Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
В работе дается характеристика сущности межбюджетных отношений, отмечены проблемы их развития. Проведен анализ современного состояния межбюджетных отн...полностью>>
Экономика->Реферат
Прошло то время когда, создав фирму «однодневку» можно было рассчитывать на получение быстрой и легкой прибыли. Сейчас как никогда важно уметь и хотет...полностью>>
Экономика->Закон
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают ...полностью>>
Экономика->Реферат
В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. В 2004 году в мире функционировало свыше 2,5 тыс. различно...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра: экономической теории

РЕФЕРАТ

по курсу: “История экономических учений”

на тему: “Основне этапы эволюции экономической мысли”

Проверил: Выполнил:

доц. студент 2 курса, 1 группы

Лисная Ирина Федоровна факультета Э и П

Храновский А. И.

Харьков, 2005

Содержание

Введение 3

1. Экономические учения Древнего мира 4

2. Экономические учения феодального общества 6

3. Экономические учения эпохи капитализма

§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века. 8

§ 2. Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века 13

§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке 16

Заключение 20

Литература 21

Введение

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Я пытался отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Реферат базируется на монографиях мировых ученых, посвященных изучению “Истории экономических учений”.

Периодизация истории экономических учений в работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества.

Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

1. Экономические учения Древнего мира

Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.

Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.

В Китае экономические теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек”.

Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.

Другой древнегреческий философ – Платон останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов.

Аристотель, будучи самым крупным идеологом рабовладельцев Древней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен.

В истории экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.

2. Экономические учения феодального общества

С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии.

Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.

Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”.

Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”).

Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой цене” установленной богом. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.

Русская экономическая мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (9 в.).

Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.

Почти тем же путем шел Томазо Кампанелло. Его представления о будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.

Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине 16 в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем.

Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров.

Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.

Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар – деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала.

В отличии от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.

3. Экономические учения эпохи капитализма

§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века.

Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли. Петти разграничивал “естественную цену” и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости.

С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить ее величину.

Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства.

Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.

Смит рассматривал человечество как некий союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества – росту его производительных сил. В одной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.

Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Численный доход – это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость.

Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе – норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.

Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы.

Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.

Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную – нарушает равенство.

В конце 18-начале 19 века развивается так называемая “вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этого течения являлись: Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти. Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращение населения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.

Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.

Английский социал-утопист Р. Оуэн источником богатства считал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисов он объяснял тем, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд.

Российская экономическая мысль начала – середины 19 века представлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.

Общей идеей этих концепций была разработка аграрного вопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.

А. Н. Радищев считал основной формой производства земледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенство людей и угнетение человека человеком.

Концепция Н.И. Тургенева представляла значительный вклад в теорию финансов, государственную налоговую систему и популяризацию учения Смита.

Теория П.И. Пестеля строилась на основе концепции “естественного права”.

Социалистическое учение А.Н Герцена и Н.П. Огарева отправным пунктом имело признание общины ячейкой нового общества. Крестьянская община должна послужить первичной предпосылкой движения к социализму и его готовой формой. Через общину крестьянин сможет осуществить свои коренные интересы: право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление.

Одной из фундаментальных теорий этого периода было учение Н.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основные этапы развития экономической мысли (2)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... Основные этапы развития экономической мысли. 1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. 2.Экономическая мысль нерегулируемых рыночных отношений. 3.Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений. 4.Экономическая мысль ... базе эволюции частной ...
  2. Этапы становления экономической мысли

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Содержание Введение Глава 1. Основные этапы развития экономической науки 1.1 Экономические учения эпохи до ... особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе ...
  3. Основные этапы развития экономической теории (1)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... экономической теории Тема: «Основные этапы развития экономической теории» ... эволюция. Кейнсианство — одно из ведущих направлений современной экономической ... , представители институционального направления западной экономической мысли Дж. Гэлбрейт, Р. Хсйлбронер ...
  4. Основные этапы эволюции предмета психологии

    Контрольная работа >> Психология
    ... ОБРАЗОВАНИЯ КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА: ФИЛОСОФИИ . ... и себе. Итак, будут освещены основные этапы эволюции предмета психологии, их особенности и значение ... понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а ...
  5. Формирование и эволюция экономической мысли (1)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... ПО ЭКОНОМИКЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Выполнила: студентка 1 курса ... этапы его развития В XIXв. в Западной Европе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли ... теорию экономического развития. Основным противоречием ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017549991607666