Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
Бертольт Брехт (10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фа...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Мовознавство, як майже й кожна наука, має свою тривалу і повчальну історію. Уже в стародавніх переказах, легендах, міфах відбивається інтерес людини д...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает много- и разнообразие его дефиниций, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчив...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
...На вокзале встретились два приятеля — толстый и тонкий. Они взволнованно вспоминают дни детства, гимназию, рассказывают друг другу, кто как живет. ...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Но в Риме Гоголь с самого начала все переделал, он не оставил тех, ПЕРВЫХ глав, что унес с собой в могилу Пушкин.

Рим.

Гоголь снимал комнату, у стены стояла кровать, посреди – кругый стол, у стены – скромный диван, шкаф и бюро. До революции такие бюро были распространены. И Гоголь писал за этим бюро, стоя.

А Анненков сидел за столом, когда приходил к Гоголю. И вот перед Анненковым лежит бумага, и Гоголь с черновиков диктует ему текст мертвых душ. Анненков первым узнавал текст мертвых душ, и понимал, что он узнает.

Гоголь, - рассказывает Анненков, - диктовал медленно, торжественным тоном, - Гоголь тоже понимал, что он диктует. Иногда Гоголь отвлекался и заговаривал с Анненковым о постороннем. В это время он говорил самым обычным тоном. А когда возвращался к работе – начинал точно с того места, с которого начинал диктовку и снова переходил на высокий торжественный тон. И при описании сада Плюшкина Анненков не выдержал и сказал: «Николай Васильевич, это гениально!» а Гоголь ответил: «Павел Васильевич, и все остальное не хуже».

Гоголь всю жизнь был скитальцем. У него не было семьи, не было своего дома. В Риме, в Германии, в Париже…

Он писал «Мертвые души» и только когда закончил первый том, отправился в Россию, чтобы провести «Мертвые Души» через цензуру. Он предвидел цензурные затруднения и не ошибся.

Хотя Гоголь был человек благонамеренный с точки зрения правительства – все равно некоторые вещи…

Гоголь сам выбрал цензора – Микитенко, который к нему хорошо относился. Но были затруднения.

Главных затруднений было два. Во-первых, цензуру не устроило название гоголевского труда. Мы произносим «мертвые души» - и все. А в 19 веке Гоголю сказали, что мертвых душ не бывает, с точки зрения Церкви душа бессмертна. Поэтому название «Мертвые души» было запрещено. А для Гоголя оно было необыкновенно важным, потому что для него это был силлепс. Силлепс – это такой стилистический прием, когда в слове просвечивают два или больше значения, одно сквозь другое.

В гоголевской поэме души имеются ввиду как крепостные крестьяне. Так их называли. Но сквозь эту тему просвечивает другая - именно человеческая душа. Гоголь хотел чтобы читатели одновременно воспринимали оба значения слова душа.

Поэтому он никак не мог отказаться от такого названия. И он придумал выход. Часто публикуют переплет первых изданий мертвых душ. А с тех пор и вплоть до наших дней внимательные издатели таким образом печатают название. Гоголь дал цензурное название «Похождения Чичикова». В первом издании оно было напечатано мелким шрифтом вверху. А ниже, крупным шрифтом было напечатано «Или мертвые души» - уже не заглавие, а подзаголовок.

Второе препятствие: Гоголь в поэму ввел повесть о Капитане Копейкине, герое войны 1812 года, который был незаслуженно лишен пенсии, и никак не мог добиться правды. Тогда он создал разбойничью шайку, и стал разбоем добиваться правды. Ясно, что такой текст цензура не пропустила, и Гоголю пришлось сильно смягчить текст – разбоя там уже не было.

Теперь, читая «Мертвые души» - читается первоначальный текст, а переработка обычно дается в переложении.

Как бы то ни было, в 1842 году первый том «Мертвых душ» выходит в свет. В 42-м году выходит в свет и четырехтомное собрание сочинений Гоголя – первое собрание его сочинений. И там четвертый том – «Мертвые души».

«Мертвые души» вызвали большой переполох в литературе. Критики реакционного настроения осудили поэму, они сочли ее карикатурой на русскую жизнь. Славянофилы, поклонники Древней Руси и противники Запада, объявили «мертвые души» русской «Илиадой».

Разумеется, обе эти точки зрения были крайностными и мало соответствовали истине. Наиболее объективную оценку дал Белинский. Он очень высоко оценил гоголевскую поэму, восхищался тем, как Гоголь изображает русскую жизнь, но высказал ряд довольно серьезных замечаний.

Он критиковал некоторые места в некоторых лирических отступлениях. Там, где Гоголь некритически воспевает Русь, Россию, где он насмехается над Западом, то есть Белинский отметил те места, где Гоголь изменил себе, где он отступил от своего объективного критического взгляда в сторону безудержного восхваления.

Во всяком случае, «Ревизор» 35-36-го года и «Мертвые души» 42-го года прочно закрепили авторитет Гоголя-писателя как крупнейшего преемника Пушкина.

Эти годы, с 35 по 42-й в научной литературе (в биографиях Гоголя) иногда называют годами кризиса. В древнегреческом языке слово «кризис» означало «важный перелом», без отрицательной коннотации.

В эти годы он выдвинулся на первое место в русской литературе в ее золотой век. Уже с сорокового года он начал работать над вторым томом.

Но работа у Гоголя не пошла. Не то, что он не писал, но он оставался обычно недоволен написанным, снова и снова переделывал, к сорок пятому году закончил второй том. И сжег.

В деталях работа Гоголя над вторым томом неизвестна, но общее положение именно такое. Уже он познакомил со вторым томом нескольких своих друзей, в первую очередь С.Т.Аксакова.

В чем же дело? После кризиса Гоголь выступает перед нами на арене жизни обновленным. У него было очень хрупкое сознание. Ему были тяжелы нападки критики. Сначала – на «Ревизора», а потом на «Мертвые души». Ему было больно слушать, читать осуждение своих сограждан. Он-то надеялся, что он идет к славе.

Гоголь впадает в религиозное самоистязание. Он считает, что он плохо выполняет заветы Христа, учение православной Церкви, с этой точки зрения уже для него плох «Ревизор», плох первый том «Мертвых Душ», уже он их осуждает, он ими недоволен.

Гоголь попал под влияние нескольких религиозных фанатиков, которые его погубили.

Один из них – отец Матфей.

Его письма к Гоголю не сохранились, но можно о них отчасти судить по письмам Гоголя к отцу Матфея. Отец Матфей требовал от Гоголя, чтобы тот отрекся от Пушкина. То есть он в значительной степени сломал нравственный мир Гоголя. А Гоголь ему пламенно верил.

Потерпев неудачу со вторым томом «Мертвых душ», Гоголь не отложил вообще мечту завершить «Мертвые души», но отложил временно. И начал отчасти писать, отчасти составлять удивительную книгу: «Выбранные места из переписки с друзьями».

Наполовину это действительно письма, которые ему писались и письма, которые он писал. Гоголь отобрал письма религиозного, нравственного содержания.

А отчасти это была книга статей самого Гоголя, где он проповедовал, учил жить. У этой книги печальная судьба – она вышла в свет в 1847 году и на Гоголя обрушились нападки даже самых близких его друзей: Сергея Тимофеевича Аксакова, Михаила Семеновича Щепкина.

А в защиту Гоголя выступили только самые реакционеры, которые стремились выслужиться перед Николаем Первым.

На протяжении 19 века в трудах либеральных критиков и ученых эта книга объективной оценки не получила. В советское время и говорить нечего. Ее просто не печатали, не изучали, ее опубликовали только в полном собрании сочинений Гоголя, а в других собраниях сочинений печатали 2-3 статьи, которые не имели политического и религиозного направления.

Сейчас положение поменялось. Некоторые горячие головы превозносят «Выбранные места…» выше «Ревизора» и «Мертвых душ». Но нужен объективный анализ. Объективный анализ этой книге дать очень трудно –она очень противоречива. Первое, что можно сказать - это очень значительная книга.

Гоголь стремится проповедовать в ней учение Иисуса Христа. Уже современникам было видно, что Гоголь тут очень субъективен, что он многого не понимает, но эта книга благородного порыва.

Затем эта книга писателя высоко одаренного, талантливого, много поездившего по миру, знающего Европу, знающего человека, умеющего заглянуть в душу человека. Поэтому целый ряд статей его заслуживает внимания.

Конечно, эта книга совершенно необыкновенная. Она вызвала бурю насмешек. Гоголь приводит письмо, обращенное к даме: «Примите мои правила, как повеление самого Бога».

Критика, когда подводила итог этой книге, говорила, что эта книга содержит науку жизни, как сочетать искусство наживы с ханжеским христианством.

Самой яростной критике «Выбранные места» подверг Белинский. В 47-м году Белинский жил в Германии, в Зальцбурге, он умирал от туберкулеза. Он был не один, его сопровождал Павел Васильевич Анненков. И Анненков рассказывает о том, как Белинский прочитал «Выбранные места…». Вначале отнесся довольно спокойно, но потом загорелся. И, по словам Анненкова, три утра Белинский потратил на составление письма Гоголю. И он воспользовался тем, что оба они жили за границей – Белинский мог писать все, не боясь, что его резкие слова о властях вызовут преследования правительства.

Перлюстрация – это чтение писем полицией. В России это очень применялось. И в 19 веке, и в 20-м. Пушкин поэтому говорил: «Удобнее нам, в Азии, писал по оказии».

Белинский в этом письме указывает Гоголю на его просчеты. Он начинает с того, что «да, я любил вас, со всею страстью…». И Белинский говорит, что России сегодня нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе. И дальше он говорит о самом большом ужасе современной русской жизни: в России люди торгуют людьми. А Гоголь проповедует Бог знает что.

И Белинский пишет, что Гоголь написал «Выбранные места», чтобы

Приблизиться к царю и стать воспитателем наследника престола.

Еще он уверяет, что, если человек начинает лгать, то его оставляет талант. И уверяет Гоголя, что книга это – бездарна.

За публичное чтение этого письма людей ссылали на каторгу.

Белинский умер, а Гоголь последовал его призыву. Во-первых, он написал трактат, который при жизни не опубликовал, а после смерти трактат этот был опубликован под названием «Авторская исповедь».

И там Гоголь постарался по совету Белинского исправить впечатление о себе и о своей книге.

Чаадаев после «философического письма» написал «апологию сумасшедшего». Есть некоторая параллель.

Затем Гоголь снова взялся за продолжение «Мертвых душ», с начала стал писать второй том. И полностью его написал. И опять сжег. Причем там есть такие подробности – это невозможно читать. У него был мальчик-камердинер. Он рассказывал, что Гоголь однажды вечером пошел в гостиную, где топился камин, и приказал принести портфель.

Гоголь достал из портфеля несколько аккуратно переписанных тетрадей и стал швырять их в камин. Мальчик понял, что происходит. И попытался выхватить из огня эти тетради. Гоголь ему запретил. Мальчик стал умолять Гоголя, чтобы тот разрешил выхватить из огня эти тетради. Гоголь не позволил.

А до этого Гоголь просил своего врача, чтобы тот взял на сохранение второй том, говоря, что у него бывают порывы сжечь свой труд.

А врач отказался принять у Гоголя, считая, что, если он примет у Гоголя рукопись, то тем самым даст понять Гоголю, что считает его психически больным и погубит его.

В последние годы своей жизни Гоголь предпринял паломничество ко гробу Иисуса Христа в Палестину. Он продолжал работать, у него интересные работы в области драматургии. Но уже ничего масштабного он не создал.

И в 1852 году он скончался.

Он умер, похоже, от голода. Он постился в своем религиозном экстазе. Но он так постился, что близкие люди опасались за его жизнь. И действительно, он умер. Диагноза ему не было поставлено. Но близкие люди в своих воспоминаниях такое предположение высказывали.

Каков итог этой жизни, такой странной, необыкновенной, мятежной, полной страданий, духовных поисков? Знаете, каковы бы они ни были, но мы обязаны их уважать.

Это был человек, которому ничто земное не нужно было, он взыскал только града небесного. Как же подвести итог такой противоречивой личности, такой противоречивой жизни?

Для меня (В.С.Баевский) итогом стала формула Чернышевского: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

МЕРТВЫЕ ДУШИ

  1. История создания

Гоголь задумал «Мертвые души» под влиянием Пушкина, который убедил его взяться за произведения большого объема. На жалобы Гоголя об отсутствии сюжета – подсказал сюжет «Мертвых душ». И Гоголь очень буквально воспринял слова Пушкина. Он решил написать произведение, которое могла бы равняться с «Дон Кихотом» и «Божественной комедией».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016920566558838