Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих и едва ли кто-т...полностью>>
Педагогика->Реферат
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подро...полностью>>
Педагогика->Реферат
Дефектология — это интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики. В Российском словаре-справочнике «Дефектолог...полностью>>
Педагогика->Реферат
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реаль...полностью>>

Главная > Книга >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

По мере того, как опыт учащихся расширяется, характер репродуктивной деятельности может и должен усложняться. Уже возможны задания такого типа: сравните крякву с гагой, в чем их сходство? Почему их относят к одной экологической группе? Последний вопрос задается, если уже был разговор об экологических группах.

Этот метод применяется непременно в тех случаях, когда собственной мыслью ученик к предлагаемым ответам дойти не может. Он должен их предварительно в той или иной форме (рассказ, учебник, иллюстрация, кинофильмы, инструкции и т. д.) получить в готовом виде, со всеми связями, раскрываемыми учителем.

Инструктивно-репродуктивный и объяснительно ― иллюстративный методы — самые древние в практике обучения, они неизбежны и чаще всего, особенно в первых шести-семи классах используются в сочетании. Так, учитель может рассказать, объяснить материал или показать фильм, или вывесить таблицу с новыми данными и так далее, затем попросить ответить на вопрос пересказать, составить таблицу.

Мы уже знаем, однако, что опыт творческой деятельности нельзя усвоить средствами первых двух методов. Он требует решения проблемных задач. И обрести этот опыт возможно только с помощью методов проблемного обучения. Их, как мы знаем, три: исследовательский, частично ― поисковый, или эвристический, и метод проблемного изложения. О проблемном обучении читатель, вероятно, хорошо осведомлен, о его понятиях (проблемная ситуация, проблема) и характеристиках написано многими (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и другие). Поэтому здесь речь пойдет только о его методах, имеющих непосредственное отношение к теме нашего разговора.

Основной и определяющий метод проблемного обучения — исследовательский. Сравнительно с другими он предполагает наибольшее напряжение мысли и поэтому для умственного развития имеет самое большое значение.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что учитель конструирует (или заимствует сконструи­рованную другими) исследовательскую задачу, а ученик, получив ее, ищет способ решения. При этом он неизбежно проявляет черты творческой деятельности, о которых уже шла речь и тем самым постепенно их усваивает. Исследовательские задачи могут быть текстовыми, графическими, практическими, основанными на наглядно ― образном материале. Они могут быть краткими, на несколько минут, и продолжительными — на месяцы, могут строиться на материале учебника или требовать работы в теплице, на полевом участке. Это не важно. Главное в них — самостоятельный поиск способа решения проблемы, творческое применение ранее усвоенных знаний и умений, а также умение добывать новые. Иногда исследовательской задачей называют исследование по инструкции. Это неверно. Инструкция уже исключает творческий поиск. К примеру, в конце изучения реформ Петра 1 учитель дает следующие проблемные задачи, тематика которых раньше не обсуждалась, и которые требуют от учащихся полностью самостоятельного поиска решения:

В указах Петр 1 приписывал себе все успехи страны за время его правления. Прав ли он был?

Петр 1 считал, что правит страной во имя «общего блага». Верно ли это?

Какие уроки, важные для нас с вами, мы можем извлечь из изучения этой темы?

Вы уже знакомы с архитектурой, живописью и скульптурой эпохи Петра 1, что общего в них?

Петр 1 издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывавшихся в своих имениях от царевой службы (в учреждениях и армии) и не являвшихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать оттуда их семьи, а крестьянам позволялось не слушать своих господ. Правилен ли вывод об антидворянской политике царя?

Каждая из этих задач требует переноса знаний, соотнесения всех данных о правлении Петра, видения особой функции последнего указа и т.д.

50—100 проблемных за­дач в год по каждому курсу достаточно для развития посильных ученику творческих способностей.

К сожалению, в учебниках и методических пособиях мало проблемных задач, и я бы советовал учителям собирать их постепенно и потемно, пока наши издательства не издадут массовым тиражом сборники проблемных задач для всех учащихся. И по всем курсам.

Проблемные задачи могут быть разной степени сложности. Как говорят, у каждой задачи свое поле поиска. В трудных случаях ученикам надо помочь, но так, чтобы сохранилась необходимость творчески мыслить. Для этого дидактике известен метод, названный частично ― поисковым или эвристическим. Учитель либо небольшой подсказкой сокращает поле поиска, либо расчленяет задачу на подзадачи и тем самым, сохраняя проблемность, облегчает пошаговое движение ученика к конечному результату. Так, предлагая сделать только конечный вывод или высказать гипотезу, или придумать способ ее проверки, учитель включает учащихся в частичный поиск решения. Наиболее выразительный вариант частично-поискового метода — эвристическая беседа, редко, к сожалению, применяемая на практике. Это объясняется и тем, что о ней стали говорить только в последние годы, не приводя в пособиях грамотного образца.

Эвристические беседы бывают разных видов. Можно поставить сложный вопрос, а потом шаг за шагом вести учащихся к поиску ответа. Главное, чтобы все вопросы были взаимосвязаны и большинство из них требовали работы не памяти, а мысли.

Можно построить беседу и вокруг задачи. Например, учитель начал с предложения решить познавательную задачу следующего содержания: «В одной из молитв Древнего Египта говорилось:

«Ты, владыка, судья, начальник судилища! Пусть судят того, кто меня обидел. Он сильнее меня и отнял мой скот, нечестно его захватив. Да будет скот возвращен мне». Каковы, судя по этой молитве, причины сохранения религии в Древнем Египте?»

Для обучения способу решения подобных задач учитель построил беседу эвристического типа.

Учитель. О чем свидетельствует наличие молитвы?

Ученики. О существовании веры в Бога.

Учитель. Нам нужно найти причины этой веры на основе молитвы. Что нужно для этого сделать?

Ученики. Узнать, о чем просит молящийся.

Учитель. Попробуем. Для этого надо рассмотреть содержание молитвы. Кем молящийся считает Бога?

Ученики. Судьей, начальником судилища, владыкой.

Учитель. А мог ли он считать бога судьей, если бы судей не было в это время?

Ученики. Нет, не мог бы.

Учитель. Следовательно, какой вывод можно сделать?

Ученики. Что были судьи и владыки.

Учитель. А о чем же свидетельствует то, что были судьи и владыки?

Ученики. О том, что было неравенство, государство, угнетение.

Учитель. Почему вы так думаете?

Ученики. Потому что суды появляются при государстве, а государство при неравенстве.

Учитель. О чем же молящийся просит Бога ― судью?

Ученики. Чтобы ему возвратили нечестно захваченный скот.

Учитель. А почему же он обращается за помощью

В возврате скота к Богу?

Ученики. Сам он не мог добиться справедливого решения.

Учитель. Почему вы думаете, что он не мог сам добиться справедливости?

Ученики. Потому что суд защищал интересы богатых.

Учитель. Но ведь на основании задачи вы не можете сделать такого вывода о суде. Как ответить на мой вопрос, пользуясь только содержанием молитвы?

Ученики. Если бы он мог добиться справедливости сам, то не стал бы обращаться к Богу.

Учитель. Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи: что было причиной существования религии в Древнем Египте?

Ученики. Да. Бессилие перед богатыми, имущими.

Учитель. А при каком строе это могло быть?

Ученики. При рабовладельческом.

Учитель. Теперь сравните известные вам причины появления религии при первобытнообщинном строе и причины существования религии при рабовладельческом...

Работа продолжается, и учитель в ходе урока раскрывает тему полностью.

При эвристической беседе, как и при других методах, могут использоваться слово, наглядность, практическая работа; учебник, лабораторная работа, кинолента, графика и т. д. Все это средства и формы метода <…>.

Эвристическая беседа <…> — эффективнейшее средство развития творческих способностей учащихся, ибо вопросы могут приспосабливаться к любому уровню учащихся. Она же подводит, готовит к более широкому использованию исследовательского метода.

Совершенно неоцененным учителями, да и методистами остается третий метод проблемного обучения — проблемное изложение. Примеры его трудно найти в пособиях. В педвузах ему не учат. А между тем его значение, несмотря на то, что этот метод можно использовать в основном в старших классах, невозможно переоценить. Он вынуждает (не принуждает) слушателя думать, следить за последовательностью развертывания темы, контролировать логичность, словом, возвышаться до уровня культуры учителя.

Сущность проблемного изложения состоит в том, что учитель, явно или неявно сформулировав задачу, последовательно излагает ее решение, раскрывая противоречия, возможные затруднения, варианты их преодоления, словом, показывает путь научного поиска.

Приведу пример слегка переработанного изложения К. П. Ягодовским поисков Л. Пастором источника сибирской язвы.

«Ребята, — обращается учитель к ученикам, — в истории исследования микроорганизмов есть немало интересных эпизодов, один из которых я вам сейчас расскажу. В 1850 г. на юге Франции начался мор баранов и овец от болезни, которая была известна под названием сибирская язва. Ее ход и страшные последствия все знали, но откуда берется болезнь, где и в чем ее источник, не знал никто. В том же году два молодых французских ученых опубликовали заметку, в которой сообщили, что под микроскопом они увидели в прахе погибших животных какие-то продолговатые существа. Но являются ли они источником сибирской язвы, не установили. Возникла задача — выяснить связь этих микробов с сибирской язвой. Взялся за это великий Л. Пастер. И стал думать, как приняться за решение этой задачи. Сначала, рассуждал он, надо получить чистую культуру этих микробов для того, чтобы с ними можно было действовать. Вы уже знаете, что Кох нашел способ выделения чистой культуры микроорганизмов и Пастер воспользовался этим способом.

И чтобы выяснить, вызывают ли эти микробы сибирскую язву, он стал делать прививки баранам и овцам. Они все заболевали и погибали от сибирской язвы. Казалось бы, вопрос ясен. Но Пастер рассуждал иначе. Ведь прививки сделаны только баранам и овцам, а если привить микробы другим животным и они не заболеют, то первоначальный вывод о роли микробов сомнителен. И он стал делать прививки другим животным — крысам, собакам, кошкам. Они заболевали и погибали. Казалось бы, ясно — микробы вызывают сибирскую язву. Ясно, но не Пастеру. Ведь до сих пор, заметил ученый, мы делали прививки одному и тому же виду животных — млекопитающим. А если сделать прививку другому виду и он не заболеет, то опять первая версия пошатнется или отпадет. И когда Пастер сделал прививку курицам, они не заболели и, естественно, не погибли от язвы. Почему?

Пастер стал изучать и сравнивать физиологические особенности млекопитающих и куриц и заметил, что средняя температура первых 37—38°, а вторых — 42°. He эта ли разница температур, подумал Пастер, причина того, что курицы не поддаются микробам? Как бы это выяснить? Если, рассуждал ученый, все дело в разнице температур, то при понижении температуры тела курицы должны заболеть. И Пастер придумал опыт. Он стал опускать лапки куриц в холодную воду, и когда их тела охлаждались до 38—37°, делал им прививку микробов. Курицы заболевали и погибали от сибирской язвы. Другой ученый бы успокоился, но не Пастер. Он дальше рас судил так — если курицы заболевают при низкой температуре и дело, стало быть, в ней, то если больную курицу согреть до прежней температуры, она должна выздороветь. В очередном опыте он снова понижал температуру подопытных куриц до 38°, делал им прививку, а когда они заболевали, опускал их лапки в теплую воду, чтобы согреть тело больных куриц, и они через некоторое время выздоравливали. Теперь уже не было сомнений в том, что найденные молодыми учеными продолговатые тельца служили источником сибирской язвы».

Я привел этот рассказ, чтобы читатель мог проследить ход мысли Пастера, логику его эксперимента. Малейшее отклонение от строгого изложения вызывает интеллектуальный дискомфорт, сомнение, а это и есть мышление. Контроль чужой мысли — тоже мышление. Слушатель (читатель) такого или сходного текста выступает соучастником поиска ученого.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего учителя технологии

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... грамматики, фонетики; на уровне текста - игры, развивающие орфографические, лексические ... что было, есть и будет в теории и технологии обучения. В связи с этим в вузах ... формирования личности школьника в игре: Межвузовский сборник науч. тр. - Новосибирск, 1985 ...
  2. Разработка дистанционных технологий обучения для гуманитарных специальностей

    Реферат >> Информатика
    ... Дистанционное обучение: теория и практика 1 Дистанционное обучение в мире 2 2 2 Дидактические особенности дистанционного обучения 2 2 3 Технологии дистанционного обучения 2 2 4 Стандарты дистанционного обучения ...
  3. Методика обучения школьников планиметрии с использованием объектных моделей

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... 48 с. Волович М. Б. Наука обучать [Текст]: технология преподавания математики / М.Б. Волович. – М.: ... Наглядные пособие по математике». Сборник статей. Под ред.А.М. Пышкало ... 608 с. Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике [Текст] / учеб.-метод. ...
  4. Технология моделирования на уроках чтения как одно из условий литературного развития младших шко

    Реферат >> Педагогика
    ... текстом, выстраивать доказательные ответы. Уроки литературного чтения с использованием технологии ... Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991. ... с. Речевое развитие младших школьников: Сборник статей / Под ред. ...
  5. Технология проблемно-модульного обучения

    Реферат >> Педагогика
    ... конструирование технологии обучения явилось формирование системы мотивов. В психолого-педагогической теории ... 4) разберитесь с доказательствами следствий из текста учебника; 5) закройте учебник, уберите ... № 615, 628, 634 (сборник задач); б) если вы получили ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015969276428223