Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Лабораторная работа
На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, к...полностью>>
Социология->Отчет по практике
В наш час молодь — це одна з найбільш уражених в економічному плані та найбільш безправна в соціально-правовому відношенні соціальних спільнот, яка жи...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Тема нашей курсовой работы звучит, следующим образом «Проблема коррупции в современном российском образовании» Мы выбрали эту тему, так как нам интере...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Визенгрунд-Адорно Теодор (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес круп...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УКРАИНЫ

"КИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

НА ТЕМУ: БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Выполнила:

студентка ІІІ курса

группы ЗСР-51

Ласкина Н.А. (Единак)

Проверила:

Преподаватель

Савицкая Л.И.

Киев - 2008

ПЛАН

Введение

Характеристика понятия "брачное поведение"

Факторы брачного выбора

Особенности поведения мужчин и женщин

Инстинкты и брачное поведение

Мужья и любовники

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

До сих пор все попытки общества просветить молодых людей (и не только их) в вопросах выбора партнера для брака крайне односторонни. Об этом обычно говорится бессистемно, противоречиво, и, в основном, неубедительно. По сути, всё сводится к рекомендации "съесть пуд соли" и следовать бесплатным советам умудренных жизненным опытом друзей и родителей. Однако съеденный пуд соли - ещё не гарантия, что в браке или совместном проживании всё будет хорошо, а с другой стороны за это время можно упустить не один, действительно подходящий вариант. Что касается чужого опыта, то, если это не советы профессионала-психолога, он практически не применим, и носит бытовой характер: "А вот я знаю случай…"

В течение всей культурной истории человечества считалось желательным доверяться в выборе партнера чувству любви, в последние же десятилетия и того более – массовая и особенно телевизионная культура построена исключительно на демонстрации трепетных чувств и техники секса в ущерб выбору с участием разума. Однако до сих пор никак не доказано, что это доверие к чувствам полностью оправдано - ведь разница между любовью "на всю оставшуюся жизнь" и минутной симпатией чисто количественная, а не качественная. Вместо этого объясняются и красочно описываются возникающие любовные чувства и ощущения, а внутренняя логика этих явлений остаётся за кадром, или просто отрицается, относимая к чему-то сверхъестественному. Не следует искать тайну там, где её нет - все эти иррациональности любви на деле вполне рациональны, логичны, и по-своему разумны. Для того, чтобы увидеть эту рациональность, необходимо только лишь перейти к другой системе координат - от культурной к биологической. Конкретно, речь пойдет об инстинктивных основах брачного поведения людей как биологического вида.

Полагаю, что знание логики брачного поведения не обеднит восприятие любви, как самого прекрасного из чувств, подобно тому, что знание устройства цветка не мешает ботанику восхищаться его красотой. Знание не бывает лишним.

Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у человека? Обычный ответ: немного, может быть три, пять... Оказывается, их сотни.

Инстинктивные основы поведения изучает наука этология, однако, широкодоступных публикаций на тему этологии брачного поведения людей практически нет, и я надеюсь, что данная работа этот пробел в какой-то мере восполнит.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ"

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

1. Пространство возможных выборов.

Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается "серийная моногамия", то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке. Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, "каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках. Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак. В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России в 1991 г. для четверти как мужчин, так и женщин, вступивших в брак, этот брак был повторным, причем из общего числа вступивших в повторный брак мужчин 88% сделали это после развода (для женщин аналогичная доля равняется 83%). Еще выше доля вступающих в повторный брак в Москве: в том же 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю после разводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 80-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными, по крайней мере, для одного партнера.

2. Степень свободы индивидуального выбора.

Что касается степени свободы индивидуального выбора, в этом отношении, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует "свободный" выбор, когда основными его "агентами" являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

ФАКТОРЫ БРАЧНОГО ВЫБОРА

1. Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы:

Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером. В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.

2. К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство):

Гомогамия:

Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками — социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия. Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:

- возраст,

- этническая принадлежность,

- социальный статус,

- образование,

- уровень интеллекта,

- внешность,

- совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).

При этом наибольшей является роль:

а) этнической принадлежности:

О роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.

б) роль возраста в брачном отборе:

Его роль подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

Например, в 1993 г. в Российской Федерации было заключено 1.106.723 брака. Из них:

- браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11%,

- браки, в которых жених и невеста имели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том же пятилетнем возрастном интервале), — 40%.

- браки, в которых жених был старше невесты, — 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которых возраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст невесты1.

в) роль образования:

Роль образования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше. Это можно проиллюстрировать на примере расчета так называемого коэффициента брачной ассоциации по образованию для всех браков, заключенных в Российской Федерации в 1989 г. Коэффициент брачной ассоциации по образованию показывает, во сколько раз та или иная комбинация уровней образования мужей и жен имеет большую или меньшую вероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невесты имеют равные шансы вступить в брак друг с другом. В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Гендерные аспекты брачного поведения

    Дипломная работа >> Психология
    ... аспектов брачного поведения Раздел 2. Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин Раздел 3. Специфика брачного поведения ...
  2. Брачно-семейная структура населения

    Реферат >> Маркетинг
    ... в таком браке эволюционно-генетическую преемственность с брачным поведением высших приматов. Моногамия преобладает в большинстве ... воспроизводство брачной структуры. Брачная структура - это распределение населения по брачным состояниям. Брачная структура ...
  3. Семейное поведение

    Контрольная работа >> Социология
    ... ПОВЕДЕНИЯ А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным ...
  4. Семейно-брачные отношения

    Курсовая работа >> Психология
    ... необходимым условием прогнозирования типов брачного поведения. Необходимость сравнения социальных ... студенческой молодежи по добрачному поведению, требованиям к социальному статусу ... СПИДа, безопасного сексуального поведения, а также поведения по отношению к ...
  5. Брачный контракт (2)

    Рассказ >> Литература и русский язык
    ... совету бабушки и поручить составление брачного контракта мэтру Матиасу. Предстоящие ... Разве она руководилась в своем поведении какими-нибудь низкими, неблаговидными ... самолюбия. Подобные препирательства при заключении брачного контракта, связанные С приданым и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015130043029785