Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Костенко Ліна.Над шляхом, при долині, біля старого граба,де біла-біла хатка стоїть на самоті,живе там дід та баба, і курочка в них ряба,вона, м...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Стус Василь.Мені зоря сіяла нині вранці,устромлена в вікно. І благодать —така ясна лягла мені на душусумиренну, що я збагнув блаженно:ота зоря ...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Гончар Олесь.У тропічному місті Рангуні, де молоді смаглочолі солдати стоять з автоматами на постах у своїй джунгляній зеленавій одежі, в місті...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Шевчук Валерій.У душі Володимира панував тихий і незвичний спокій. Його радувало все — і горобці в поросі, і дим із димарів, і молодиця з відра...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

И замечание о Софье было учтено. Была изумительная актриса, Вера Федоровна Коммисаржевская. Ее называли «чайка русской сцены». У нее была своя тема, которая прошла через все ее творчество: тема борьбы женщины за достойное место в общественной жизни, за равноправие с мужчинами. У нее был свой театр, и она поставила «Горе от ума» так, что ее Софья затмила и Чацкого, и Фамусова. Чацкий полюбил ее до отъезда. Потом уехал и забыл. «Три года не писал двух слов и грянул вдруг как с облаков». И она глубоко оскорблена – если он три года вести не подавал, а она расспрашивала о нем – неужели он думает, что она его простит. И потом она узнает, что Молчалин ее не любит (в четвертом акте). И она оскорблена и в этой любви. В ее исполнении Софья была трагической героиней, комедия «Горе от ума» превращалось в трагедию.

Мы не можем ответить, как получилось, что Грибоедов остался автором одного произведения. У него, конечно, есть 10 комедий, переведенных с французского, но это не идет ни в какое сравнение с «Горе от ума». Есть пара десятков стихотворений.

Грибоедов – великий поэт, соотносимый с Пушкиным, Лермонтовым. Но великий поэт – это непременно человек высоко эмоциональный, со страстным темпераментом. Таким был Грибоедов. Грибоедов был человек замкнутый, воспоминаний о нем мало осталось, но несколько ярких характеристик человеческого облика этого великого поэта до нас дошло. Вот, 1813 год. Война с Наполеоном, полк Грибоедова несколько дней стоит в Львове. Львовский губернатор дает бал офицерам русской армии. Приглашаются чиновники, высший состав офицерства. А Грибоедов молод, только вступил в армию, и приглашения не получил.

Вечер. Разгар бала. И вот Грибоедов на лошади въезжает во дворец губернаторский, по мраморной лестнице на лошади въезжает на второй этаж. А на втором этаже – бальный зал. И на лошади, посреди бальных танцев, въезжает в зал.

Степан Бегичев, верный друг Грибоедова, описал этот эпизод в воспоминаниях.

Уже после войны, в Петербурге, в 1817 году, у Грибоедова был друг, аристократ, граф Завадовский. В это время в Петербурге кружила головы молодежи девушка, недавно окончившая балетное училище, Авдотья Истомина. Она танцевала в балетах на сюжеты Пушкина. Пушкин воспел ее в 1-й главе романа Евгений Онегин: «Блистательна, полувоздушна…». Завадовский увлекся Истоминой, у нее был роман с Шереметьевым. И вдруг Грибоедов узнает, что Истомина с Шереметьевым поссорились, и она переехала к себе. Грибоедов ее подстерег, когда она после репетиции возвращалась домой, усадил в свои сани и отвез к Завадовскому, у которого она и осталась. Шереметьев вызвал на дуэль Завадовского. Вызов отвез Якубович, который был знаменитостью. Якубовичу не понравилась роль Грибоедова, она отвез вызов и сам вызвал на дуэль Грибоедова. Состоялась дуэль-каре. Первыми стрелялись Шереметьев и Завадовский, Шереметьев был смертельно ранен. Тогда чаще всего стреляли в живот, а дуэльный пистолет был страшным оружием. Грибоедов отказался от дуэли.

Это было позором. В России пользовались французским дуэльным кодексом. Особый позор – отказ от вызова под дулом пистолета.

Якубович уехал на Кавказ. Через год - и Г. Итак – дуэль. По требованию Якубовича – на 6 шагах. Первым стрелял Грибоедов. Дуэльный кодекс запрещал стрелять в сторону или вверх – это читалось оскорблением. Грибоедов выстрелил так, что пуля только задела голову Якубовича, его контузило. Якубович воскликнул: он хотел меня убить! И , обозлившись, выстрелил в кисть правой руки Грибоедова. Грибоедов был пианист и Якубович наказал его.

Сохроанилось письмо, написанное им из Тифлиса, где он описывает свою женитьбу. Пишут, как обедал в гостеприимном доме князя Чарчавадзе, как шутил с Ниной, как в нем поднялась страсть, кинулся к Нине, увлек ее из-за стола в соседнюю комнату. Дальше следует такая метафора: «Я повис на ее губах.». Он объявил, что они договорились и просят благословения.

Так как ему нужно был уезжать в Тегеран (он и так тянул с отъездом), то свадьба состоялась в самый близкий срок – через несколько дней.

ГОРЕ ОТ УМА

Мы не можем точно сказать, когда возник замысел «Горя от ума». Есть свидетельства, что во время войны, есть свидетельства более раннего плана комедии. Есть такое свидетельство Грибоедова, что первоначально он задумал свое произведение, как трагедию. Это глухое произведение, он не говорил прямо – «трагедия», он сказал, что замысел был более высок. Но когда начал работать, то понял, что цензура такую пьесу не пропустит, и потому начал писать комедию . И судьба его комедии оказалась так же драматична, как вся жизнь. Он приезжал в Москву, видел московские типы и пасил свою комедию, так сказать, с натуры. А потом обрабатывал или прерывал на какой-то период работу. И вот он в гостях у Бегичева с конце 21-го года до начала 22-го работает над комедией. Потом уезжает в Москву, осенью 23-го года завершает свою работу. Где-то он находит переписчика, автограф свой (рукопись авторскую) оставляет Бегичеву. А список писарский берет с собой, чтобы отдать в цензуру. Грибоедов мечтает увидеть свою комедию в печати и на сцене в театре, и с этим уезжает. А по дороге думает, правит комедию, и особенно правит рифмы. И этот несколько правленый список дает цензуре. Цензура разщрешения не дает. У Грибоедов был друг и родственник Александр Жандер. Он был крупным чиновником. Грибоедов дал список Жандру и разрешил, чтобы чиновники Жандра сделали много списков и распространяли их. А по их собственным словам жандровские чиновники обогатились: они делали много списков и продавали их. Уже с проданных списков новые владельцы делали новые списки и.т.п.

Комедия разлетелась по России: по приблизительным оценкам – несколько сот.. Один из них находится в ГАСО. (Гос архив смол области).

Он взял список Жандра, список, который представлял в цензуре, взял с собой.

Затем его отправили послом. Автограф с исправлениями оставил Жандру. По дороге в Закавказье продолжал работать над Гоер от ума по тому списку, котоырй взял. И этот список, третий, он оставил перед самым отъездом Фаддею Булгарину.

Фаддей Булгарин – кто он? Было несколько журналистов – Булгарин, Креч, Синьковский. Пушкин их называл коротко – сволочь нашей литературы. Булгарин был тайным агентом корпуса жандармов. Начальник - Беккендорф, Дуббельт. Булгнарин тайно доносил Б и Г а явно издавал газету и журнал ( там названия немного м енялись), которые имели большой успех у читателей, т.к. там появлялись политические известия. . И Булгарин доносил на Пушкина, Некрасова и.т.п., но Грибоедов с ним дружил. И оставил ему Горе от ума с надписью: Горе мое поручаю булгарину. Верный друг Грибоедов.

Бегичев, Жандр, Булгарин сохранили автографы. И сегодныя известны музейный автграф (самый ранний дошедший до нас, Бегичев передал в музей), Жандровский автограф.

Для нас важен олригинальный текст. Анпример: Чайкий там пишется через «д». Это след предварительного замысла, что Чаадаев – прообраз Чацкого. Конечно, не один Чаадаев – Чайкий вобрал в себя особенности Катенина, литератора, переводчика (перевел «Сида» Корнеля): и Пушкин написал: «Там наш катенин воскресил Корнеля). Это был храбрый гусарский офицер, который после войны оказал значительное влияние на Пушкина, сблизился с ним, Пушкин его так высоко ценил, как мало кого.

Однажды Пушкин пришел к катенину (Пушкину было 15-16), а тогда молодые щеголи непременно ходили с троситью. Пушкин пришел к Катенину, протянул ему трость и сказал: побей, но выучи! Он повторил слова одного древнегреческого философа. А Катенин ответил: ученого учить – портить.

По приказу царя Катенин был выслан из Петербурга за «за шиканье на театре». У театральных завсегдатаев был дурной обычай – шумно выражать свое отношение к актерам и особенно к актрисам. Если нравились – аплодировали и одаривали. Если нет – свистели в специальные свистки на весь театр, срывая спектакль.ю Правительство запретило ходить в театр со свитсками. Тогда просто шикали. А Катенин шикал актрисе которая состяла любовницей генерал-губернатора Петербурга. Это был политический акт. Александр первый поступил с ним как с политическим недругом- велел жить в своем имении. И тем самым спас его от каторги – когда произошло восстание декабристов, Катенина не было в Петербурге, а он бы непременно там был бы. И катенин вместе с Грибоедовым, Пушкиным, оказался декабристом без декабря.

А Герцен о Чайком написал : «Чацкий – декабрист».

Мейерхольд ставил по оригиналу Грибоедвова и на афише стояло: «Горе уму». Мейерхольд ставил по оригиналу Грибоедвова и на афише стояло: «Горе уму».

В конце 24-го года Булнарин смог напечатаь большой отрывок из комедии. Но мечта увидеть комедию на суене и в печати не сбылась.

Булгарин был предан Грибоедову по-собачьи. И есть намеки в мемуарах современников, что у Грибоедов был далеко зашедший роман с женой Булгарина.

В 1833 году (через 4 года после смерти Грибоедова) было дано цензурное разрешение на публикацию комедии, но с большими купюрами (от фр.купэ – резать).

1852-м цензура дала разрешение на постановку Горя от ума. Тогда существовало только 2 гос.театра (императорские театры). Александрийский - в Петербурге и малый – в Москве. В них было разрешено ставить комедию с теми купюрами ,которые были обозначены цензурой. В 58-м Впервые горе от ума было напечатано полностью за границей (т.е. вне действия цензуры). И после отмены крепостного права в 1862 году горе от ума полностью было поставлено в Россию .

  1. Эстетическая и жанровая природа.

В «Горе от ума» мы находим сложную структуру художественных признаков, художественных приемов. В ней очень четко просматривается уровень классицизма. Это самый глубокий уровень. Грибоедов принадлежал к младшим архаистам. К писателям, которые в значительной мере ориентировались на наследие классицизма. Конечно, классицизм остался в 18 веке, в 19 веке торжествовал предромантизм, и создать произведение классицистического стиля было невозможно. Но память классицизма, его следы, веяния в произведениях Грибоедова ясно ощущаются.

Согласно традициям классицизма в драматическом произведении должно соблюдаться единство места. Открывается занавес спектакля - перед нами дом Фамусова. Так, все действие происходит в доме Фамусова. Таким образом, единство места в комедии соблюдено. Классицизм требовал единства времени – действие должно укладываться в течение суток. Вспоминаем комедию: открывается занавес – раннее утро в доме Фамусова. Появляется Чацкий: «Чуть свет уж на ногах\ И я у ваших ног!». Окончание: прошел бал, пустеет вестибюль, не могут найти карету Чацкого, почему он и задержался. Между ним, Софьей и Молчалиным драматическая развязка и последние слова Чацкого: «Пойду искать по свету\ Где оскорбленному есть чувству уголок». А время показано, до Чацкого Репетилов говорит «А время уж идет к рассвету». Таким образом, действие охватывает почти сутки. Единство времени точно соблюдено. Третье единство – единство действия: одна фабульная линия. Грибоедов точно это выдерживает. Есть героиня, которую зовут Софья (имя тоже прилетело из классицизма, мы можем вспомнить Софью Фонвизина) и фабула строится так, что на протяжении всей комедии идет борьба за руку Софьи. Три претендента. Если помните, у Фонвизина также три претендента. В произведении классицизма обычно - значащие имена. Их мы видим и у Грибоедов: главный герой – Чацкий, это имя намекает на прообраз, на Чаадаева. Героиня – Софья, имя по-древнегречески «мудрость», Фамусов – слово означающее молву, сплетню. Скалозуб - так же неприятная фамилия. Репетилов – от фр. «репете» – повторять. Он болтун и все время, не закрывая рта, болтает. Старуха Хлестова, Молчалин.

Что более важно - Грибоедов соблюдает традиционные амплуа. По-русски его можно традиционно перевести словом «роль». Драматурги не придумывали все каждый раз заново: должен быть герой, героиня, наперстница (в комедии – Лиза), у героя должен быть соперник, у героини – отец (так же традиционное амплуа), у которого нужно добиться разрешения на свадьбу. Таким образом, Грибоедов соблюдает распределение амплуа, свойственное классицизму. Есть еще достаточно забавные признаки классицизма. Так, классицизма учил, что каждое действие должно оканчиваться репликой под занавес. йДолжна быть какая-то или остроумная реплика, или трагическая, но обязательно такая, которая вызовет аплодисменты публики. Вот, первое действие, завязка перед нами. Фамусов уже опасается, что появился Чацкий, соперник в чувствах его дочери, которую он хочет выдать за Скалозуба. И Фамусов, взволнованный, восклицает: «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!».

Есть и отличия от классицизма. И прежде всего бросается в глаза количество действий. В комедии классицизма непременно пять действий. Или три, или одно, но непременно – ассиметричны. Первое действие – завязка, последнее- развязка. А Грибоедов в сущности не дает развязки. Если суть действия в том, кто ставит мужем Софьи, что мы знаем, когда действие кончается? Мы не знаем, за кого она вышла замуж и вышла ли. Могу сказать, что в нач.20 века – конце 19 века появилось не менее 15 развязок комедии. И это свидетельствует об открытости фабулы. Тоже мы можем увидеть в «Кому на Руси жить хорошо», «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Василии Теркине». . Это важный признак реалистического произведения- оно как бы открыто в жизнь. Писатель словно не хочет расставлять все вехи. Как жизнь бесконечна, так и произведение, оно кончается, но кончается без развязки.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010890960693359