Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Иностранный язык->Реферат
This proverb concerns differences of people’s personalities, so, I’m going to tell you first of all - about characters and appearances, then to speak ...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
Понятие «речевая культура» или «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство....полностью>>
Иностранный язык->Реферат
Русский язык выделился из восточнославянского (древнерусского) языка в самостоятельный язык в XIV—XV вв. наряду с украинским и белорусским. После расп...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
В настоящее время развитие международного сотрудничества, совершенствование звукозаписывающей и звукоанализирующей аппаратуры, а также распространение...полностью>>

Главная > Сочинение >Иностранный язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Быт и нравы провинции в пьесе “Бесприданница” отличаются от быта “Грозы”. Это связано с тем, что в пьесе “Бесприданница” Островский осветил узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова (“по старине живем”). “От поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, отдых”. Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода напитки было делом неприличным. Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные из­менения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дель­цы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежест­венную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предприни­мательства). Богатые люди в провинции отличаются между собой. Одни щедрые (Паратов), а другие скаредные (Кнуров). Купцы в “Бесприданнице” более нравственные люди, чем купцы из “Грозы”. Это выражается прежде всего в отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного при­обретательства. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед ро­ковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщи­ну, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня согла­шается, она, наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страшной жиз­ненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнуро­ва: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото». Смертельно раненая женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

Глава 4. Семья в творчестве Островского и место женщины в ней.

Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное отношение к её роли в семье. Семья – это маленькая ячейка общества и отношение, взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на атмосферу в семье. Хоть между «Грозой» и «Бесприданницей» не очень большой временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.

4.1. Изображение Островским двух миров героини.

В «Грозе» семейная сторона быта XIX века выражалась в том, что все люди жили по законам Домостроя. В семье существовала жесткая иерархия, то есть младшие подчинялись старшим. Обязанность старших - наставлять и поучать, обязанность младших - слушать наставления и беспрекословно подчиняться. Сразу замечается одна примечательная вещь - сын должен любить больше мать, чем жену. Обязательно соблюдение всяческих многовековых обрядов, пускай даже смешно выглядящих. Например, Катерина должна была устроить “плач”, когда Тихон уезжал по своим делам. Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Девушка до свадьбы могла гулять с кем угодно, как Варвара, но после свадьбы она принадлежала целиком и полностью только мужу, как Катерина. Измена была исключена, после нее к жене относились очень сурово, и она теряла вообще все права. В пьесе Островский словами Катерины сравнивает две семьи как две жизни Катерины. В детстве она росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи- пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы «шито да крыто было» (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома). Неспособность больше выносить гнет свекрови безразличие мужа, толкает Катерина в объятья другого. По сути дела «Гроза» – двойная трагедия: сначала героиня, нарушая моральный закон ради личного чувства, признает высшую силу закона. И подчиняется ей, но, призывая закон супружеской верности, она вновь нарушает его, но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести свободу, заплатив за неё жизнью. Таким образом, автор переносит конфликт в сферу семьи. С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая невестка, мечтающая о любви и счастье, которые неотделимы о свободе. Героиня драмы оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь согрешить, то есть изменить мужу и невозможность продолжения прежний жизни, любовь к Борису. Катерина следует за своим чувством. Но обман открывается, так как она, из-за своей все же чистоты и открытости, не способна сдерживать такой груз на своей душе. Впоследствии Островский подводит её к совершению еще более страшного, смертного греха. Нежная и хрупкая девушка просто не способна вынести такого всеобщего презрения. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу- все равно. … В могиле лучше. … Так тихо! Так хорошо. Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. … И люди мне противны, и дом мне мой противен, и стены противны! … Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, как темно стало! … Умереть бы теперь…»- рассуждает Катерина в своем последнем монологе. В поисках умиротворения она решается на самоубийства. Добролюбов в своей статье луч света в темном царстве скажет: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни».

4.2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини.

В отличие от “Грозы”, где преобладают народные мотивы, “Бесприданница” уже немного европеизирована. Но также Островский рисует нам картину жизни девушки до замужества. Это картина является полной противоположностью девичьей жизни Катерины, в которой «маменька души не чаяла». Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое: «Ведь выдала же она двух. … Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет, открыто, всех принимает… всегда полон дом холостых…». «Выдать-то выдала» мать своих дочерей, а за кого, что с ними потом сделается, даже и не тревожится: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он оказался совсем не иностранец, а шулер». Так и Ларису она хочет поскорее выдать за того, кто за «бесприданницу» посватается первым, «разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандашева, кабы лучше были». В доме звучат романсы, Лариса играет на гитаре. Творческое начало героини направлено не на удовлетворение своих личных потребностей (утешиться, успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствия окружающих. Вообще, дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более свободной формой общения в нем с людьми, в особенности появляются особенные отношения между мужчиной и женщиной. То есть знакомства, встречи у себя дома с мужчинами не было постыдным. Уже появляются танцы в доме Огудаловых, только это выглядит очень и очень пошло. Меняются и нравственные нормы человека. Можно просить денег на подарок у незнакомого человека, при этом впоследствии не отдавая долг. Жена может изменить мужу, и при этом ее не будет мучить совесть. В доме Карандашева Катерина, забыв все обещания и обязательства, бежит за Паратовым: (Паратов)«Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью… Мы едем кататься по Волге – поедемте! – (Катерина)«Ах! А здесь?… Едемте … Куда вам угодно». Таким образом, несомненно, огромное, а может и главное, отличие быта и нравов “Бесприданницы” проявляется в том, что в обществе появляется раскрепощенность.

Глава 5. Характеристики героинь Островского.

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.

5.1. Катерина- истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества.

Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение. Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

5.2. Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета.

Так же как и в «Грозе», в «Бесприданнице» через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой рус­ской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного не­волей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Ка­терина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца». Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины. Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого рас­чета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» — замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спор­та: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». И как и Лариса, в конечном итоге она находит покой.

Глава 6. Многогранность изображения Островским образа женщины XIX века.

Однако окончательного вывода сделать нельзя. Мнения людей разделяются: некоторые считают, что Островский в своих пьесах, а в частности в «Грозе» и «Бесприданнице», наделял своих героинь слабыми характерами; другие же – что героини пьес – сильные, волевые личности. Обе эти точки зрения имеют доказательства. Действительно Катерине и Ларисе можно присвоить как слабость, так и силу характеров. Некоторые считают, что самоубийство Катерины- не протест против старых устоев, а наоборот преклонение перед ними. Она, не имея больше сил противостоять «темному царству», выбрала самый простой путь- наложить на себя руки. Тем самым она сбросила с себя все обязательства и оковы. И тем более подтверждением слабости характера является то, что верующая девушка пошла на такой страшный, смертельный грех, как самоубийство, лишь потому, что её стало трудно жить. Это не оправдание. Д.И. Писарев писал: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных противоречий, она ежеминутно дается из одной крайности в другую…» И в нынешнее время существуют такие семьи, где свекровь берет в свои руки всю власть, и молоденьким женам тоже приходиться нелегко. Но ведь это не повод кончать жизнь таким образом. Настоящим протестом могла бы являться борьба с этими предрассудками прошлого, но борьба, ведущаяся не посредствам смерти, а посредствам жизни! Лариса же, наоборот, понимая безрассудность такого шага, решает жить дальше, всеми силами, несмотря ни на что, добиться счастья на своем веку. И лишь судьба избавляет её от страданий жестокого мира. Но не все читатели и критики придерживаются такого мнения! Существует и совершенно противоположная точка зрения. Многие критики вступали в жестокие споры, желая доказать, что Островский рисовал существенно другие характеры, желая показать силу Катерины Кабановой и несостоятельность образа Ларисы Огудаловой. Они говорят, что только сильный человек способен покончить жизнь самоубийством. Таким поступком Катерина обратила внимание людей на ту ужасную обстановку, в которой они жили: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем здесь один остался жить на свете да мучаться!» Добролюбов говорил: «Всякий внешний диссонанс она старается сгладить … всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил…» О Ларисе же можно сказать, что у неё нет целостности характера как у Катерины. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках.

Глава 7. Заключение: Вечная актуальность пьес Островского.

Я же хочу сказать, что обе эти героини- уникальные личности, сразу выделяющиеся из общего потока глупых, бесчувственных людей. Они обе являются примером для подражания. У них обеих есть чему поучиться. И два эти образа объединяет то, что они говорят нам о невозможности преклонения перед издержками старых обычаев. Я думаю, что сам Островский не осознавал, какими характеристиками он наделяет своих героинь. Он предоставлял этот выбор именно читателю, показывая столь многогранные и сложные натуры. И подтверждением этому является то, что до сих пор не перестают появляться все новые и новые почитатели эти книг.

Список используемой литературы:

  1. А.Н. Островский. Пьесы.(1986г.)

  1. Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений.(1990г.)

  1. Д.И. Писарев. Собрание сочинений.(1990г.)

  1. Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.(1965г.)

  1. Детская Энциклопедия. Том 11. Художественная литература. Расцвет критического реализма. А.Н. Островский.(1968г.)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке

    Реферат >> Культура и искусство
    ... женщинами, мантильями и кастаньетами, неистовыми страстями и, боем быков – такой образ Испании в 50-е годы XIX века ... называл те же – что и Островский в записках 1885 г. – имена ... 50-х – 60-х годах XIX века постановка пьес Кальдерона связана с именем известного ...
  2. Русская культура XIX века (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... или самобытных, глав­ным образом православных, воспитывать подрастаю­щие ... «Гос­пожа Бовари», трагедии женщины, попавшей во власть разрушительной ... пьесы. А.Н. Островский выступил как новатор-драматург и организатор театрального дела. В конце XIX века ...
  3. Российское просвещение в XIX веке и его роль в цивилизационном обновлении страны

    Курсовая работа >> Исторические личности
    ... XIX века 1.3 Слагаемые либеральной традиции в эпоху преобразований 2. Культура России XIX века 2.1 Россия в первой половине XIX века ... Таким образом, ... женщины получили ... Островского - замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы ...
  4. Общественные движения и культура во второй половине XIX века

    Реферат >> История
    ... XIX века» План Введение …………………………………………………………....3 Общественные движения второй половины XIX века ... превосходстве русского образа жизни, ... подростков и женщин. На ... Островского — замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы ...
  5. Русские писательницы XIX века

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... создали запоминающиеся женские образы, однако до сих ... бывают редактор "Москвитянина" M. П. Погодин, Л. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, А. С. Хомяков, Н. Ф. ... просит перевести пять пьес Барри Корнуэлла. ... женщин-писательниц несравнимо больше, чем в XIX веке. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001410961151123