Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Закон >Государство и право
Экологические отношения как предмет экологического права
Экологическое
право —
это отрасль российского права,
представляющая собой систему норм
права, регулирующих общественные
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы. Данное определение
основано на преамбуле Федерального
закона «Об охране окружающей среды»
,
в которой отмечается: «Настоящий
Федеральный закон регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества и
природы, возникающие при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную
среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории
Российской Федерации, а также на
континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации».
Предмет
экологического права —
общественные отношения в области охраны,
оздоровления и улучшения окружающей
природной среды, предупреждения и
устранения вредных последствий
воздействия на нее хозяйственной и иной
деятельности. Отличие предмета
экологического права от предметов
смежных отраслей — земельного,
горного, водного, лесного, одной из
основных задач которых также является
охрана и рациональное использование
окружающей природной среды, —
заключается в том, что первое осуществляет
регулирование отношений по рациональному
использованию и охране окружающей
природной среды в целом, иные же отрасли
регулируют отношения, касающиеся
отдельных природных объектов —
земли, недр, вод, лесов и др.
Источником
основополагающих принципов экологического
права
является Конституция РФ
.
Данный комплекс конституционных норм
выделяет в качестве особой конституционную
функцию охраны окружающей среды,
устанавливает общеправовые принципы
приоритета охраны природы, закрепляет
ответственность нынешнего поколения
перед будущим, а также предусматривает
экологический суверенитет страны,
устанавливая конституционный правопорядок.
Основные принципы экологического права
перечислены в ст. 3 Федерального
закона «Об охране окружающей
среды»
Федеральный
закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008
г.) «Об охране окружающей среды» //
Собрание законодательства РФ. 2002. № 2.
Ст. 133..
Хозяйственная и иная деятельность
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц, оказывающая
воздействие на окружающую среду, должна
осуществляться на основе следующих
принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности
Иногда данный принцип понимают с точностью «до наоборот». На самом деле он означает, что любая планируемая хозяйственная и иная деятельность признается экологически опасной до тех пор, пока не будет доказано обратное.
планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды с использованием наилучших существующих технологий при учете экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
1.4.
Методы экологического права
Экологическое
право,
как и многие другие отрасли российского
права, не обладает каким-то особым,
только ему присущим методом правового
регулирования. Поэтому правильнее
говорить не о методе экологического
права, а о методах правового регулирования
экологических отношений.
Метод правового
регулирования общественных отношений —
это особый способ воздействия на них
нормами той или иной отрасли права (в
данном случае — нормами экологического
права).
Вообще в теории
права существуют два основных метода
правового регулирования общественных
отношений: императивный
и диспозитивный
.
Способами воздействия на общественные
отношения являются:
для императивного метода — запрет и предписание;
для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций
Иногда в учебниках
по экологическому праву вместо
императивного и диспозитивного методов
правового регулирования упоминают
такие два метода, как административно-правовой
метод и метод дозволения. Для
административно-правового метода
регулирования природоохранных отношений
характерно проявление «власти и
подчинения» (например, этим методом
регулируется предоставление и изъятие
(выкуп) земли для целей обороны, прокладки
коммуникаций, нарушений экологического
законодательства и т.д. — в той части
этих отношений, в которых присутствует
общегосударственный интерес). Метод
дозволения
используется в экологическом праве, к
примеру, при установлении правомочий
пользователя природных ресурсов свободно
действовать в процессе внутрихозяйственного
использования.
.
Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.
Широкое применение получает экономический механизм — в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.
Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.
1.5.
Система экологического права как отрасли права
Экологическое
право как одна из отраслей российского
права
представляет собой систему норм
экологического права, принципов и
особенностей правового регулирования
экологических отношений, основных
институтов экологического права,
государственного регулирования
экологических отношений, прав собственности
на природные ресурсы, юридической
ответственности за экологические
правонарушения и др.
Экологическое
право как наука —
это система научных знаний об экологическом
праве как отрасли права, его предмете,
методе, принципах правового регулирования
экологических отношений, истории
развития, его основных институтах,
сравнительно-правовой анализ зарубежных
стран.
Экологическое
право как учебная дисциплина
представляет собой систему знаний о
правовом регулировании взаимодействия
человека и общества с окружающей средой,
обязательных к изучению в соответствующих
учебных заведениях, в первую очередь,
юридических.
Рассмотренные три системы экологического права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины совпадают. Она делится на Общую, Особенную и Специальную части.
В Общей части экологического права содержатся институты и положения, которые имеют значение для всего экологического права:
предмет и методы в экологическом праве;
источники экологического права;
экологические правоотношения;
право собственности и иные права на природные ресурсы;
право природопользования;
государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
экологическая экспертиза;
экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды;
юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
К Особенной части относится правовое регулирование использования и охраны земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и др.
Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.
1.6.
Источники экологического права
Под источниками
права
вообще понимается особая форма выражения
правил поведения, делающая их
общеобязательными.
Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:
1) на федеральном уровне:
Конституция РФ;
международные документы;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Президента РФ (указы, распоряжения);
акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);
нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;
2) на уровне субъектов РФ:
законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ;
законы субъектов РФ;
акты глав субъектов РФ;
акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.
Большинство
норм экологического права содержится
в кодифицированных законодательных
актах — земельном, лесном, водном
кодексах, в Федеральном законе «Об
охране окружающей среды»,
а также в международных нормативных
правовых актах. Причем согласно ст. 15
Конституции РФ международные нормативные
правовые акты являются составной частью
нашей правовой системы и имеют приоритетное
значение. Если международным договором
установлены иные правила, отличные от
предусмотренных внутренним
законодательством, то применяются
правила международного договора.
Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Конституция
РФ —
основной источник экологического права.
В ней определены основы конституционного
строя, права и свободы человека и
гражданина, федеративное устройство
государства, органы государственной
власти, их компетенция и др. Главное для
экологического права то, что в Конституции
содержатся основополагающие принципы,
определяющие цели, порядок, методы и
нормы правового регулирования
экологических отношений в нашей стране.
В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия), области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Приморский край и др.
Таким образом, нормы Конституции устанавливают:
экологические права и обязанности граждан РФ (ст. ст. 42, 58);
право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст. 9, 36);
компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. ст. 71, 72, 114).
Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.
Большую роль в
регулировании экологических отношений
играют федеральные законы —
акты высшей юридической силы, действие
которых распространяется на всю
территорию РФ.
Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды»
является основополагающим в системе
экологического законодательства. Закон
действует на всей территории Российской
Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне. В нем систематизированы нормы,
касающиеся:
прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;
экономического механизма охраны окружающей среды;
нормирования качества окружающей среды;
государственной экологической экспертизы;
экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;
чрезвычайных экологических ситуаций;
особо охраняемых природных территорий и объектов;
экологического контроля;
экологического воспитания, образования, научных исследований и др.
Отношения,
возникающие в области охраны и
рационального использования природных
ресурсов, их сохранения и восстановления,
регулируются земельным, водным и иными
отраслями законодательства. Законодательные
источники экологического права
подразделяются на кодифицированные
законодательные акты
и иные экологические законы
.
К первым ныне относятся Земельный
,
Лесной
,
Водный
кодексы Российской Федерации. Эти
кодексы являются актами отраслевой
кодификации экологического права. Ко
второй группе относятся Закон «Об охране
окружающей среды», Федеральные законы
«О недрах»
,
«О животном мире»
,
«О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и
курортах»
,
«Об особо охраняемых природных
территориях»
,
а также некоторые другие. Кроме того, к
источникам экологического права
относятся акты других отраслей
законодательства, если они содержат
правовые нормы, затрагивающие экологические
отношения.
Правовые нормы,
устанавливающие ответственность за
нарушение экологического законодательства
содержатся в Уголовном кодексе РФ,
в Кодексе РФ об административных
правонарушениях
и др.
Особое место
занимают международные договоры,
которые подробно изучаются в специальной
части курса экологического права, а
также в рамках международного публичного
права.
Похожие страницы:
Экологическое право (12)
Шпаргалка >> Экология... экологического права с водным, горным и лесным правом. 8. Общеправовые принципы экологического права Принципы экологического права ... названием "экологическое право". 13. Экологическая функция государства и права Экологическая функция государства ...Экологическое право (13)
Контрольная работа >> Экология... государством политики, состояния экологического права, в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России ... общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право: выдвигать предложения о проведении в ...Экологическое право (15)
Реферат >> Экология... и объекты экологического права. Понятие и формы проявления экологического права. Экологические правоотношения. 1.3.Система экологического права. 1.4.Источники и объекты экологического права. Глава 2. Механизм экологического права ...Экологическое право (16)
Реферат >> Экологическое право... по теории государства и права, экологическому праву при работе над темой ... Экологическое право, № 1, 2001. Ерофеев Б.П. Экологическое право. Учебник. – М., 1988. Емельянова В.Г. О совершенствовании экологического законодательства //Государство и право. ...Экологическое право (17)
Контрольная работа >> Экология... проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов ... экологическое право. М., Норма. 2001. 10. Ерофеев. Б.В. Экологическое право России. Т. 1. М., Юристъ, 1995. 11. Экологическое право ...