Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Костенко Ліна.Над шляхом, при долині, біля старого граба,де біла-біла хатка стоїть на самоті,живе там дід та баба, і курочка в них ряба,вона, м...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Стус Василь.Мені зоря сіяла нині вранці,устромлена в вікно. І благодать —така ясна лягла мені на душусумиренну, що я збагнув блаженно:ота зоря ...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Гончар Олесь.У тропічному місті Рангуні, де молоді смаглочолі солдати стоять з автоматами на постах у своїй джунгляній зеленавій одежі, в місті...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Шевчук Валерій.У душі Володимира панував тихий і незвичний спокій. Його радувало все — і горобці в поросі, і дим із димарів, і молодиця з відра...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Книга «Мастерство Пушкина» по-своему уникальна. В советское время заниматься вопросом мастерства писателя считалось формализмом, а это было едва ли не государственным преступлением. Здесь рассматриваются художественные приемы Пушкина.

Томашевский Борис Викторович. Он задумал монографию «Пушкин» в трех томах, но успел написать только 1 том, в 1956 году. Там творческая биография поэта доведена до ссылки. После его смерти его вдова собрала заготовки для 2-го и 3-го томов и издала второй том. Там- отдельные вопросы.

Роман Осипович Якобсон. Некоторые его называли «лингвист №1» в мировом масштабе. Друг Маяковского, участник формальной школы, в начале 20-х он эмигрировал в Чехословакию, а когда пришел Гитлер – эмигрировал в США (т.к. был евреем и был вынужден спасаться). У него нет книги, но есть сборник статей, который называется «Работы по поэтике», М., Прогресс, 1987. Там – три статьи о Пушкине. Ю.М.Лотман - огромного масштаба ученый, со своей точкой зрения на Пушкина, «Биография Пушкина». Пушкинским домом издается 2 серии. Одна из них: «Пушкин. Исследования и материалы». Там – большие монорафические статьи. Другая серия называется «Временник пушкинской комиссии». Временник – старое русское слово, приблизительно соответствующее слову «дневник». Здесь печатаются небольшие сообщения.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПУШКИНА

Пушкин родился в старой дворянской семье, в Москве, гордился своим происхождением, дворянством и говорил, что подлинным судьей в русском языке может быть только человек, родившийся в Москве.

Первый период жизни Пушкина, который охватывает жизнь в Москве, можно обозначить так:

  1. Подготовка к творчеству. 1799-1811. Пушкин принадлежал к необычной семье, родоначальником со стороны матери был Абрам Петрович Ганнибал, африканского происхождения. Он ребенком был привезен в Европу, и будто бы за бочку рому куплен Петром Первым. Мальчик оказался необыкновенно смышленым, Петр его полюбил, послал за границу учиться, сделал генералом, конечно, дворянином, дал ему земли и крепостных. Таков был прадед великого поэта. Первый раз он женился на гречанке, второй раз на немке. Есть серьезная теория, которая достаточно убедительно показывает, что гении рождаются на пересечении наций и социальных положений. На пушкинском времени это хорошо видно – Кюхельбекер – наполовину немец, Вяземский – наполовину англичанин. Эта же теория учит, что на протяжении нескольких поколений накапливается талант, пока в ком-то не просверкает гений. Влияние африканской крови помогла и, конечно, отразилось на необыкновенном темпераменте Пушкина. Была такая книжная лавка Смирдина. Однажды Пушкин с приятелем зашли, не нашли ничего интересного. В дверях столкнулись Булгариным, как звал его Пушкин, «сволочь нашей литературы».

Приятель:

Если к смердину зайдешь, ничего там не найдешь

Ничего себе не купишь.

А Пушкин добавил.

Лишь Булгарина толкнешь

Иль в Булгарина наступишь

Дядя Пушкина, Василий Львович, собрал удивительную библиотеку, известную всей Европе. В 1812 году она сгорела в Москве, и Василий Львович собрал вторую библиотеку. Конечно, почти сплошь французскую. Отец будущего поэта тоже имел прекрасную библиотеку. В доме дяди и отца Александр видел Карамзина и Дмитриева, т.е. крупнейших поэтов своего времени. Он рано начал читать и тут проявилась такая его особенность – прочитанное он запоминал на всю жизнь. Забегая вперед, скажу, что, когда он слушал стихи, то с двух чтений запоминал навсегда. В первые 10 лет своей жизни он прочитал всю французскую литературу, важнейшие произведения древнегреческих и древнеримских писателей во французских переводах, и всю русскую литературу восемнадцатого века. Здесь в его жизни входит Арина Родионовна. Но в основном он рос на руках сперва французских гувернанток, а затем - мужчин гувернеров. Они часто менялись, и я думаю, что описание гувернера Петруши Гринева в чем-то навеяны воспоминаниями Пушкина. Он в пять лет начал писать по-французски, сочинял стихи, эпиграммы. Какую-то пьеску сочинил. Литературные порывы были уже в это время.

Так заканчивается период приготовления к творчеству.

  1. Лицей. 1811-1817. Царское село. Лицеистам его покидать не разрешалось на протяжении всего обучения. Здесь начинается творчество. Это предромантизм, а в рамках предромантизма- легкая поэзия. Из легкой поэзии в лицее Пушкин осваивает лирику. Элегии, дружеские послания, эпиграммы, мадригалы, песни, - вот круг лирических жанров, которые Пушкин освоил в лицее. Он знакомится не только с русской литературной традицией, но и с западно-европейской, и здесь сильное влияние на Пушкина оказал Оссиан, это вымышленный поэт, но он оказал такое влияние на всю литературу, как никто другой. Это романтическая поэзия, баллады северных рыцарей, северных скальтов. Пушкин подражал. И впоследствии, в его первой поэме «Руслан и Людмила» традиция Оссиана сказалась. В лицее выяснилось, что в области литературы Пушкин далеко опередил своих товарищей. Он опередил их во французском языке, хотя все они были из дворянских семей, и, следовательно, прекрасно владели французским, но Пушкина прозвали «Француз» и говорили, что Пушкин говорит не по-французски, а по-парижски. Правда, у него была еще одна кличка- «обезьяна». Вообще Пушкин учился плохо. Его мало интересовали предметы, которым их обучали. А образование им давали энциклопедическое, всестороннее. Однако, можно было и не учиться, но было известно, что в конце их всех расставят по успеваемости и соответственно дадут чины. Был у Пушкина Горчаков, друг, который впоследствии стал канцлером Российской империи. А Пушкин написал в стиховторении, незадолго до выпуска:

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в ассесора.

Он кончил не последним, но в конце списка. В его аттестате было написано: «отличные успехи в фехтовании и танцевании, посредственные в русском языке». Во время занятий Пушкин обычно сидел где-нибудь в конце и сочинял стихи. Но представьте себе, что первые два года учения в лицее не Пушкин был признанным лицейским поэтом, а два других лицеиста.

Первое произведение, дошедшее до нас, Пушкин написал в 1813 году. Оно называется «К Наталье». Это была первая любовь поэта.

В лицее учились шесть лет. Через три года устроили экзамен. Лицейский экзамен мало напоминал современные. Там был пышный зал, никаких билетов, некоторые лицеисты получили задания заранее. Пушкин, например, получил задание написать оду. Он уже был известен как лицейский поэт. На экзамен приехал министр просвещения, граф Разумовский, приехал великий поэт, Державин, родители, родственники воспитанников. Кульминацией оказалось выступление Пушкина. Он потом вспоминал, уже зрелым человеком, как, стоя рядом с Державиным, читал свою оду «Воспоминания в Царском селе». Прошу прочитать. Пушкин подражает Державину, прославляет Россию, императрицу Екатерину Вторую, при которой взошла звезда Державина, прославляет Державина. И Пушкин записал, что, когда он прочитал имя Державина, голос его задрожал. Пушкин прочитал свою оду и убежал в лицейский сад. Державин был потрясен, он сказал: «Вот, кто меня заменит!». Он просил, чтобы Пушкина привели, хотел обнять своего преемника. Пушкин кончает свои записки словами «Меня искали, но не нашли». Еще раз Пушкин вспомнил этот день, когда писал последнюю главу «Евгения Онегина». Он назвал самые важные периоды становления его творчества. И вспомнил о своей музе «И свет ее улыбкой встретил, успех нас белый… старик Державин нас заметил и , в гроб сходя, благословил».

После экзамена состоялся торжесмтвенный обед. И после обеда сказали, надобно запросить документы дипломатические, чтобы Пушкин по ним образовал свой слог, стал дипломатом. Старик Державин дремал, но при этой фразе сказал: «Оставьте его поэтом!».

Вообще образование лицейское было малоудачным. В лицей приняли мальчиков 10-12 лет, а преподавателями им назначили профессоров петербургского университета. Программа была энциклопедическая, и Пушкин имел право сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Но если образование было поставлено не особенно удачно, то воспитание лицеистов было бесподобным. И Пушкин опять имел право сказать: «Куда бы нас не бросила судьбина …отечество нам - Царское село». Какие дружбы там завязались! Князь Горчаков, ставший в конце жизни канцлером Российской империи. Рядом учился И.И.Пущин, друг Пушкина. Пущин занимал комнату №13, а Пушкин - №14.

Этот бесценный друг русского поэта стал декабристом. 14 декабря 1925 года он был на Сенатской площади. Когда восстание было разгромлено, он вернулся домой и ждал ареста. Но совершенно неожиданно к нему пришел Горчаков. Принес ему деньги и заграничный паспорт, чтобы он мог бежать. Он рискнул всем своим будущим, чтобы помочь лицейскому товарищу. А Пущин отказался. Он не хотел, чтобы Горчаков из-за него рисковал своим будущим, и ему было стыдно спасаться, когда товарищи по восстанию останутся и погибнут. И он на 30 лет пошел на каторгу и в ссылку. А после смерти Николая Первого получил свободу и написал воспоминания о Пушкине. Жуковский, Батюшков – крупнейшие поэты этого времени, посещали Пушкина в лицее. Сначала они старались развивать его поэтический дар, а потом увидели, что они ничего не могут дать юному поэту, но им было дорого общение с этим гением. Батюшков к этому времени уже почти не писал, а Жуковский всякий раз читал Пушкину свои новые стихи. Пушкин тут же их рассказывал Жуковскому, запоминая с одного прочтения. Иногда бывало, что, тут же рассказывая наизусть, он одно слово заменит. Тогда Жуковский менял это слово.

Пушкин готовился к новому экзамену Жуковскому и батюшкову. На освоение традиций легкой поэзии, традиций предромантизма. Пушкин пишет послание «городок». В этот раз он для образца взял стихотворение Батюшкова «Мои пенаты», в 316 строк. Пушкин пишет свое послание в 430 строк. Он точно следует образцу Мы говорили, что в ЛП сложился образ героя, который чуждается столицы, двора, читает стихи, живет налоне природы, наслаждается радостями жизни. И в этом, а не в погоне за славой, за богатством, видит смысл творчества. Пушкин в своем послании следует установившейся традиции. Стихотворение написано короткими стихами, трехстопным ямбом. Эти стихи вдвое короче, чем александрийский стих классицизма. А здесь - живой, подвижный разговор. Пушкин создает условный образ. Его герой – в маленьком городке, снял себе неприхотливый домик и там осуществляет идеал легкой поэзии. Центральная, самая большая часть стихотворения, такая – Пушкин перебирает русских и французский поэтов, которые были любимцами его и его современников. Он вспоминает Вольтера, Тассо, Ореоста, Горация, А дальше вспоминает Дмитриева, Карамзина, Крылова, Фонвизина, Княжнина, и каждому дает сжатую юмористическую характеристику. Доходит до своего дядюшки, Василия Львовича Пушкина, известного в ту пору поэта.

Он с удовольствием описывает времяпрепровождение своего героя, его прогулки и мечты, и завершает стихотворение настойчивым приглашением в гости. Но в лицее Пушкин в конце отходит от лирики, обращаясь к поэме, стихотворному эпосу. На протяжении лицейских лет он несколько раз затевал писать поэму, но не был к этому готов. А в конце, в последний лицейский год, затевает поэму Руслан и Людмила и пишет успешно. И это только начало.

Каждый воспитанник получал чин в зависимости от успехов. Чин Пушкина был небольшой, и он все-таки был прикомандирован к министерству иностранных дел. Где-то служить был обязан каждый дворянин.

В 1817 году Пушкин расстается с лицеем. Отсюда он унесет дружбу с Кюхельбекером, Дельвигом. Последнего он вспоминал, умирая. Начинается новый период жизни поэта



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011701583862305