проблему окончания отрочества, он выделил 4 психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания. Первый из этих критериев, то, что П. Блос называет «вторичным процессом индивидуализации в отрочестве». Его механизмы соотносимы с механизмом интроспекции первого объекта любви, образа матери, позволяющим ребенку сформулировать первое примитивное представление о самом себе и наметить первую грань между субъектной реальностью и внешним миром. Механизмы этих процессов вновь актуализируются во время переходного периода. Однако в это время будет найдена грань между двумя субъективными: представлением о себе и инториоризованными родительскими образами, что необходимо связать с отдельным или деидеализирующим объектом любви и что, согласно Блосу, может вызвать такие разрушительные последствия для личности, как уход в свой внутренний мир и в асоциальное поведение.

Второй критерий связан с «временной протяженностью» самосознания. Подросток впервые сталкивается с реальностью времени, необходимостью правильного опознавания своего прошлого и составлением планов на будущее. Экзистенциональная тревога, связанная с этим новым опытом, впервые сталкивает его с трагическими аспектами бытия. Отныне юноша осознает «остаточные травмы», отмеченные наружными шрамами ностальгии и навеки утерянными детскими иллюзиями, являющимися не чем иным, как личной драмой каждого человека. Согласно П. Блосу, этот длительный процесс становления взрослого самосознания, завершается формированием половой принадлежности. Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятие телесного образа «Я» определенного пола. Это наиболее общий процесс, ибо он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих родовой принадлежности в рамках новой психической структуры – Я-концепции, что ведет к новому, постепенному отказу от инвариантных привязанностей и к формированию характерных для взрослого стабильных личностных отношений [33].

Отрочество – период жизни, отмеченный ходом истории. На самом деле, возрастные категории, которые разделяют жизненные этапы и указывают на границы между поколениями, варьируются в разных эпохах. Это касается этапа перехода от возраста подростка к возрасту взрослого. Следует принять, что исторический переход в современной литературе по психологии подростка, как, впрочем, и по все современной психологической литературе, фактически отсутствует.

Желание психологов описать универсальные законы развития оставляет впечатление ширмы, за которой скрывается определяющее влияние исторического процесса на развитие человека.

М. Дебесс, известный французский специалист по подростковому возрасту, считал, что «ошибкой было бы думать, что юность меняется вслед за эпохой… Конечно, в ней отражается веяние своего времени. Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность во все времена, верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении».

С тех пор различные теоретические, и особенно недавние эмпирические исследования в русле так называемой новой социальной истории, показали иллюзорность представления о психологическом развитии, как основанном на неизменных законах. Вне исторических, материальных и культурных условий. Бесспорным новатором в этой области является Филипп Ариес. Он считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов, а юношеское сознание как чувство принадлежности к группе, имеющей общие заботы и устремления, в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны. С этого момента отрочество распространилось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ-го века, когда отрочество становится любимым возрастом [33].

С. Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления С. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста [14].

Первыми систематическими исследованиями подросткового самосознания за рубежом занимался представитель биогенетической теории – немецкий философ, психолог Э. Шпрангер. Он считал, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского (у девушек с 13 до 19 лет, у мальчиков с 14-ти до 21-го года). Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он описал три типа развития отрочества: первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как «второе рождение», в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной жизни. Третий тип – процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя [17].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [4]. В подростковом возрасте в процессе ... характера юношей и девушек в подростковом возрасте. Знания об особенностях ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций ...
  2. Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... 10 человек. Предмет исследования: психологические особенности самосознания в подростковом возрасте. Гипотеза исследования состоит в предположении ... квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая ...
  3. Особенности Я-образа у подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания ... особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям ... них 7 девушек и 8 ...
  4. Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... агрессии Глава 2. Изучение особенностей подросткового возраста 2.1 Подростковый возраст. Общая характеристика возраста 2.2 Особенности проявление агрессии в подростковом возрасте 2.3 Профилактика агрессивного поведения ...
  5. Ценности в подростковом возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... -19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019779205322266