Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
Бертольт Брехт (10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фа...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Мовознавство, як майже й кожна наука, має свою тривалу і повчальну історію. Уже в стародавніх переказах, легендах, міфах відбивається інтерес людини д...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает много- и разнообразие его дефиниций, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчив...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
...На вокзале встретились два приятеля — толстый и тонкий. Они взволнованно вспоминают дни детства, гимназию, рассказывают друг другу, кто как живет. ...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

И все-таки все эти труды по-настоящему Гоголя не раскрыли. На сегодняшний день итоги изучения Гоголя подведены в двух монографиях, изданных в Париже, но они уже переизданы в России. Автор первой – В.В,Зеньковский «Н.В.Гоголь». Париж, 1960. И Константин Васильевич Мачуйский «Духовный путь Гоголя». Париж, 1-е издание 34-й год, 2-е – 76-й.

О Гоголе есть огромная литература, но к тому что у нас написано о Гоголе в советское время нужно относиться с величайшей осторожностью – ведь Гоголь был насквозь религиозный писатель, а в советское время господствовал атеизм.

2. Творческий путь Гоголя.

Гоголь совершил великий подвиг.

Вот представьте себе огромный поезд на огромной скорости идущий по магистрали. И вдруг находится стрелочник, который переводит поезд на другой пть. Вот так Гоголь перевел русскую литературу, построенную Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым, на другой путь.

Какую силу инерции ему пришлось преодолеть! Какой это должен быть гений, чтобы совершить такой поворот!

Русская литературы первых десятилетий 19 века была аристократична – Чацкий, Онегин, Печорин – аристократы. Гоголь повернул литературу в сторону демократизма. Демократизм персонажей, прежде всего. Демократизм тем, то, что у Пушкина, у Лермонтова только начиналось в образе станционного смотрителя, Максим Максимыча, Гоголь поставил в центр литературы – судьбу маленького человека. Сам Гоголь говорил, что у него странные герои.

До Гоголя в литературе господствовал высокий пафос. Гоголь обратился к юмору и сатире.

Пушкин видел литературу самодовлеющим искусством. Так считали все романтики. Языков писал: «Благословенны те мгновенья/когда в гряду ….лет/ /// священнодействует поэт».

Пушкин писал: «Поэт, не дорожи любовию народной…». И говорил, что поэт – сам себе высший суд.

Это позиция писателя первой трети 19 века. Гоголь ощутил себя проповедником, его творчество – это проповедничество. Писатели первой трети века тесно связаны с западноевропейской литературой, они строили фабулу увлекательную. С завязкой и соответственно – развязкой, с кульминацией, перипетиями, чтобы была внешняя увлекательность. Гоголь избегал острой фабулы. У него в основном произведение строится из свободных мотивов – из описаний, рассуждений, портретов персонажей, картин природы, интерьеров. В первой трети 19 века в литературе господствовала поэзия, еще по наследству от классицизма. Гоголь перевел стрелку в сторону прозы, и с тех пор навсегда на первое место в русской литературе вышла проза, вплоть до сегодняшнего дня. =)

Олицетворением 1 трети 19 века, конечно, был Пушкин. В высшей точке литература двух следующих третей 19 века достигла в творчестве Льва Толстого и Достоевского. И, наконец, писатель первой трети 19 века все-таки тяготели к экзотике – географической и исторической. Релисты, конечно, уже изображали русскую жизнь, но – искали в ней экзотику. Пушкин изобразил в «ЕО» русскую жизнь, но Татьяна- необычная женщина, Онегин – необычен, Ленский – полурусский сосед. У Гоголя торжествует повседневность.

Вот в самых общих чертах суть подвига, совершенного Гоголем.

Он был украинец по рождению, отец его – маленький литератор, даже комедии писал из украинского быта, и писал их по-украински, но украинский язык в то время был в пренебрежении – шовинистическое правительство российской империи запрещало издавать книги на украинском, преподавать на украинском.

В возрасте 9 лет в 18-м году Гоголь был отдан в полтавское повитовое училище (повит по-украински – уезд).

Там он проучился 2 года. У него был младший брат Ваня, их отдали вдвоем. И Ваня умер. Это было тяжелым ударом для их матери. И по прошествии двух лет, она забрала Николая из Полтавы.

Но нужно было продолжать образование мальчика…

В Нежине была открыта гимназия. Это было огромным событием. Но гимназия - это было мало, ее назвали лицей. Ее полное название «Лицей высших наук князя Безбородко».

Эту гимназию Гоголь кончил. И там у него был товарищ, который снискал всероссийскую известность – Николай Кукольник.

Судя по воспоминаниям соучеников Гоголя, это было неплохое учебное заведение. Есть довольно скучная, но основательная книга - Феофанова «Гоголь в Нежине».

Там был театр, в лицее учились только мальчики, так что и женские роли исполняли мальчики. Гоголь очень любил театр и с блеском исполнял роль Простаковой в «Недоросле».

Была хорошая библиотека. И библиотекарем товарищи единодушно избрали Гоголя. Ни одна книга не пропала, билиотекарем он был свирепым, проверял, чистые ли руки, а потом – на каждый палец велел одевать бумажку.

Это было бы смешно, если бы в этом не проявлялась психика Гоголя. Есть такая теория, что гениальность – это болезнь. К Гоголю это приложимо в большей степени. Гоголь за всю жизнь не знал женщин. У него нет любовной интриги – ни в «Ревизоре», ни в «Мертвых душах». Гоголь в лицее учится средне, но сохранились несколько его писем к матери, в которых он уверяет ее, что он будет великим человеком.

В какой области – он не знает. У него нет призвания быть писателем, военачальником, государственным деятелем. Но у него есть призвание быть великим.

В одном психиатрическом журнале была опубликована статья «О паранойе у Гоголя». Паранойя – это психическая болезнь, попросту говоря, человек обыкновенный, такой как другие, но у него есть одна навязчивая идея.

У Шенрока есть такие материалы, которые показывают как неожиданно, бывало, вел себя Гоголь. И если не знать его идее быть великим, то некоторые его поступки совершенно непонятны.

Кончил он учение в Нежине. Родители его отнюдь не были богаты – мелкие украинские дворяне с небольшим именьицем, жить можно было безбедно, но содержать сына в Петербурге, как дворяне-аристократы своих детей – такой возможности не было. На медные деньги Гоголь едет в Петербург и поступает писцом.

Жил очень бедно, и отнес в типографию свою первую книгу. Оказывается, он из Нежина привез поэму-идиллию. «Ганц Кюхельгартен».

Примитивная, сентиментальная, из немецкой жизни. Любви он не знал, германии не знал, и вот написал о любви в немецкой жизни. Можете представить, что у него получилось. Он сам был неуверен, потому издал под псевдонимом В.АлоВ.

Отпечатана книжка, и ее не покупают. Несколько критических отзывов появилось, все – осудительные.

Россия, литература, прошла высокий романтизм, теперь, в начале тридцатых годов, входит в жизнь реализм, а здесь даже – не романтизм, а сентиментализм.

Гоголь забрал весь тираж и сжег. Так началась его литературная деятельность.

После этого он попытался поступить на сцену, но это ему не удалось. Мать присылает ему немного денег и что он делает? Он садится на корабль, который идет в Германию. В Гамбурге он пробыл 2 недели, по-видимому, он никуда из Гамбурга не уезжал, сел на корабль и вернулся в Петербург. И вернувшись в Петербург написал стихи про штанишки =)

В то же время гоголь пишет матери письмо и просит присылать ему записи украинских песен, поверий, рассказов, которые бытуют среди крестьян. И в 1831 году он издает первый томик «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Диканька – большое село недалеко от поместья родителей Гоголя. Вечерами крестьяне собираются после работы на посиделки и слушают повести, которые им рассказывает пасечник. По-русски его надо было бы назвать Опанасий, по-уркаински – Опанас, а уменьшительно-ласкательно – Панько. Рудый – значит рыжий.

Крестьяне слушают своего односельчанина, шутника, фантазера, а некто записывает. И вот в этом первом томике Вечеров четыре повести. Выходит этот первый томик. Гоголь говорит, что первыми критиками были типографские наборщики, которые хохотали, когда набирали его рассказы.

А когда книжка вышла в свет, ее восторженно приняли Пушкин, Жуковский, весь цвет литературы. И Гоголь пишет приятелю: «Каждый вечер мв собираемся вчетвером – я, Пушкин, Жуковский, Крылов» и он ощущает, что его предвидение начинает сбываться. В 32-м году выходит второй том. Еще четыре рассказика, которые встречены так же радостно. Тут Аксаковы знакомятся с Гоголем, Щепкин – великий актер.

Казалось бы – все, путь в жизни найден, указан, но нет. Гоголь через Пушкина знакомится с ректором Петербургского университета. И поступает профессором всеобщей истории в университет. 1834 год. Студенты, которые его слушали, оставили чудовищные воспоминания о профессоре. Рассказывали, что иногда он вовсе не приходил, иногда – сильно опаздывал, немножко поговорит – и задремывает на кафедре. По их воспоминаниям Гоголь прочитал в течение года две блестящие лекции – первую, когда он подготовился и всех покорил. И потом, однажды к нему на лекцию пришел Пушкин.

А когда учебный год кончился, Гоголь сказал: «Неузнанный я взошел на кафедру, и неузнанный покидаю ее», - и с этими словами расстался с университетом.

Но, преподавая историю, Гоголь одновременно обратился к историческим темам. Он пишет «Тараса Бульбу» в этом году.

Он еще писал, вернее, попытался написать трагедию в подражание Шексприу, но только начал - и бросил.

Зато в 35-м году выходит новый сборник Гоголя – повести «Миргород». Тоже в двух томиках, но уже не восемь повестей, а четыре, и каждая примерно вдвое больше по объему, чем в «Вечерах».

Сборник «Миргород» у знатоков литературы имел такой же успех, как «Вечера», а у публики – нет. Гоголь в 35-м году издал 3 сборника. Кроме «Миргорода» издал еще «Арабески».От слова Араб – арабский, все видели арабский шрифт – очень красивый, и изысканный, профессионально выполненный текст (в плане написания) – называется арабеской. Остюда в балете особенно изящные па называются арабесками, а Гоголь в литературу перенес.

Но публика не раскупила ни «Миргород», ни «Арабески». Белинский написал потрясающую статью «о русской повести и повестях господина Гоголя», 35-й год.

Белинский родился в 11-м году, а Гоголь – в 9-м. Так вот, 24-хлетний Белинский ставит 26-летнего Гоголя на первое место в литературе при живом Пушкине. Он говорит, что Пушкинский период в литературе кончился, начинается Гоголь, начинается период повестей. Вот момент, когда переведена стрелка, первым это почувствовал Белинский, необыкновенный критик.

Гоголь задумывает комедию «Владимир третьей степени». Странное название, в Российской империи был орден Владимира и там было несколько степеней. Она Гоголю не удалась, Гоголь ее бросил, но он задумал и другую комедию, сначала она называлась «Женихи» и под названием «Женитьба» она стала сценическим произведением.

И тут же пишет «Ревизора».

И в 1836 году он видит свою первую вещь на сцене. «Ревизора» ставят и в Петербурге, и в Москве, в Москве городничего играет Щепкин. Конечно, русский театр 30-х годов не был подготовлен к постановке «Ревизора», репертуар держался на переделках и переводах французских комедий, может, несколько трагедий Шекспира. А это- русский быт. Один только Щепкин соответствовал своему амплуа. Тем не менее публика воспринимала «Ревизора» очень живо, но не так как хотелось Гоголю. Покупались билеты заранее, были аншлаги, но публика принимала комедию враждебно. А Гоголь мечтал исправлять нравы. Он видел себя проповедником. Вот когда впервые проявилось проповедничество Гоголя. 27-летний Гоголь хотел учить своих сограждан, как нужно жить, а они учиться не хотели, шикали, стучали во время спектакля, рецензии были прохладны. По преданию, Николай Первый был на премьере и сказал: «Всем досталось, а мне - больше всех».

Но Гоголю с его хрупкой художественной натурой было невыносимо тяжело вот такое настороженно-враждебное и открыто-враждебное отношение публики.

И Гоголь бежит в Рим. Гоголь живет в Риме годами, и пишет из Рима Жуковскому: «Я в Италии. Она моя, я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось».

И в этой обстановке Гоголь начинает работу над «Мертвыми душами». Собственно начал он ее еще в России, он сам в конце жизни рассказал, как это произошло. Пушкин однажды стал его упрекать в лени. Пушкин ему стал говорить – ну чтобы мы знали о Сервантесе, если бы он не написал «Дон Кихота», чтобы мы знале о Данте, если бы он не написал «Божественной комедии». А у Гоголя – все какие-тьо мелочи.

А Гоголь стал оправдываться, говорил, что у него нет сюжета. Тогда Пушкин подарил ему сюжет «Мертвых душ». И Гоголь начал писать, и 5 или 6 глав написал и прочитал их Пушкину. И Пушкин, - вспоминал Гоголь уже после смерти поэта, - слушал с удовольствием, смеялся, а потом по мере чтения становился все грустнее и грустнее. А когда я кончил воскликнул голосом тоски: «Боже! Как грустна наша Россия!». Гоголь вывернул многие пороки русской жизни, вывернул русскую жизнь наизнанку.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015559196472168