Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Работа над первым Уголовным кодексом началась в 1789-м и закончилась его принятием в 1791 г. Составление Кодекса сопровождалось обсуждением в собрании...полностью>>
Политология->Шпаргалка
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники)...полностью>>
Политология->Шпаргалка
1. Политические идеи Платона. Основные этапы развития идей (3 этапа). Лекция: 1) Период – сократический. Изложил социально-политическое устройство. Об...полностью>>
Политология->Шпаргалка
В середине XIX в. в США, во Франции возникли новые кафедры, факультеты политической науки, в начале XX в. – первые ассоциации.В 1949г.-происходит окон...полностью>>

Главная > Лекция >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

- империализм и мировая система капитализма:

  • К. Маркс и его понимание капитализма

  • теория империализма Дж. Гобсона

  • теория империализма В. И. Ленина;

- теории зависимости и неравномерного развития:

  • И. Валлерштейн

  • С. Амин.

[1, 11].

  1. Введение в геополитику

  • определение и основные термины геополитики

  • геополитическая телеология

  • геополитика как судьба

Литература к лекции:

Дугин А. Г. ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИКИ Введение.

В. Сравнительная политология

  1. Сравнительный анализ: вопросы подхода и метода:

[8. Лекция 6, C. 92-101].

  • идеология и проблемы сравнительной политологии;

  • Маркс и Вебер: противостояние подходов, связь дискуссии с современной сравнительной политологией:

  • базовые концепции в марксизме и веберианстве

  • основные объекты анализа и методология в марксизме и веберианстве.

  1. Государство и система в сравнительной политологии:

  • понятие политической системы;

[8. Лекция 11, C.173-196].

  • государство;

[12. C. 149-163; 7. C. 123-129; 6. C. 197-211].

  • политические партии и партийные системы.

[6. C. 213-240; 7. C. 129-133].

  1. Политическая культура и политический процесс:

  • политическая культура: понятие и типология;

[3. C. 394-418].

  • политический процесс;

[3. C. 420-441].

  • конфликт и политический процесс.

[3. C. 442-482].

  1. Власть и ее носители:

  • теория власти;

[6. Тема V, C. 70-90].

  • теория политических элит;

[6. Тема VI, C. 90-110].

  • вопросы политического лидерства.

[6. Тема VII, C. 111-130].

Г. Прикладная политология. Общественное мнение: методы оценки, формирования и воздействия.

  1. Основы количественных методов исследования в политологии:

  • выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна;

[1, 13. C. 419-421].

  • сбор и анализ данных; критерии оценки корректности исследования.

[1, 13. C. 421-425].

  1. Социальная/политическая психология в изучении и формировании общественного мнения:

[8. Лекция 15, C. 244-280].

- становление политической психологии как науки;

- предмет политической психологии:

  • психология масс

  • психология лидерства

- методология политической психологии.

  1. Общественное мнение как форма социального контроля над образом мысли и поведением индивидуума. Опросы общественного мнения: техника проведения и обработки данных:

- опросы и общественное мнение – общие соображения; опросы как метод воздействия на общественное мнение

[1, 14. C. 1-47];

- техника и значение опросов общественного мнения

[1, 14. C. 47-93];

- опросы общественного мнения и средства массовой информации на службе у СИСТЕМЫ [1, 14. C. 93-135].

  1. Политическое предвидение и прогнозирование:

  • политическое предвидение и его значение

[8. Лекция 22, C. 368-381];

  • политическое прогнозирование

[9. Раздел VIII, C.279-352];

  • роль политического предвидения и прогнозирования в российской политике (самостоятельный подбор литературы).

* структура курса определена ориентировочно и может быть изменена в процессе изучения

…………………………………………………

Рекомендации к самостоятельной работе

Изучение вводной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий как политика, сущность политики, структура политики, функции политики, свойства политики, уровни организации политики, субъекты политики, объекты политики, ресурсы политики, политические интересы, политические парадигмы.

Контрольные вопросы

  1. Какой смысл вкладывается в понятие политика? С чем связана многозначность термина политика?

  2. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества? Почему люди обходились без политики?

  3. В чем состоит особенность современных взглядов на политику?

  4. Какова структура политики? Насколько равноценны ее элементы?

  5. Дайте определение сущности политики и ее функций.

  6. Какие функции политики, на Ваш взгляд, слабо развиты в современном российском обществе? Аргументируйте свой ответ.

  7. Раскройте характер взаимосвязи политики с другими сферами жизни общества.

  8. Согласны ли вы с утверждением, что политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.

  9. Почему политику считают «грязным делом»?

  10. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания политики?

  11. Что, по вашему мнению, может ограничить разрушительное влияние политики на общество, личность, природу?

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Лекция № 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИДЕОКРАТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического и научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот процесс прошел свои этапы – политическая мысль древности, средневековья, политические учения эпохи Возрождения и Нового Времени и, наконец, современная политическая философия. Сегодня мы займемся изучением ученого наследия философов и политиков Древности и Средневековья.

Начала научного знания о политике были заложены в Древней Греции Платоном и Аристотелем.

Платон Афинский, настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Один из самых выдающихся философов эпохи античности, Платон считается родоначальником идеалистической философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды как современной Платону, так и последующих эпох оказали его теория идей и философия государства.

Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая высшими идеалами жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос. ЛЮБОВЬ, понимаемая как стремление к гармонии, неотъемлемой предпосылкой блаженства – добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основных добродетели – мудрость, мужество, благоразумие и – главную! – справедливость, компенсирующую и сочетающую в себе другие добродетели.

Государство понимается Платоном в антропологическом смысле, как подобное человеку живое существо. Его высшая задача – сохранение посредством формирования граждан в духе добродетели, его определенная этикой политическая цель – совершенный человек идеального государства.

В действительности возникают определенные отклонения от идеала государства. Таковы

ТИМОКРАТИЯ – где господствует не мудрость, а честолюбие (Спарта), - обычно возникает в результате военного переворота в тираническом государстве.

ОЛИГАРХИЯ – власть богатых, вырастающая из гибнущей тимократии,

ДЕМОКРАТИЯ, устанавливаемая на развалинах олигархии. Здесь господствует неограниченная свобода, понимаемая как вседозволенность, анархическая стихия.

ТИРАНИЯ – единоличная, ничем не ограниченная власть, возникающая как альтернатива разгулу толпы.

Идеальная форма государственного устройства, по Платону, - аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Платон обозначил ряд начал, которые квалифицируются некоторыми политологами как основа демократического правления - принцип выбора большинством голосов, идея народного собрания, подчинение государства Закону, мысль о необходимости регулирования общественной жизни людей писаными нормами права и т.д. Подчеркивая роль законов в государстве, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей:

  1. Сословие низшей добродетели (самообладание, покорность), - в него входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу жизни общества;

  2. Добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства;

  3. Правители – философы и ученые, добродетелью которых является мудрость, принимают законы и управляют государством.

Итак, Платон в современной политологии считается основоположником идеократического подхода к теории государственного строительства. Идеократическое государство строится, исходя от изначального духовного импульса, сверху вниз. Следовательно, вся его структура должна созидаться в согласии с априорной идеей – («идеей-правительницей», см. материал о русских евразийцах), и во главе государства должен стоять особый класс духовных вождей, жрецов, служителей идеи. Как правило, это идея совершенного, справедливого общественного устройства; содержание понятий «совершенство» и «справедливость» раскрывается в соответствии с той или иной конкретной идеологии.

Совершенно противоположный, прагматический подход к теории государственного строительства характерен для другого древнегреческого мыслителя – Аристотеля и его последователей. Государство существует для блага его граждан; опять-таки, конкретное содержание понятия «благо» может раскрываться по-разному.

Аристотель Стагирит (384/383 – 322/321).

Является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Один из предшественников современного МАТЕРИАЛИЗМА.

Аристотель заложил основы теории политики, обобщив опыт античного города-государства, описал существовавшие в древности политические режимы. Одной из выдающихся идей Аристотеля была идея о естественной природе государства.

Практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайностей и придерживайся середины. Аристотель понимает человека как zoon politicon – общественное животное, в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает весьма реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми – такими, какие они есть. Аристотель видел сущность государства в его общей (а не частной) цели, считал государство высшей формой единения общества, - именно тем целым, которое по своей сути предшествует лицу как его части, определяет природу лица, а не наоборот.

Наилучшие государственные формы, согласно Аристотелю, есть монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), полития (умеренная демократия, власть большинства), извращенными формами которых (цель правления – не благо народа, как в основных формах, но – благо правителей) являются тирания, олигархия и демократия (современный термин – охлократия, власть толпы).

В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии, вошедших в политическую науку. В частности, мысль о социальной основе демократии, среднем классе как гаранте ее прочности, устойчивости образа правления; необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и составляющих его элементов; избирательном праве и выборности правителей; большей прочности демократии по сравнению с олигархией и т.п. Стоит, впрочем, отметить, что отношение к этим идеям со стороны представителей разных школ политологии весьма неоднозначно.

Итак, в отличие от платоновской, политическую философию Аристотеля характеризует материалистический и весьма прагматичный подход к пониманию природы государства.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по Политологии (1)

    Реферат >> Политология
    ... политических действий и позволило превратить политологию в академическую науку. Политология – это наука о политических отношениях ... самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ...
  2. Курс лекций по Политологии (2)

    Лекция >> Политология
    ПОЛИТОЛОГИЯ Общий курс Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История ... феодального общества деятельность политической системы , по существу , ограничивалась функционированием государственных институтов ...
  3. Курс лекций по Политологии (3)

    Реферат >> Политология
    ... франкфуртской школы в философии и политологии (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.). По их мнению, противоположные ... собой не предопределенный и теоретически выдержанный курс развития общества, а результат взаимодействия многих ...
  4. Курс лекций по политологии (5)

    Закон >> Политология
    Политология Курс лекций Автор: старший преподаватель Белогурова Т.А. Политология как наука Политическая наука занимает ... и функциональность. Автономность – самостоятельность политических организаций по отношению к социальным группам и другим организациям ...
  5. Политология краткий курс лекций

    Реферат >> Политология
    ... комплекта по «Политологии» в соответствии с государственным образовательным стандартом. Краткий курс лекций по политологии предназначен ... деятельность своих подчиненных. Краткий курс лекций по политологии предназначен для студентов факультета управления ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011470317840576