Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
«Питирим Сорокин был сложным и в чем-то парадоксальным человеком... Он тонко чувствовал конфликты времени и дал им достойное выражение. Его влияние пе...полностью>>
Философия->Реферат
Согласно современным представлениям жизнь есть результат эволюции материи. Взгляды на происхождение жизни, ее развитие и сущность имеют длинную истори...полностью>>
Философия->Реферат
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религ...полностью>>
Философия->Реферат
Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.

3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.

4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.

5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.

7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.

9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса.

11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.

12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.

13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта.

14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение классической немецкой философии.

15. Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта, «философии жизни».

16. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.

17. Антропологическое направление в современной философии. Основные темы и представители философии экзистенциализма.

18. Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы.

19. Сциентистское направление в современной философии. Логический позитивизм и постпозитивизм.

20. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

21. Основные темы и особенности средневековой философии в России и Беларуси.

22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв.

23. Основные направления и проблематика русской философии ХIХ-ХХ вв.

24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.

25. Движение как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.

26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции.

27. Понятие природы, специфика ее анализа в философии и науке. Современные научные концепции происхождения и эволюции Вселенной. Концепция глобального эволюционизма.

28. Природа как среда обитания человека. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема их коэволюции.

29. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.

30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности.

31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.

32. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.

33. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.

34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.

35. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Особенности профессиональной деятельности в АПК.

36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.

39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.

40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.

41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.

42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.

43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь.

44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.

45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.

47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.

48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.

49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси.

50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.

51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем.

52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения. Это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь следующих его компонентов.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции - субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира.

Миф — это мировоззрение древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности становления и развития социологии в Х1Х-начале ХХ в.в. Э.Дюркгейм, Г.Спенсер,

    Реферат >> Социология
    Особенности становления и развития социологии в Х1Х-начале ХХ в.в. (Э. ... при изучении курса «Философия». Тем не менее, становление социологии было задумано ... название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, ...
  2. Античная философия. Особенности становления и развития

    Контрольная работа >> Философия
    ... Контрольная работа по дисциплине "Философия" Тема "Античная философия. Особенности становления и развития" Выполнил: студент группы З-22 ...
  3. Особенности становления и развития экскурсионной деятельности в России

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... путей становления и развития экскурсоведения были опреде­лены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух ...   Психология   Русский язык и культура речи   Философия   Экономика   Математика   Информатика   Концепция современного ...
  4. Философия в системе духовной культуры

    Конспект >> Философия
    ... реальности. История философиифилософия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития. Философия истории – учение ... – человек в его неповторимой совокупности особенностей характера и психического склада. Феномены бытия ...
  5. Становление и развитие социальной психологии как науки

    Реферат >> Психология
    Становление и развитие социальной психологии как науки Предмет ... поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018517971038818