Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Государство и право
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 69 Смотреть все
' См.: СЗ СССР. 1929. № 72. Ст. 686.
2 См.: СЗ СССР. 1930. № 22. Ст. 248.
3 См.: СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.
4 См.: СЗ СССР. 1935. nb 11. Ст. 84.
деяния она устанавливалась с 12-летнего возраста1. 8 августа 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение2, максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. В период с конца 30-х по начало 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами.
В начале 50-х годов начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных ведомственных нормативных актов,
25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними3.
27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР*.
В качестве целей наказания Кодексом назывались: исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В систему наказаний вошли:
1) лишение свободы;
2) ссылка;
3)высылка;
4) исправительные работы без лишения свободы;
5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) штраф;
7) увольнение от должности;
8) возложение обязанности загладить причиненный вред;
9) общественное порицание;
10) конфискация имущества;
11) лишение воинского или специального звания;
12) направление военнослужащих в дисциплинарный батальон. Предстояло обеспечить регулирование исполнения этой более гуманной системы наказаний новым исправительно-трудовым законом.
29 августа 1961 г. утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах5 как временный (до принятия соответствующего законодательства) документ.
См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. М., 1977. С. 69.
2 См.: СЗ СССР. 1936. № 44. Ст. 370.
3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.
4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
5 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №37. Ст. 556.
11 июля 1969 г. были введены в действие Основы исправительно-трудово-го законодательства Союза ССР и союзных республик1, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР2, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. С принятием кодекса завершилась направленная на восстановление законодательной базы регламентации исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, реформа исправительно-трудового права.
Исполнение остальных видов наказаний оставалось неурегулированным до 1983 г. 15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзного Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных3, на основе которого в 1984 г. было принято соответствующее республиканское Положение4, которое регламентировало исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения с должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.
Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались две отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний:
1) исправительно-трудовое;
2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
Встал вопрос о создании единого уголовно-исполнительного законодательства.
После распада СССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.5 потребовало приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. В ст. 71 Конституции содержалось положение о том, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполни-тельное законодательство. Указанный подход предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к угояовно-исполнительному закону. Это
1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.
2 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
3 См : Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 175.
4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. Ns 29. Ст. 991.
5 См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом Уголовно-исполнигельного кодекса.
Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний.
13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил прошедшую обсуждение на различных уровнях Концепцию реорганизации уголовно-ис-полнительной системы МВД России на период до 2005 г.1, содержавшую комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, потребностями обеспечения прав осужденных. В ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнитель-ной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу.
Поскольку процедура прохождения представленного в Федеральное Собрание Российской Федерации проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997 г., то 15 декабря 1996 г. был принят федеральный закон, который внес изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации2.
В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.
8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса3. Так завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.
Значительный вклад в развитие теории пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права внесли в конце XIX — начале XX вв. известные правоведы Н.С. Таганцев, НД. Сергиевский, А.А. Жи-жиленко, С.П. Мокринский, И.Я. Фойницкий, С.В. Познышев, М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский.
В середине и во второй половине XX в. их труды продолжили профессора В.П. Артамонов, ЗА Астемиров, Л.В. Багрий-Шахматов, Н.А. Беляев, М.П. Журавлев, А.И. Зубков, Л.Г. Крахмальник, А.С. Михлин, М.П. Ме-
См.: Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.). М.: ГУИН МВД России, 1996.
' См.: Российская газета. 1996. 25 декабря. С. 3-6. См.: Российская газета. 1997.16 января. С. 9-15.
лентьев, А.Е. Наташев, АЛ. Ременсон, И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, А.В. Шамис, И.В. Шмаров и др.
В 90-х годах активно включились в развитие пенитенциарной науки В.М. Анисимков, А.В. Бриллиантов, А.Я. Гришко, М.П. Детков, С.И. Кузьмин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, А.А. Тожаченко, В.А. Уткин, О.В. Филимонов и другое российские ученые.
ГЛзвя 3
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
И ПРИМЕНЕНИЕ
ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
§ 1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания
Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению (ст. 358 УПК РСФСР). После обращения приговора к исполнению уполномоченные на то органы государства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его исполнить в отношении назначенного судом наказания.
Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения (кара), поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.
Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.
Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.
Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Применение этих правоограничений - не самоцель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указанные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.
Реализация мер принуждения, ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ - свободы передвижения, свободы общения, ограничения социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 69 Смотреть все
Похожие страницы:
Уголовно-исполнительное право (5)
Реферат >> Государство и право... уголовно-исполнительного законодательства. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного права. Виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Применение норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения ...Уголовно-исполнительное право Ознакомление с
Контрольная работа >> Государство и право... Забайкальский институт предпринимательства Кафедра уголовно-правовых наук УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Контрольная работа Выполнила: студентка ... от 7 сентября 2005 г. 6. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право России: Учебник.- М.: Новый юрист, 2004 ...Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права
Курсовая работа >> Право, юриспруденция... рассмотрение уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права, установить степень взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими отраслями права. Наука уголовно-исполнительного права ...Понятие и сущность уголовно исполнительного права
Реферат >> Государство и право... предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права. Помимо уголовного и уголовно-процессуального права уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового ...Контрольная работа по Уголовно исполнительным правам
Контрольная работа >> Государство и право... Вопрос 1. Источники уголовно-исполнительного права РФ. Базовым актом в системе уголовно-исполнительного законодательства является Конституция Российской ... рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, подробная правовая регламентация ...