Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Закон
Один подход ограничивает свою сферу только или преимущественно организациями людей в различных областях практической деятельности. Этот подход больше ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого по...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Некоторые руководители характеризуют управление проектами как форму современного искусства, произвольный набор идей и принципов, позволяющих преодолев...полностью>>
Менеджмент->Контрольная работа
Процесс познания окружающего мира складывается из натурных наблюдений и абстрактного мышления. Так как при изучении экономических явлений натурные наб...полностью>>

Главная > Реферат >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Теория Y» представляет собой совокупность установок, при которых руководитель убежден, что подчиненные хотят работать и в процессе труда стремятся, прежде всего, к удовлетворению своих важнейших духовных потребностей и, в первую очередь, потребности в самовыражении, развитии и реализации своего творческого потенциала и уже потом, опосредованно, к удовлетворению материальных потребностей. Работа для них – вполне естественный процесс. Они трудолюбивы, обладают внутренней организованностью и самодисциплиной, деятельны и все делают для того, чтобы достичь желаемой цели. Их не надо принуждать. Руководителю, как это вытекает из «теории Y», остается только мягко направлять энергию и устремления работников в заданное русло, привлекать к творческой работе, к подготовке управленческих решений, доверять им, предоставлять свободу действий, поддерживать и поощрять.

«Теория Y» обосновывает природу мягкой модели управления (модель Y). Эта модель нашла самое широкое распространение в Японии, и потому её часто называют японской. По набору признаков её также называют неформальной, демократической, социально-психологической, новой. Мягкая модель опирается на, так называемые, "принципы Мак-Грегора":

  • доверяйте каждому и давайте ему максимум информации;

  • предполагайте, что людьми движет добрая воля, а не эгоизм;

  • восхищайтесь людьми;

  • каждый предпочитает быть активным инициатором, Личностью, а не пассивным ассистентом, не "винтиком"; работать, а не бездельничать; делать осмысленную работу, а не бессмысленную; строить, а не разрушать;

  • каждый получает удовольствие от групповой работы, от чувства принадлежности хорошему коллективу; каждый получает больше от любви, чем от ненависти.

Мак-Грегор отдавал предпочтение модели Y и утверждал, что она позволяет достичь в управлении более высоких результатов.

Концепция перехода от жесткой модели к более эффективной мягкой модели предложена У.Оучи и описана в его книге, которая в оригинале называется «Теория Z». Японец по национальности и аме­риканец по происхождению, У.Оучи в начале 70-х гг. решил выявить специфику методов и способов управления лучшими японскими компаниями. В результате он пришел к интересному выводу: лучшие японские и лучшие американские компании управляются почти одинаково, при этом в рамках каждой страны имеются зна­чительные различия между лидирующими компаниями и отстающими. Как выяснил У.Оучи, компании-лидеры в обеих странах управляются в соответствии с новой моделью, в то время как отстающие компании используют автократическую или эконо­мическую модель управления. У.Оучи предложил «теорию Z», которая является своеобразным компромиссом между двумя крайними подходами, который в большей степени соответствует реальной действительности. Это также компромисс между тем, что реально сложилось в условиях жесткой модели, основанной на «теории Х», и тем, к чему руководитель хочет стремиться, опираясь на «теорию Y». «Теория Z» – это совокупность установок, при которых руководитель, работая в условиях жесткой модели, отчетливо видит преимущества мягкой модели и психологически готов к применению последней, но сознает, что его подчиненные к этому ещё не вполне готовы, и потому вынужден внедрять поэлементно и постепенно отдельные составные части мягкой модели в «ткань» действующей жесткой модели.

Новый этап в развитии теории современного менеджмента открыла книга Т.Питерса и Р.Уотермена "В поисках эффектив­ного управления", которая вышла на языке оригинала в 1982 году. Авторы обследовали 62 крупные американские корпорации, которые по самым строгим критериям были отнесены к передовым, и выделили общие для них методы и приемы управления. По их мнению, выявление общих для них всех черт и признаков даёт в совокупности искомую модель эффективного управления. Лучшие американские компании, как выяснилось, обладают следующими характерными чертами:

  • ориентация на энергичное и быстрое действие;

  • постоянный контакт с потребителем;

  • предоставление людям определенной автономии, поощрение их предприимчивости;

  • люди рассматриваются как главный источник повышения производительности труда и эффективности производства;

  • усиленный акцент на одну (или несколько) имеющую ключевое значение ценность данного бизнеса;

  • ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;

  • простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;

  • одновременное сочетание в управлении свободы в одном и жесткости в другом.

В предложенной авторами модели отчетливо просматривается не только принцип системности, но и адаптивности. Это заложено как в стратегических ценностных установках, так и в гибкой организационной структуре, способной чрезвычайно изобретательно и адекватно реагировать на любые изменения в окружающей среде. Принцип «мягкое – жестко» заложен в структуре управления, состоящей из семи взаимосвязанных переменных управленческих блоков (7-S) – structure (структура), strategy (стратегия), systems (системы и процедуры социальной технологии), shared values (совместные, то есть разделяемые всеми ценностные установки, культура), skills (сумма навыков и умений), style (стиль руководства), staff (состав работников). Все блоки сбалансированы и гармонизированы в качественном и количественном отношении. Перемены в одном из них требуют соответствующих изменений в других. Основная функция управления состоит в том, чтобы своевременно выявить необходимость, а также характер перемен, и должным образом их осуществить.

Работы Э.Мэйо, Д.Мак-Грегора, У.Оучи, Т.Питерса, Р.Уотер­мена являются теоретической основой совершенствования прак­тики современного менеджмента.

В условиях динамично происходящих и зачастую мало предсказуемых перемен особенно важным является ситуационный подход к управлению. Его суть состоит в том, что в зависимости от реально сложившейся ситуации управленческие технологии реализуются по-разному. Специфика и уровень эффективности управления в данном случае определяется тем, насколько правильно оценена ситуация, правильно ли выбрана «домашняя заготовка» для решения возникшей задачи, правильно ли выбрана совокупность управленческих приемов и методов с учетом всех положительных и отрицательных факторов. Ситуационный подход, хотя и ориентируется на конкретную ситуацию, обусловленную набором обстоятельств, влияющих на организацию в данное конкретное время, опирается на практическое применение теории систем, поскольку должен принимать в расчет всю гамму внутренних и внешних переменных факторов. К ситуационному управлению вплотную примыкает разработанная финскими специалистами модель управления по результатам, изложенная в книге «Управление по результатам», опубликованной на языке оригинала в 1980 году.

События, происходящие в экономической и общественной жизни, часто предстают перед руководителями, не говоря уже о рядовых работниках, как непонятные, неконтролируемые и непредсказуемые. Управленческие кризисы за последнее время возникают значительно чаще и их последствия оказываются гораздо более пагубными, чем это можно было бы ожидать. Всё это потребовало внесения определённых корректив в теорию и практику управления. За последние годы сформировалось и развивается новое направление научного поиска, опирающееся на «теорию хаоса», на синергетическое знание. Ориентация на это направление – одна из важнейших тенденций развития современной управленческой мысли. И многие руководители уже начали понимать, что социальные и экономические процессы далеко не всегда идут по линейному, строго прогнозируемому пути. Также далеко не всегда, особенно в начале процесса, можно сопоставить значимость фактора воздействия на систему, степень его влияния и масштабы возможных последствий.

По «теории хаоса», некоторые даже весьма мельчайшие изменения могут привести к радикальным изменениям в состоянии и качественной трансформации системы. Задача управленца состоит в том, чтобы «вычислять» такие изменения-«возмутители» и находить приемлемый способ направлять развитие процесса в нужное русло. Таких «возмутителей» может быть несколько и составлять определенный спектр. Изменения во внешней среде и в системе неизбежно приводят к изменению спектра этих «возмутителей» и соответственно к изменению степени влияния каждого из них и возможных путей движения системы в будущее. Прогнозирование поведения сложных систем в нелинейных процессах носит не абсолютный, а вероятностный характер. Тем не менее, правильно выбранное направление прогнозирования может существенно снизить риск ошибки при принятии управленческого решения. А цена ошибки при управлении сложными системами, как правило, очень высока.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В то же время развитие теории, в свою очередь, оказывает влияние на практику менеджмента. Люди, управляющие другими людьми, принимают решения, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория менеджмента как бы предшествует практике. В то же время теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике, а лишь затем описываются теорией.

Практика современного менеджмента изменяется, прежде всего, под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать всё управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам.

В настоящее время каждая организация испытывает ощутимые воздействия динамично меняющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективную приспособляемость.

Новые подходы к управлению переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, на коммуникации, на маркетинг, на развитие интеллектуального капитала. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными и необходимыми свойствами любой организации.

На эффективность современного производства в значительной мере влияет плотность потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, изменяется их менеджмент. Менеджмент становится все в большей мере инновационным, он ориентируется на управление нововведениями, а также на собственное саморазвитие: каждый год возникают и распространяются новые подходы, новые технологии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично – становятся общей рутинной практикой.

Еще одно фундаментальное изменение современного мира – становление и развитие экономики, основанной на знаниях. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. В эпоху индустриального развития продукция создается из сырья, комплектующих и энергии под воздействием труда работников и именно этими составляющими определяется вновь созданная стоимость. Сегодня стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в качественно новой мотивации, в новых отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов. В XXI веке интеллектуальный потенциал, знание становится доминирующим фактором достижения социально-экономических результатов. Традиционные факторы – земля, труд и капитал – в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений.

Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций. Во многих организациях всё большая часть полученного эффекта становится результатом воздействия, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. И в уменьшающейся мере современное производство основывается на воздействии рук, то есть на материально-вещественном воздействии.

В связи с этим менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, постоянно осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению постоянно возникающих новых производственных задач. Обучение становится непрерывным процессом. Объектом обучения всё в большей мере становится техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях обучаются не только отдельные люди, но и целые команды, в процессе этого обучения приобретаются и генерируются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки.

В современном мире работники имеют дело, прежде всего, со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда. Эту закономерность подметил один из признанных авторитетов современного менеджмента П.Друкер. Он обратил внимание на появление в современных предприятиях нового вида работника - интеллектуального работника. П.Друкер особый упор делает на том, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. И это отличие заключается, прежде всего, в том, что для него не подходит жесткий менеджмент, основанный на тейлоризме. В новых условиях ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника, и его работа нуждается в определенной автономности. Неотъемлемым императивом работника, действующего в интеллектуальном, наукоемком производстве, становятся инновации. Обязательным элементом работы становится собственное обучение и обучение других. В совокупном капитале всё больший удельный вес занимает интеллектуальный капитал. Соответственно всё большая часть управленческого воздействия направлено именно на нематериальные активы предприятий.

На рубеже XX и XXI веков возникло новое направление в практике менеджмента – так называемый менеджмент знаний. Это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня – это не только то, что знает человек. Под знанием в современном мире понимается также и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.

Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать то, что уже изобретено, а активно и широко использовать имеющийся опыт. Широкое распространение в мировой практике получил бенчмаркинг.

Бенчмаркинг – особая управленческая технология, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций–аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.

Еще одной особенностью современного производственного процесса стало то, что изменился предмет труда у большинства работников. Мощнейшим фактором управления становятся прогрессивные информационные и коммуникационные технологии. Информационные системы становятся важнейшей составляющей производственного аппарата предприятия. Новые информационные технологии создают новые возможности для организации сетей, которые выводят разделение труда на новый уровень, позволяя формировать цепочки производства продукта и сети дистрибьюции. Стираются традиционные грани между предприятиями. В этих новых условиях требуются новые методы управления, которые могут обеспечить успех этим сетям. Методы и формы управления в рамках сетей стали содержанием так называемого сетевого менеджмента.

Получают развитие разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, менеджмент репутации компании, менеджмент лояльности потребителя, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, антикризисное управление и другие. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента имеют в большой мере прикладной характер и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

Общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность органов государственного управления, образовательных, медицинских и других учреждений. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Точно так же, как в коммерческой сфере меняются обстоятельства функционирования любой коммерческой организации (меняются технологии производства, появляются новые товары и услуги, меняются методы управления, распространяются новые социальные технологии и финансовые инновации), так и в деятельности государственных учреждений изменяются обстоятельства их функционирования (меняются цели и приоритеты развития, меняется финансовая среда, появляются новые способы обустройства общественной жизни, изменяются функции деятельности государственных учреждений).

Особенно ярко эти процессы видны на примере России: обстоятельства деятельности многих государственных учреждений за последние несколько лет успели измениться весьма существенным образом. Но и во всем мире условия деятельности государственных учреждений меняются весьма быстро. Так, например, меняются функции государственных учреждений (все большее число прежних функций передается государственным и частным агентствам), меняются методы управления (в деятельность государственных учреждений проникают новые методы и приемы управления, такие, как группы качества, стратегическое планирование, гибкие временные структуры, маркетинг и др.). Менеджмент в передовых государственных учреждениях и организациях общественного сектора характеризуется гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, массовым и постоянным обучением персонала. Обучение в этих организациях рассматривается как особый вид трудовой деятельности. При этом обучение не ограничивается формальными видами: активно применяется обучение в процессе деятельности, в том числе в процессе взаимодействия с внешними организациями и клиентами.

В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения, в частности, развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно внедряются стандарты обслуживания. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд, то есть гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого “продукта”.

Еще одной фундаментальной тенденцией развития современного менеджмента является расширение объектов менеджмента в связи с тем, что современная теория и практика исходит из расширенного представления о сути предприятия и о его границах. Современное представление о предприятии объединяет технологические и ментальные факторы, а также такие явления, как культура предприятия, его институты, когнитивная система, события, опыт других людей и компаний. Все это в современной практике деятельности предприятий становится объектом менеджмента. Другими словами, менеджмент включает в себя сегодня не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие таких институтов внутри организации, как доверие и творческая атмосфера продуктивной групповой работы, развитие организационных связей внутри организации и за ее пределами, развитие инновационной способности микроколлективов, использование опыта других организаций. Другими словами, границы традиционного менеджмента расширяются.

Перспективные направления исследований.
  1. Трансформация функций менеджмента в практике деятельности современных организаций.

  2. Направления развития менеджмента на рубеже XX и XXI столетий.

  3. Трансфер концепций и методов менеджмента из коммерческих организаций в некоммерческие.

  4. Границы предприятия и объекты менеджмента.

  5. Становление и развитие новых технологий менеджмента.

  6. Инновационный характер менеджмента.

  7. Особенности менеджмента в условиях экономики, основанной на знаниях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М., 1995.

  2. Голубев К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации. – СПб., 2003.

  3. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. - М., 2000.

  4. Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. - М., 1996.

  5. Маршев В.И. История управленческой мысли. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. - М.: Дело, 1992.

  7. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. Теория «Z»: Сокр. пер. с англ. - М., 1984.

  8. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

  9. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. — М., 1995.

  10. Теория управления: Учебник/ Под общ. ред. А.Л.Гапоненко и А.П.Панкрухина. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

  11. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. - М.: Республика, 1992.

  12. Управление по результатам: Пер. с финск. - М.: Прогресс, 1993.

©Гапоненко А.Л.

© Барышников Ю.Н.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие и сущность менеджмента. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь

    Реферат >> Менеджмент
    ... специальности «Менеджмент организации» 1.Понятие и сущность менеджмента. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь. Менеджмент - это ... 1903 г. вышла его книга "Цеховой менеджмент", в 1911 г.-"Принципы и методы научного менеджмента". Главное внимание ...
  2. Понятие и сущность управления, его функции

    Реферат >> Маркетинг
    1. Понятие и сущность управления, его функции. Упр.-наука, искусство, функция, процесс. Авторы разделяющих хозяйствующий субъект ... и экономических, как в научном менеджменте, но и социально–психологических методов управления. В конце 50х годов ...
  3. Необходимость и сущность кредита, его функции

    Курсовая работа >> Финансы
    ... основы кредита. 1.1 Сущность кредита и его функции. Кредит - предоставление денег ... внедрению современных технологий и методов передачи информации, обеспечению ... . ЮНИТИ, 2000. Балабанов И. Т., Финансовый менеджмент: учебник. - М.: Финансы и статистика, ...
  4. Сущность менеджмента (4)

    Реферат >> Менеджмент
    Сущность менеджмента Менеджмент - это ... ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент - управление в условиях рынка ... менеджмент", важно уточнить некоторые входящие в его определение положения. Менеджмент ...
  5. Сущность менеджмента (5)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... менеджмента……………………………………...5 Основные принципы и методы менеджмента……………………………..11 Понятие и классификация функций менеджмента……………………….. ... сущности менеджмента. В работе поставлены следующие задачи: понятия, целей, задач, принципов и методов менеджмента ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017950534820557