Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Костенко Ліна.Над шляхом, при долині, біля старого граба,де біла-біла хатка стоїть на самоті,живе там дід та баба, і курочка в них ряба,вона, м...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Стус Василь.Мені зоря сіяла нині вранці,устромлена в вікно. І благодать —така ясна лягла мені на душусумиренну, що я збагнув блаженно:ота зоря ...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Гончар Олесь.У тропічному місті Рангуні, де молоді смаглочолі солдати стоять з автоматами на постах у своїй джунгляній зеленавій одежі, в місті...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Шевчук Валерій.У душі Володимира панував тихий і незвичний спокій. Його радувало все — і горобці в поросі, і дим із димарів, і молодиця з відра...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1812 год. И этот тишайший Жуковский идет в армию, участвует в Бородинском сражении, и этот элегик пишет большую прекрасную оду: «Певец во стане русских воинов». «Никто более тебя не имел права сказать: «глас лиры – глас народа»» писал Пушкин Жуковскому. В сущности говоря, с начала века, с 1802 года на 2 десятилетия Жуковский стал главой русской литературы. Державин тогда ему написал: «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю. А я над бездной гроба скользкой уж преклоня чело стою». Главное дело, которое он совершил, в чем его главная заслуга? Ответ такой: « Ж подвел русскую литературу к высокому романтизму». Жуковский стал учителем Пушкина, Баратынского, Дельвига, Кюхельбекера, Дениса Давыдова. Назовите любого поэта пушкинского поэта – не ошибетесь ,если скажете, что он был учеником Жуковского. Потом, конечно, они шли разными путями, но романтизму их всех научил Жуковский. И когда Кюхельбекер попробовал критически отозваться о Жуковском, Пушкин его упрекнул, написал ему: «Зачем кусать груди кормилицы нашей? Затем, что зубки прорезались?». Сам Жуковский не был романтиком, он был предромантиком, Веселовский определил место Жуковского в русской литературе: « Это крупнейший предромантик, который подвел Пушкина и русскую литературу к высокому романтизму». И сам Жуковский зафиксировал тот день и час когда высокий романтизм в России победил. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественны день в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 26 марта 1820 г, Великая Пятница». Ж был воспитателем жены Никола 1, воспитателем наследника престола. А как относился к нему Николай 1? Жуковскому предлагали вступить в тайное общество (декабристы), он отказался. Он был монархистом. Но когда восстание произошло, он заступался за декабристов. И Николай 1 ему однажды сказал: « Ты защитник всех тех, кто худ с правительством». Другой раз Жуковский заступался за одного литератора, Николай Первый не уступал, Жуковский сказал: «Государь, я вам за него ручаюсь» и услышал в ответ: «А кто мне за тебя поручится?». Все же, когда Жуковский окончил свое дело воспитателя наследника престола Николай положил ему большую пенсию и Жуковский уехал в Германию. Жить в николаевской России он не мог – задыхался. Поселился в Германии, на Рейне, вместе с другом, немецким художником Рейтерном. И Жуковского полюбила 19-тилетняя дочь Рейтерна, ей было 19 лет, а Жуковскому 56. У них были сын Павел и дочь Екатерина.

Жуковский умер в тот же год, когда умер Гоголь. Некрасов написал одно из своих замечательных стихотворений: « В день смерти Гоголя». («Блажен незлобливый поэт». Так вот, это – о Жуковском. А вторая половина – (но нет…питая ненавистью грудь) – Некрасов пишет о себе и Гоголе. Почему же мы так высоко оцениваем значение Жуковского для нашей литературы?

2. Творчество.

Творчество Жуковского началось элегией. Элегия – это стихотворение о жизни и смерти, в элегии воспоминания о прошлом, вздох о быстротечности жизни, об ускользающем настоящем, и о неизбежности смерти.

Вечер. Ночь. Печаль. Туман. Сумрак. Луна, - вот самые важные слова-сигналы элегии.

Конечно, элегий писалась масса в России во второй половине 18 века и первой половине 19. Были философские, патриотические, гражданские, любовные. И элегия часто вбирала в себя черты идиллии (о влияние идиллии на дружеское послание уже говорилось): жизнь на лоне природы, пастушеская хижина. Жуковский вслед за Греем объединил все это: «Сельское кладбище». Сельское – это идиллия, кладбище - элегия. Мне бы хотелось , что бы вы сравнили вторую редакцию и третью .

Я прочитаю вам элегию Жуковского, 1824 года, под которой и Пушкин бы не постеснялся расписаться. Написана через год после смерти Маши. «Я музу юную бывало…». Пушкин через год пишет свою элегию с той же строчкой: «Гений чистой красоты». Жуковский не успел за это время опубликовать свою элегию. Неужели такое совпадение? Можно было бы думать, что Жуковский прочитал Пушкину свое стихотворение, но Пушкин в это время жил в изгнании, в ссылке, в Михайловском, а Жуковский в Михайловское не приезжал. ЖУКОВСКИЙ ПОДВЕЛ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВПЛОТНУЮ К ВЫСОКОМУ РОМАНТИЗМУ. Он создал новый поэтический стиль, который усвоила русская поэзия навсегда. И до сих пор русские поэты питаются яствами со стола Жуковского, просто они не знают этого, если не получали университетского образования. Ж создал суггестивный стиль от английского «to suggest» - «внушать». Суггестивный стиль - внушающий. Мы привыкли, что мы все может выразить словами, и чувства: «Ах, как я тебя люблю» или «А пошел ты!», а Жуковский знал, что чувства важнее ума, и что далеко не любое чувство можно выразить словами. И он пишет стихотворение «Невыразимое», стихотворение, которое названо так необычно, субстантивированным прилагательным среднего рода. И отсюда – Тютчев, и отсюда – весь Фет, и весь символизм, и каждый хороший поэт знает и знал, что далеко не все можно выразить словами. А как быть? А стараться употреблять слова в необычных словосочетаниях. Не так, как мы привыкли. Жуковский этому научился у Гёте. Гете написал балладу рыбак, после случая, когда девушка с книгой страдания юного Вертера бросилась с моста и прижимала к груди. А Жуковский перевел Рыбака. В то время Гете завоевал для литературы огромный материк для поэзии. Художник попросил разрешения проиллюстрировать балладу. Гете сказал: «Ну как это можно иллюстрировать». И Жуковский точно перевел, он ввел такое словосочетание: «Душа полна прохладной тишиной». Гете говорил: «Пусть он мне нарисует прохладную тишину». Или «русалка влечет в кипучий жар» - как это изобразить? Вот такие сочетания, разбивавшие обычные смыслы, порождали новые сверхсмыслы, которые создавали новый язык поэзии. Жуковский создает новый язык поэзии, над ним насмехаются критики, молодые поэты сначала не понимают – как это может быть «огненно-темный взор». Они не представляли, что будут писать футуристы. Или когда Ахматова писала: « О как ей радостно грустить, такой нарядно обнаженной». Это другое важнейшее завоевание Жуковского. Третье – Жуковский создал замечательную традицию поэтического перевода. Он никогда не стремился к дословной точности перевода, подход Жуковского лучше всего можно выразить по его примеру таким оксюмороном: «Отойти, чтобы приблизиться». Он хотел произвести на читателя такое же сильное впечатление, какое Гете производил на немецкого читателя, какое Гомер производил на древнегреческого читателя. «Переводчик не раб, но соперник автора» - провозгласил Жуковский. Редко в истории литературы мы видим такой случай, когда жизнь поэта так совпадает с его творчеством, когда нравственный облик поэта так совпадает с его творчеством. Гораздо чаще бывает наоборот, Пушкин даже стихотворение на эту тему писал: «Пока не требует поэта…» .

Подводя итог нашей лекции одной фразой, я повторю такую фразу Жуковского: «И для меня в то время было жизнь и поэзия – одно». Вообще нет, а для Жуковского - да.

Лекция следующая.

ВЫСОКИЙ РОМАНТИЗМ

  1. Эстетические принципы

  2. Из истории высокого романтизма в России. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)

  3. Течения и школы ВР (высокого романтизма)

Из литературы вопроса:

ВР в России изучен вдоль и поперек. Я хочу ввести в поле вашего зрения труды, я считаю, крупнейшего исследователя этого периода. Ю.Н.Тынянов. У него в 20-е годы вышло много статей об этом периоде и небольшая книга, «Архаисты и новатор». В Смоленске ни одного экземпляра этой книги нет. Но в 60-80 годы было издано 2 солидные книги тынянова, в них перепечатаны все статьи их «А и н» и другие статьи. Тынянов Юрий Николаевич «Пушкин и его современники». Суперобложка, переплет с виньетками пушкинского времени. Вот портрет Тынянова…он страшной болезнью заболел и рано умер. Выходные данные: М: Наука, 1968. «Поэтика. История литературы. Кино». М: Наука, 1977. Тынянов писал о сложных вещах, и писал довольно сложно, и читать его нелегко, и я не жду, что хоть кто-нибудь один из вас прочтет обе книги или одну книгу целиком. Книга, которую я давно хотел вам порекомендовать: Издание - «библиотека поэта», название - «Поэты 1790-1810-х». Это -предромантизм. Эту книгу подготовил Лотман, со своей необъятной эрудицией. Здесь замечательная вступительная статья, комментарии. «Русская элегия», Ленинград, Советский писатель, 1972(?) г. И, наконец, ОДНА ИЗ 1-Х КНИГ ПЕРЕХОДНОГО времени, уже в зеленом переплете, Вяземский. Ленинград, Сов.писатель, 1986.

Эстетические принципы Высокого Романтизма

Предромантизм был оптимистичен, ВР - пессимистичен. Жизнь Жуковского – идиллия, жизнь Байрона, Пушкина, Лермонтова – трагедия. ВР выражает разочарование в самой возможности быть свободным иначе как ценою жизни. Мы можем сказать, что ВР несет необузданный порыв к свободе. Он так же несет культ одиночества. Герой высокого романтизма одинок. В целом мире. У него есть огромная любовь и всегда – любовь неразделенная. У него есть культ дружбы – и далеко не всегда дружба разделенная. Среди людей отзвука его переживания нет. Он ищет близости в природе. Ему свойственен культ природы. Но не лесочки, травка и речка- это предромантизм. Природа ВР – это высокие горы с вершинами, покрытыми снегами, скалы, океан, пустыня. А любимые животные ВР - конь и олень. ВР тягетеет к экзотике. Либо экзотика географическая (романтик не будет описывать деревню, в которой он живет, город, нет. Он опишет Кавказские горы). А Баратынский служил в армии, и как он мог описывать то ,чего не видел? Он нашел свою экзотику – его полк перевели в Финлиндию. И он пишет оду «Финляндия». Или экзотика историческая (не наше время, а средневековье). Иногда и то и другое совмещается. Вр присуще восприятие жизни как двоемирия. Жизнь эмпирическая (доступная чел.чувствам)

И жизнь эмпирическая находит отзвук в бытии трансцендентальном (этот философский термин означает в переводе «потусторонний». Например, Лермонтов пишет «Сон». Для того, чтобы такое написать, он должен был это увидеть. Но он не мог это увидеть в реальном мире. Это ему дано в трансцедентальном восприятии. И вот тема сна одна из самых типичных для романтизма.

ВР как и предромантизм опирается на фольклор (уст.народ тв-во). Легко указать главные жанры ВР. Самые распространенные жанры, излюбленные. На первом месте стоит элегия. Другая, чем элегия предромантизма, но элегия. На втором месте – баллада. Опять же баллада и в предромантизме была одним из центральных жанров, но в ВР баллада другая, обычно кровавая. Далее -послание. Примерно такое же как в предромантизме. Историческая повесть. Причем были такие разновидности этого жанра – историческая, морская, светская. Можно выделить основные темы ВР.

  1. Бегство от родины. Это тема жизни поэта-романтика

  2. Возвращение на родину. Но такое возвращение ,когда героя никто не узнает, а узнав, встречают неприветливо. Например, Чацкий Грибоедова. Темы некрасовских, есенинских элегий.

  3. и тема, простертая над всем элегическим творчеством, тема всепобеждающего времени. У Твардовского есть замечательное произведение : «памяти матери». И у Ж, и у любого из романтиков.

Вы не найдете толкового определения элегии. Но логика знает 2 типа определений. Мы даем определение через ближайший род и видовое отличие. Есть и другой способ определения, через перечисление существенных признаков. Вот я вам перечислил основные эстетические принципы ВР и это же – основные признаки элегии.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010521411895752