Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажит...полностью>>
Философия->Реферат
В повседневной речи мы часто встречаемся со словами “высшие человеческие чувства”, “любовь”, как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не п...полностью>>
Философия->Реферат
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только м...полностью>>
Философия->Реферат
Научные разработки российских показывают, что мы живем на рубеже смены огромных по своей продолжительности циклов эволюционного развития биосферы Земл...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Проблема ценностей 4

2. Теория социального действия 5

3.Концепции политических отношений 10

4. «Железная клетка» или трудовая этика 13

5. Факты и последствия 17

ВВЕДЕНИЕ

Выросший в Берлине, Вебер изучал в университете право и эконо­мику. В 1890-х годах он был профес­сором во Фрайбурге и Гейдельберге, но слабое здоровье помешало ему продолжить университетскую карьеру. Однако он нашел в себе силы писать и в 1904-1905 гг. опубликовал одну из самых своих знамени­тых и спорных книг — «Протестан­тскую этику и дух капитализма». Она вышла в виде статьи в немецком журнале Archiv fur Sozialwissenschaft und Sovalpolilik. Вебер принимал участие в издании этого влиятельного журнала и, работая над выработкой редакционной политики и здравой методики общественных исследований, опубликовал в нем ряд своих самых важных очерков по методологии общественных наук. Пример­но в то же время приглашенный произнести речь на научной конфе­ренции, проводившейся в связи со Всемирной Ярмаркой 1904 года в Сент-Луисе, Миссури, Вебер мно­го путешествовал по Соединенным Штатам. Впечатления от этой поезд­ки позволили ему оценить важность бюрократии в современной полити­ке и особенно в современных демократических государствах. Фактичес­ки бюрократия стала одной из его центральных тем.

Когда началась первая мировая война, ему было уже пятьдесят. В этот период он работал администратором в госпитале. Он также сумел завер­шить обширные разделы своего мно­готомного труда «Экономика и об­щество», опубликованного посмер­тно в 1922 голу. Военный опыт укре­пил его во мнении, что политичес­кое и экономическое соперничество превращают человеческое существо­вание в опасную, стимулируемую конфликтами борьбу за власть. В 1919 году он вновь берется преподавать, на этот раз в Мюнхенском универ­ситете. Здесь он прочитал две особен­но примечательные лекции — «По­литика как призвание» и «Наука как призвание». К несчастью, эпидемия инфлюэнцыи, бушевавшая в Европе, не обошла стороной и Мюнхен. В 1920 году она унесла жизнь Вебера.

Вебер умер далеко не убежденный в том, что люди способны най­ти хорошие ответы на множество омрачающих жизнь проблем. Тем не менее он твердо верил в то, что наши шансы возрастут, если мы су­меем лучше понять социальные структуры нашей жизни и поймем, каким образом эти структуры не только создают проблемы, но и могут быть использованы для их разрешения.

1. Проблема ценностей

В своей социологии понимания Вебер не обойти проблему ценностей, в том числе

моральных, политических, эстетических. Речь идет прежде всего о понимании сознательных ус­тановок субъекта на указанные ценности, которые определяют со­держание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований. М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В от­личие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих ука­занные выше ценности как нечто надисторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из

области надисторической переносятся в историю1. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыг­рала важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

2. Теория социального действия

Важнейшей составляющей теории социальго действия является концепция идеальных типов». Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции»2. Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных

типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и лояльности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность опти­мальных общественных состояний — состояний власти, межлично­стного общения, индивидуальго и всеобщего сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпа­дает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему проти­воречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи сис­темы духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Учение Макса Вебера об идеальных типах не потеряло своей ак­туальности. Оно служит для его последователей своеобразной мето­дологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и ор­ганизованностью элементов духовной, материальной и политиче­ской жизни.

2.1. Типы социального действия

М. Вебер выделял следующие типы социального действия: Целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и тради­ционный.

Целерационагьное действие — это когда человек ясно представ­ляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

Ценностно-рациональное действие совершается через сознатель­ную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессозна­тельные психологические импульсы и чувства.

Традиционное действие осуществляется через привычку'.

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерационалъным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержа­нием и механизмом осуществления социального действия. Необхо­димы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоде­лированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми харак­терными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоре­тиков и практиков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет сте­пень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, гак и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационали­зируется образ мышления людей, гак же как и способ их чувство­вания и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссаль­ным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рацио­нальности1.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государ­ство, функционирование которого целиком базируется на рацио­нальном взаимодействии интересов граждан, подчинении их зако­ну, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациоиальных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструк­ции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадаю­щей с социальной действительностью. И все же идея правового го­сударства как рационального сочетания интересов субъектов граж­данского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания как теоретиков, так и практиков.

Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкою круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении

сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина»1.

С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что миро- J воззрение каждого человека связано с «интересами своего класса»2.

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценит учение Маркса о роли эко­номических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал это учение. Он писал:

анализ социальных явлений и культурных процессов под углом 1 зрения их экономической обусловленности и их влияния были при осторожном, свободном от догматизма, применении.

Таков вывод этого глубоко мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием «Объ­ективность социально-научного и социально-политического познания».

Научность и объективность у Вебера не расходятся между со­бой. Ему присущ трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают свое дальнейшее развитие не только в странах Запада.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия Средневековья 5. Средневековая арабоязычная философия 6. Философия эпохи Возрождения 7. Становление науки и проблема человека и общества в философии ... труд Е) мышление 607 М.Вебер и Т. Парсонс, ...
  2. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... . Объектом философии является природа, человек, общество и мышление человека, т.е. мир в целом. Предмет сводится к отношению человека с миром ... модель (Маркс, Вебер)- главная сфера общественной жизни – экономика, материальное производство. Общество и его ...
  3. Человек и общество (5)

    Реферат >> Философия
    РЕФЕРАТ по курсу "Философия" по теме: "Человек и общество" 1. Общественное бытие - материальная сфера ... деятельности. Первый из них — человек и общество в целом как субъект современного ... западными авторами прежде всего М. Веберу, но не Марксу или Ленину ...
  4. Понятие философии как о типе мировоззрения.

    Реферат >> Философия
    ... Философия Просвещения. Немецкая классическая философия. Марксистская философия. План лекции. 1. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 2. Концепция субъекта в философии ... концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) ...
  5. Общество и его социальные институты

    Реферат >> Социология
    ... , в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был ... 1997г 3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество» Москва, Издательство «Просвещение», 1996г. 4. ... демократию выдающийся немецкий социолог М.Вебер и известный американский экономист ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0030031204223633