Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Работа над первым Уголовным кодексом началась в 1789-м и закончилась его принятием в 1791 г. Составление Кодекса сопровождалось обсуждением в собрании...полностью>>
Политология->Шпаргалка
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники)...полностью>>
Политология->Шпаргалка
1. Политические идеи Платона. Основные этапы развития идей (3 этапа). Лекция: 1) Период – сократический. Изложил социально-политическое устройство. Об...полностью>>
Политология->Шпаргалка
В середине XIX в. в США, во Франции возникли новые кафедры, факультеты политической науки, в начале XX в. – первые ассоциации.В 1949г.-происходит окон...полностью>>

Главная > Лекция >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Джон-Стюарт Милл (1806-1873) - один из основоположников либерального индивидуализма или, как его называют на Западе, либертарианизма. В своем «Essay On Liberty» он трактует свободу личности в современном обществе как безусловный политический и нравственный идеал. Государственное вмешательство в частную и общественную жизнь допустимо лишь тогда, когда оно способно предотвратить нанесение вреда индивидууму. Самоценность индивидуальности, противостоящей охлократии, нивелирующему воздействию толпы, - элемент элитарности в политической философии Милла. В то же время он убежден, что демократия есть лучшая форма государственного устройства.

Впрочем, Милл не ассоциирует демократию с капитализмом, критикуя систему частной собственности и наемного труда, вытекающую из этой системы социально-классовые антагонизмы и имущественное неравенство. Милл допускает определенные ограничения «священного права частной собственности», выступает за социальное равенство и социальную справедливость. В то же время он отвергает революционное насилие как форму достижения прогрессивного общественного устройства, ратуя исключительно за ненасильственные методы достижения социализма. В частности, моральное преобразование общества в смысле удовлетворения компромисса между индивидом и обществом является одной из задач этики.

Соответственно, социализм для него – дальний прогноз, некое идеальное состояние общества, достижимое лишь в весьма отдаленном будущем.

Герберт Спенсер (1820-1903) родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с био­логической организацией животных, а его развитие — с биологической эволюцией, он исходил из длитель­ности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наслед­ственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г.Спенсер известен как последовательный сто­ронник социального дарвинизма.

В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политичес­кой теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обще­ству и государству, то у Спенсера — личности. Он при­знавал за гражданами «право игнорировать государст­во», призванное, по его мнению, обеспечивать автоно­мию индивида.

Государство, политическая власть возникает и су­ществует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои соб­ственные интересы, противоречащие интересам обще­ства. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференциру­ются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как «необходимое зло». При этом он различал два ос­новных типа государства: военный, где личность по­глощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах обще­ственной жизни (это характерно для ранних стадий ис­тории); и промышленный, где уважается индивидуаль­ность личности, ее свобода, инициатива, мирное добро­вольное сотрудничество. Переход к такому типу госу­дарств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней истории.

Спенсер выступал как твердый сторонник политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, про­тивник вмешательства государства не только в эконо­мику, но и во все другие сферы жизни общества. В определенной мере он с симпатией относился к целям и идеалам социализма, хотя в целом не был его сто­ронником, ибо считал, что социализм может породить больше проблем, чем разрешить.

КОНСЕРВАТИЗМ

В начале XIX века в противовес либеральной волне, в Европе и Северной Америке складывается политическая идеология консерватизма.

Она основана на следующих положениях:

1. Человек есть «клеточка» живого организма более значительного масштаба, на самом деле представляющего собой суверенную и самодостаточную сущность («симфоническая личность») – племени, этноса, нации. Индивидуум возникает, формируется и функционирует как человеческое существо только в структуре такого рода общности.

2. Общество представляет собой аналог живого организма, в котором каждый социальный слой (класс) выполняет функции соответствующего органа. Нормально жить и развиваться такой организм способен лишь при наличии гармонического взаимодействия между всеми его составляющими.

Именно по этой причине консерваторы крайне отрицательно относятся не только ко всякого рода революциям (что есть «революция внутри живого организма?), грозящим разрушить Единое Целое, но и реформам более или менее радикального характера. Их идеал – медленное, постепенное развитие без изменения структуры общества. Цель государства – обеспечение такого развития; на первый план выходит КОЛЛЕКТИВНЫЙ, отнюдь не частный интерес.

Частная собственность в таком обществе не столько дает человеку определенные права (как у либералов), сколько налагает обязанности перед обществом – инвестиции в производство, создание и поддержка рабочих мест, выпуск необходимой обществу продукции и т.д., - обязанности собственника.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОНСЕРВАТИЗМА

«Отцом-основателем» классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797).

В 1790 г. В своей книге «Размышления о революции во Франции» Бёрк сформулировал основные принципы этой идеологии: ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; «то, что можно не менять, менять не нужно»; вера в «право давности» и традиции народа; убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; частная собственность – продукт человеческого многообразия, без нее свобода невозможна. А общество обречено на гибель; рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; презумпция «В пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта» и др.

Согласно Э.Бёрку, настоящее никогда и ни в коем случае не свободно от прошлого: «Установка на то, чтобы сохранить лучшее и способствовать к усовершенствованию недостаточного, взятые вместе – вот что определяет для меня государственного человека. Все остальное пошло и сомнительно. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты».

Государство понималось Бёрком как вечный и неизменный организм, стоящий над личностью и неподвластный ее воле. Самый надежный авторитет – традиция, ибо в ней находит свое воплощение «коллективная мудрость человеческого рода».

Огюст Конт (1798-1857) изложил в четырехтомной «Системе позитивной политики» (1851—1854) теоретические основы но­вого, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существо­вания и смены трех ступеней «состояния человеческих умов» — теологического, метафизического и позитив­ного (научного). На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах, в связи с чем и военные деятели, наряду со жрецами, оказываются в центре политики и власти. Наиболее распространенной в этих условиях формой правления выступает наследственная монархия. На вто­рой ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафи­зиков, в политической жизни на первый план выдви­гаются юристы, литераторы и публицисты, а сама она приобретает «оборонительный дух». Устраняя господ­ство реакционной, ретроградной аристократии, эта «критическая эпоха» (XIV—XVIII вв.) одновременно порождает, по Конту, другую крайность — революции, «анархические республики» с господством в них инди­видуализма, либерализма и демократии, с приходом к власти некомпетентных людей, с чрезмерными претен­зиями личностей к государству и т.д. А вот на третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное со­знание, полностью исчезает всякий (как агрессивный, так и оборонительный) военный дух и образ жизни и на смену аристократии приходит «социократия» про­мышленной эпохи, основы которой и призвана разра­батывать контовская позитивная политика как при­кладная часть социологии.

При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же власт­ное управление осуществляется узкой группой банки­ров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность со­циократии выражает ее лозунг: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Формула «порядок и прогресс» стала эпиграфом «Системы по­зитивной политики» О.Конта. В его учении революции, «анархические взрывы» представлены как патология об­щественного развития, а социальная солидарность — как необходимая основа нормальной социально-поли­тической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает про­тивником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упро­чению солидарности, сторонником сильной авторитар­ной власти, даже личной диктатуры, наподобие власти Наполеона Бонапарта. Свой же позитивизм О.Конт возводит в ранг «единственно действительной и всеох­ватывающей религии», способной решить все социаль­но-политические проблемы.

Александр Гамильтон (1757-1804) — представитель консервативного направления поли­тической мысли США эпохи борьбы за независимость. Он был лидером федералистов в борьбе против конфедералистов в США, считая, что именно федерация способна пред­отвратить внутренние конфликты, беспорядки и развал страны. Будучи в целом сторонником теории разделе­ния властей, А.Гамильтон вместе с тем выступал за сильную, почти неограниченную президентскую власть и отчасти даже за ее примат во взаимоотношениях с представительной властью. Он выступал за пожизнен­ное избрание президента, наделение его правом кон­троля за парламентом, высокий имущественный ценз в избирательном праве, за признание естественным и вечным права богатых и просвещенных управлять мас­сой бедных и непросвещенных, против естественного равенства людей и равноправия граждан, против Билля о правах, т.е. первых десяти поправок к Конституции США 1787 г., вступивших в силу в 1791 г., закрепивших и гарантировавших такие права и свободы, как свобода слова, печати и собраний, неприкосновенность лич­ности, отделение церкви от государства и др. Главное назначение государства Гамильтон видел в охране част­ной собственности от народа как «огромного зверя». Отсюда понятно, почему он нередко выступал против демократии и многих ее институтов. Влиянием позиции Гамильтона и его сторонников во многом объясняется и то, что немало радикально-демократических идей Декларации независимости не вошло в первоначальный текст Конституции США.

В заключение лекции отметим, что в последние десятилетия складываются новые версии «правых» идеологий. Так, например, возникает т.н. консервативный либерализм – идеология, сочетающая в себе апологетику частного предпринимательства с крайне жестким отношением к политическим и, в особенности, социальным правам индивидуума. Развивая мальтузианский подход («человек человеку - волк», «горе побежденным» и т.п.) к явлениям общественной жизни, представители этого течения (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании, Е. Гайдар и другие российские «либералы») стремятся полностью демонтировать социальные структуры современного государства, одновременно «устранив» его из экономики. Эти мероприятия проводятся руками самого государства самыми жесткими, часто авторитарными методами (без учета мнения населения, а часто и вопреки его мнению), что сопровождается массовым нарушением прав и свобод граждан. Консервативный либерализм отражает интересы финансово-промышленной олигархии и связанных с ней чиновничьих группировок («рейганомика» в США, «тэтчеризм» в Англии, ельцинско-гайдаровские «реформы» в России).

Рекомендации к самостоятельной работе

При изучении данной темы важно уяснить ряд понятий: теория общественного договора, теория разделения властей, либерализм, консерватизм, «свобода» и ответственность, суверенность и самодостаточность, рациональное и иррациональное и т.п. Для этого необходимо, прежде всего, обратиться к антологии мировой политической мысли, учебникам по истории политических учений.

Контрольные вопросы

  1. Почему либерализм и консерватизм именуются «правыми» («буржуазными») идеологиями? В чем их сходство и в чем различие?

  2. Каковы основные постулаты идеологии либерализма?

  3. Охарактеризуйте ведущих представителей либеральной политической мысли периода Нового времени.

  4. Проведите сравнительный анализ теории разделения властей в интерпретации Дж. Локка и Ш. Монтескье.

  5. Раскройте содержание консерватизма.

  6. Охарактеризуйте воззрения основоположников идеологии политического консерватизма.

  7. Каковы стадии развития человеческого общества в теории О. Конта?

  8. Сравните роль частной собственности в либеральной и консервативной политических традициях.

  9. Что такое «консервативный либерализм»? Как вы оцениваете роль этой идеологии и его приверженцев в современном мире, в России и за ее пределами?

Лекция № 4. ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по Политологии (1)

    Реферат >> Политология
    ... политических действий и позволило превратить политологию в академическую науку. Политология – это наука о политических отношениях ... самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ...
  2. Курс лекций по Политологии (2)

    Лекция >> Политология
    ПОЛИТОЛОГИЯ Общий курс Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История ... феодального общества деятельность политической системы , по существу , ограничивалась функционированием государственных институтов ...
  3. Курс лекций по Политологии (3)

    Реферат >> Политология
    ... франкфуртской школы в философии и политологии (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.). По их мнению, противоположные ... собой не предопределенный и теоретически выдержанный курс развития общества, а результат взаимодействия многих ...
  4. Курс лекций по политологии (5)

    Закон >> Политология
    Политология Курс лекций Автор: старший преподаватель Белогурова Т.А. Политология как наука Политическая наука занимает ... и функциональность. Автономность – самостоятельность политических организаций по отношению к социальным группам и другим организациям ...
  5. Политология краткий курс лекций

    Реферат >> Политология
    ... комплекта по «Политологии» в соответствии с государственным образовательным стандартом. Краткий курс лекций по политологии предназначен ... деятельность своих подчиненных. Краткий курс лекций по политологии предназначен для студентов факультета управления ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012001991271973