Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно или через своих представителей. В этой же статье перечислен ряд прав, к...полностью>>
Государство и право->Реферат
Учредительные документы – это, прежде всего, нормы, определяющие взаимоотношения основателей фирмы между собой и с ее исполнительным органом. Формальн...полностью>>
Государство и право->Задача
Византийская империя является одним из уникальных явлений в истории развития государственности и права. Как известно, Римская империя в 395 году разде...полностью>>
Государство и право->Реферат
Федеративные отношения в современной Российской Федерации отличаются чрезвычайно высокой степенью динамики. Трансформации государственного устройства,...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ББК 67.408 УДК343

ISBN 5-8401-0024-2

© Михлин А.С., Пономарев П.Г.,

Селиверстов В.И., Шмаров И.В., 1997 © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый читателю учебник представляет собой второе издание учебника «Уголовно-исполнительное право», вышедшего в 1998 году под ре­дакцией заслуженного деятеля науки РФ профессора И.В. Шмарова в изда­тельстве «Новый Юрист». Необходимость во втором издании обусловлена не только потребностями учебного процесса, но и произошедшими после из-/ дания существенными изменениями в сфере исполнения наказания.

Так, была продолжена реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, являющаяся важной составной частью правовой рефор­мы в России. Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, Уго-ловно-испалнительный кодекс РФ - с 1 июля 1997 года, однако уже после этого внесен целый ряд изменений в УК РФ, четырьмя федеральными зако­нами внесены изменения в УИК РФ, причем три из них были приняты после первого издания настоящего учебника.

Также произошли существенные изменения в конституционной, судеб­ной и иных видах правоохранительной практики, оказавших определяющее влияние на назначение и исполнение уголовных наказаний. Так, решением Конституционного Суда РФ (1999 г.) признано невозможным применение смертной казни всеми судами Российской Федерации до введения повсемест­но суда присяжных. Верховным Судом РФ 20 мая 1999 года было принято постановление «О практике назначения судами уголовного наказания», в ко­тором дан ряд рекомендаций по назначению лишения свободы, основных и до­полнительных наказаний, наказаний, имеющих имущественный характер (штрафа, конфискации имущества), и т.д.

Кроме того, Указом Президента РФ с 1 сентября 1998 года угаяовно-истл-нительная система МВД РФ была передана в ведение Минюста России. Тем са­мым начался новый этап реформирования в сфере исполнения наказания.

В соответствии с новыми задачами в 1999 году разработана Концепция реформирования угаловно-испалнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года), идет пересмотр законода­тельных и особенно подзаконных нормативных правовых актов в целях даль-

нейшей гуманизации и демократизации системы исполнения наказания в Рос­сии. В числе основных направлений этого процесса следует отметить меры по сокращению применения осуждения к лишению свободы, содержания под стра­жей обвиняемых и подозреваемых, ограничений прав и законных интересов осужденных и арестованных, по расширению участия общественных институ­тов в осуществлении контроля и помощи угаяовно-испалнительнвй системе, освобождению системы обращения с осужденными (за исключением осужден­ных военнослужащих) от военизированных традиций, атрибутов!» символов.

Все эти изменения нашли отражение в предлагаемом, втором издании учебника, который, как и иные учебники по уголовно-исполнительному праву, основывается на Уголовном и Уголовно-исполнительнам кодексах и иных зако­нодательных и нормативных правовых актах, регулирующих исполнение нака­заний, и их всестороннем анализе. Авторами учебника аккумулированы совре­менные разработки теории уголовно-исполнительного права при изложении узловых вопросов исполнения наказания и вместе с тем дана новая трактов­ка ряда теоретических положений с учетом требований Уголовно-исполни­тельного кодекса. Это относится к содержанию, принципам и стратегии уголовно-исполнительной политики государства и социальным факторам, оп­ределяющим ее развитие, предмету данной отрасли права, его истории, целям наказания и целям уголовно-исполнительного законодательства, правовому статусу осужденных, правовому регулированию средств их исправления и др.

Структура учебника соответствует структуре Уголовно-исполнитель­ного кодекса. В общей части дан анализ новых институтов и норм УИКРФ, регулирующих общие положения исполнения наказаний, что, в свою очередь, обусловило необходимость рассмотрения в нем отдельных вопросов теории уголовно-исполнительного права.

Авторами уделено внимание анализу организации исполнения отдельных видов наказания и уголовно-исполнительной практике. Для более правильно­го ее понимания в учебнике даны социально-демографическая, уголовно-пра-вовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, отбывающих нака­зания.

В учебнике изложен материал по истории российского уголовно-исполни­тельного законодательства, о зарубежном пенитенциарном законодатель­стве, а также о международных актах об обращении с осужденными, вклю­чая европейские, знание которых необходимо в связи с вступлением России в Совет Европы.

Учитывая пожелания преподавателей юридических учебных заведений, в учебник включена глава «Содержание подозреваемых и обвиняемых в след­ственных изоляторах». Этот материал особенно необходим для студен­тов — будущих работников правоохранительных органов.

Хотя назначение и исполнение таких видов наказаний, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, отложены до 2001 г., авторы сочли необходимым осветить порядок их исполнения, поскольку в ином случае бы­ла бы нарушена система уголовно-исполнительного законодательства, что осложнило бы понимание многих институтов и норм этой отрасли права.

Материал учебника изложен последовательно, но кратко. Поэтому предла­гаемый учебник уголовно-исполнительного права ориентирован прежде всего на студентов юридических образовательных заведений, не имеющих специализиро­ванного профиля подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы Ми­нистерства юстиции РФ. Он может быть полезен студентам, получающим юридическую подготовку в рамках других специальностей (экономиста, менед­жера и т.д.), при повышении квалификации и первоначальной подготовке, включая подготовку курсантов для работы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ, а также при самообразовании.

Профессор В.И. Селиверстов

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

ПОНЯТИЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

§ 1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направле­ний его деятельности находится политика, отра­жающая принципы, стратегию, основные направ­ления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государст­во. Цели этой политики в общей форме закрепле­ны в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - со-^ циальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему и зависят от характера и направ­ленности многосторонней деятельности государ­ства и его органов по их реализации.

Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентриро­ванном виде выражены цели, принципы, стра­тегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность го­сударства, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, ре­ализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика го­сударства в указанной сфере многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.

Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стра­тегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направле­ния могут объединяться между собой, например уголовная политика и поли­тика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между

собой.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-право-вая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на пре­ступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и ви­ды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание:

она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности госу­дарства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влия­ние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению си­стемы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет" на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие реше­ний по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обес­печению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупрежде­нию совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лица­ми. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положе­ниях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Поскольку цели и принципы политики в сфере исполне-

ния наказания реализуются в соответствующей отрасли права, они будут рас­смотрены в последующих параграфах настоящей главы.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государ­ства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав че­ловека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними;

изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы. , Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной поли­тики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести соци­ально-политическое и экономическое состояние общества, господствую­щие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о пра­вах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения на­казания являются Президент России и Федеральное Собрание. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внут­ренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) пред­ставляет собой составную часть внутренней политики государства.

Примером, показывающим роль Президента РФ в формировании уго­ловно-исполнительной политики государства, является его Указ от 8 октя­бря 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» и Указ от 25 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России», которыми осуществлена передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юсти­ции и намечены меры по ее реформированию. Данные документы имеют не только организационно-правовое содержание, но и предопределили на­правление дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики.

Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассмат­ривая вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирова­ние политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъек­ты Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание

осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение): Уголовно-исполни­тельная политика одновременно реализуется в деятельности соответствую­щих государственных органов - центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамен­та судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголов-но-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельнос­ти учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение

уголовного наказания.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. органы государственной власти и управления субъектов фе­дерации входят с предложением или дают согласие на создание и ликвида­цию учреждений, исполняющих наказания; оказывают содействие в ком­плектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений;

создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Уголовно-исполнительное право (5)

    Реферат >> Государство и право
    ... уголовно-исполнительного законодательства. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительно­го права. Виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Применение норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения ...
  2. Уголовно-исполнительное право Ознакомление с

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... Забайкальский институт предпринимательства Кафедра уголовно-правовых наук УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Контрольная работа Выполнила: студентка ... от 7 сентября 2005 г. 6. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право России: Учебник.- М.: Новый юрист, 2004 ...
  3. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права

    Курсовая работа >> Право, юриспруденция
    ... рассмотрение уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права, установить степень взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими отраслями права. Наука уголовно-исполнительного права ...
  4. Понятие и сущность уголовно исполнительного права

    Реферат >> Государство и право
    ... предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права. Помимо уголовного и уголовно-процессуального права уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового ...
  5. Контрольная работа по Уголовно исполнительным правам

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... Вопрос 1. Источники уголовно-исполнительного права РФ. Базовым актом в системе уголовно-исполнительного законодательства является Конституция Российской ... рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, подробная правовая регламентация ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0057580471038818