Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Рассказ
Пожилой пассажир, сидевший у одного из северных окон неумолимо мчавшего вагона, рядом с пустым сиденьем и лицом к двум другим, тоже пустым, был никто ...полностью>>
Литература и русский язык->Рассказ
Дверь наконец уступила. Там, на койке, уже ждал адвокат -- сидел, погруженный по плечи в раздумье, без фрака (забытого на венском стуле в зале суда, -...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Некрасов Николай.В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбищ...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Некрасов Николай.Княгиня ТрубецкаяЗимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый гра...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Живет чиновник Петербургский, Петр Петрович Бурдюков, типичный взяточник, карьерист. И мечтает получить Владимира Третьей степени. Умирает его тетушка, оставляет большое наследство. Завещание написано в его пользу. Но вот беда – это завещание подписано вместо имени тетушки Евдокия словом Обмакни. И брат Петра Петровича, Христофор Петрович, приезжает из Тамбова в Петербург, чтобы отсудить наследство себе, брата, Петра Петровича, обвинить в уголовном преступлении – подделке завещания, и завязывается очень острый конфликт. И у того и у другого – свои сторонники. В том числе некая пожилая дама, Марья Александровна, у которой своя забота – сын, Михаил Андреевич, он полюбил бедную девушку, мечтает на ней жениться, а мать ни за что не хочет этого допустить, и она находит проходимца, который берется за деньги скомпрометировать эту девушку в глазах жениха. Вторая сюжетная линия в сущности не пересекается с первой.

Когда Гоголь понял, что не будет дописывать «Владимир Третьей степени», он выкроил четыре сцены, которые ему было жаль выбрасывать. Кроме того, сохранилось письмо Михаила Семеновича Щепкина, артиста, друга Гоголя, с которого начался реализм на русской сцене. Так вот, сохранилось письмо, какую замечательную заключительную сцену написал Гоголь для своей комедии. Петр Петрович Бурдюков, не дождавшийся Владимира Третьей степени, сидит у себя дома перед зеркалом, в чиновничьем мундире, и любуется орденом Владимира Третьей степени, который существует только в его воображении. Он сошел с ума, да так сошел с ума, что уже считает себя Владимиром Третьей степени – гротеск, полное искажение действительности. И Щепкин пишет приятелю, с каким нетерпением он ждет возможности сыграть Бурдюкова и эту заключительную сцену. К сожалению, Щепкину никогда не пришлось играть в этой комедии.

У Гоголя есть письмо, в котором он говорит, что теперь он пишет комедию, с «сюжетом, которым и квартальный не мог бы обидеться». Комедия называется «Женихи». Скорее все-таки по цензурным соображениям Гоголь оставил «Владимира Третьей степени». Потому что больше никогда в жизни пьес о жизни столицы он не писал. Дело в том, что цензура по-разному относилась к изображению столицы и провинций – изображение плохого в столице вызывало грустные мысли о всей империи, в провинции – нет. Следующая комедия – «Женихи». Действие происходит в провинциальном городе, есть невеста и несколько претендентов на ее руку. Невеста – купеческая дочь, у нее богатое приданое. Но и эту комедию Гоголь оставил на половине работы Тут легче сказать причину. Так как намечены характеры – они очень прямолинейны и примитивны, а гоголь очень быстро творчески рос, и, видимо, не успев написать эту комедию, он уже в ней разочаровался.

В это время, 35-й год, Гоголь испытывает судьбу на поприще профессора всеобщей истории и одновременно он задумывает трагедию из английской истории под названием «Альфред». Образцом ему служит Шекспир, первые два акта были почти готовы. Но в амплуа профессора Гоголь потерпел неудачу, он оставил всеобщую историю и оставил своего «Альфреда». Он берется за драму из украинской истории – то, что ему ближе. Однако драма у него не пошла. Он все-таки комедиограф, он почувствовал это, оставил «Альфредо», драму из украинской истории, и возвращается к жанру комедии. Работает над комедией «Игроки». Сюжет комедии прост – есть шулер, который останавливается в гостинице, чтобы подловить какого-нибудь простофилю-помещика с деньгами и обчистить его. А тут ему так повезло, что целая компания помещиков – трое. И он садится с ними играть. И на его беду оказывается, что они тоже шулера. На сюжете обманутого обманщика строится эта комедия. Но дописал ее Гоголь позже. А сейчас – как раз Пушкин дал ему сюжет «Ревизора» и он создает первую редакцию «Ревизора» - первое драматическое произведение, которое Гоголь завершил. Начал он в 35-м году, завершил в 36-м.

  1. «Ревизор» Гоголь намеренно погружает в глухую провинцию: «три года скачи – отсюда до границы все равно не доскачешь» - чтобы исключить цензурные придирки. «Ревизор» не только одно из величайших произведений русской драматургии, но и мировой. Это слова иностранных драматургов. Джон Пристли, 1п 20 века, например.»Он пришел» и «Время и семья Конвей». Пристли написал, что учился на «Ревизоре» Гоголя, и «Он пришел» в некотором отношении напоминает «Ревизора». «Ревизор» - пьеса совершенная. Завязка намечена в первой реплике комедии. Открывается занавес, комната в доме городничего, городничий, чиновники, которых он пригласил, и первая его фраза: «Я пригласил вас господа для того, чтобы сообщить пренеприятное известие – к нам едет ревизор», чиновники в испуге – и пошло действие. И здесь Гоголь выступает безукоризненным мастером, он овладел драматургическим искусством, комедия держится на сложной фабуле, происходит много перипетий. Казалось бы, уже она подходит к концу, уже выяснилось, что Хлестаков – самозванец, уже чиновники пережили и насмешки Хлестакова, и с облегчением вздохнули, и вот последняя фраза: появляется жандарм и докладывает городничему: «Чиновник, по высочайшему повелению явившийся из Петербурга, требует вас немедленно к себе». В комедии очень важны мотивировки. Как могло случиться, что какой-то Хлестаков, щелкопер, совсем молодой, был принят за важного ревизора из Петербурга да еще и городничим, который гордится тем, что сколько он ни нарушал законы, ни разу не попался, и даже двух губернаторов обманул. Гоголь это мотивирует строго: он показывает, что эти чиновники так погрязли в казнокрадстве, взяточничестве, что смертельно испугались. И уже не смотрят ни на возраст Хлестакова, ни на поведение его. У них задача – принять его, напоить до пьяна, под видом дачи взаймы сунуть ему побольше денег и выпроводить из своего города.

Откуда сюжет комедии? Когда Пушкин ездил по местам пугачевского восстания, в одном городке был принят за ревизора. Гоголь создает гротеск и вместе с тем заботится от правдоподобии, о мотивировке событий и характеров. Комедия стала произведением большой обличительной силы. В воспоминаниях современников рассказывается, что на премьере присутствовал Николай Первый. И смеялся, и аплодировал. А по окончании спектакля сказал: «Всем досталось, а мне больше всех». А когда позже в губернии одной его знакомили с чиновниками он сказал – а я этих господ знаю. Он сказал позже – а я их знаю по «Ревизору» господина Гоголя. У Гоголя были свои средства, с помощью которых он пытался убежить зрителей, читателей, с помощью которых он стремился убедить читателейц в типичности своих комедий. У Гоголя было любимое имя – Иван. В «Ревизоре» - Иван Кузьмич Шпейсер и.т.п. Наряду с этим есть и такие фамилии, как ДержиМорда.

  1. О том, что такое юмор написано много и очень умными людьми. У Анри Бергсона, который опирается и на примеры из Гоголя. Его идея: юмор заключается в том, что писатель низводит человека с его положения самого высокого в мире». А писатель наделяет его свойствами либо животного, либо механизма. Развенчивает его положение. Это – основной принцип юмора. Один из приемов низведения человека с его высокой позиции – удвоение. Человек, каждый из нас, единственен и неповторим. Если писатель вводит пару, он тем самым уже снижает человека. «Повесть о том ,как поссорились…» - это сопоставление проходит через всю повесть. В «Ревизоре» действует Петр Иванович Бобчинский и Добчинский. Это уже наполовину марионетки – никакой человеческой индивидуальности у них нет.

Другой важный прием снижения персонажа – изображение человека с поврежденной психикой. Изображение уже неполноценного человека. Или человека, вроде нормального – Хлестаков, ничего не понимая, пускается во все тяжкие,пускается за женой Антоновича Антоновича, городничего. А умный Осип наблюдает за этим и говорит своему барину, что нужно уезжать из этого города как можно быстрее, пока их не разоблачили. Городничий очень умен, он пройдоха, но под влиянием страха и он теряется, теряет человеческий облик, узнает о том, что приехал ревизор и в ужасе перечисляет свои грешки и в том числе, что приказал высечь унтер-офицерскую вдову. А когда появляется «ревизор», - городничий говорит: «вам доложили, что по моему приказу высечена унтер-офицерская вдова, так вы не верьте, это она сама себя высекла!».

Бергсон показывает, что чем внезапнее переход от человеческого к низкому, тем сильнее юмор. И Гоголь знал это своей гениальной интуицией – он завершает свою комедию немой сценой. Вот является жанрдарм, докладывает, что приехал из Петербурга чиновник. И Гоголь описывает, что из груди всех чиновников вырывается крик и они застывают в нелепых позах, в которых их застал жандарм.

Немую сцену смог поставить только Мейерхольд.

  1. «Ревизор» – один из 3 столпов, на которых держится здание русского театра (Еще «Недоросль» и «Горе от ума». На этих трех китах – театр Островского.

Гоголь возвращается к «Игрокам», оканчивает эту комедию, совершенно без соц.смысла. Он возвращается к комедии «Женихи», создает, дорабатывает ее, получая превосходную комедию «Женитьба». 1842:Гоголь пишет и печатает пьесу «Театральный разъезд после представления новой комедии». Прошло 3 года после «Ревизора» и Гоголь подводит итоги. Открывается занавес, зрители видят фойе, где стоит автор и слушает, как публика воспринимает идущую пьесу. Спектакль кончается, публика выходит, автор прислоняется к колонне и слушает. Речь, конечно, о тех оценках «Ревизора», которые Гоголь слышал и видел в печати. Перед автором проходит множество лиц, пара аристократов, офицеры, чиновник,2 бекеши,Автор разочарован – ничего не слышно о пьесе.

Идут двое. И от них – разумные речи. Кто хвалит, кто спорит, но в общем оценки доброжелателные.

Гоголь удивлен, что никто не увидел положительного лица в пьесе - смеха. Высмеивая, он стремится излечить. Здесь заканчивается центральный период творчества Гоголья: 35-42годы. В драматургии Гоголя наступает длительный перерыв, через 4 года он пишет одноактную сценку под названием «Развязка Ревизора». Вслед – еще одноактную пьесу «Дополнение к «Развязке «Ревизора»». В дорев.театре был обычай устраивать для актеров бенефисы. В течение каждого сезона – 1 бенефис, весь сбор – актеру. Но в бенефисы полагалось ставить пьесу, которую еще нигде не ставили. Щепкин попросил о пьесе Гоголя. Тот написал развязку ревизора. Щепкин отказался ставить эту сцену в бенефис. Обычно Ревизора заканчивали приездом настоящего ревизора.

Гоголь сетует, что никто не понял ,что Город, изображенный в пьесе, не существует в России. Город – наша душа. Чиновники – наши низменные страстишки, Хлестаков – нечитсый дух, искушающий, Ревизор – совесть. Гоголь придает своей комедии мистическое значение, наст.ревизор – Бог. У такой трактовки большая история, она восходит к Блаженному Августину, одному из отцов церкви, одному из 1 христиан, он жил 4-5в.н.э., его книга – «Исповедь».

Незадолго до смерти он написал трактат «О граде Божьем». Там он и говорит о том, что задача каждого из нас – строить в своей душе град Божий. Мысль Баевского: комедию можно понимать и так и так.

Западники и славянофилы.

1.Лит.

2.Зап.

3.Славянофилы.

Источники:

Киреевский Иван Васильевич «Критика и эстетика», М., 1979г.

Аксаков Константин Сергеевич «Литературная критика», М., 1981.

Пособия:

Василий Иванович Кулешов : 1) «Славянофилы и рус.лит» М., 1976.

2)»Лит.взгляды и творчество славянофилов» М., 1978.

2. Западники:

Философическиое письмо Чаадаева вызвало кристаллизацию общественных взглядов в образованном русском обществе. Некоторые считают, что с Чаадаева, западников и славянофилов началась русская интеллигенция. Статья Чаадаева заставила каждого задуматься над судьбами своей родины, принять их близко к сердцу. Историософские взгляды Чаадаева были предопределены положением России между Европой и Азией, Западом и Востоком. Нужно было ответить на вопрос – хорошо или плохо поступил Петр1, повернув Россию на европейски путь.

Очевидно, что стали развиваться науки и.т.п., возникло дворянство, привелегированный класс служилых людей, который как-то сразу стал особым народом в русском народе, даже язык свой – французский. Достижения Петровы - дорогой ценой. Как взвесить и на каких весах?

Об этом и спорили славянофилы с западниками.

Западники: Герцен, Огарев, Белинский, Анненков, Тургенев И.С, Сергей Тимофеевич Грановский, Михаил Бакунин.

Вскоре выяснилось, что по политическим взглядам они не едины. Они ориентировались на Запад, то есть в истории русской выделяли 2 события: принятие христианства и петровские реформы в 18веке. Западники считали, что плохо, что Русь приняла христианство не из Европы, а из Византии – на Руси – православие, на Западе – католицизм. Поэтому русская культура была отделена от западноевропейской культуры.

По политическим взглядам западниуи разделились в 1840.

Стало ясно, что Герцен с Огаревым – революционеры, Бакунин – революционер, а Грановский, Тургенев, Анненков – либералы-постепеновцы. Белинский занимал промежуточное положение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014638900756836