Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
Бертольт Брехт (10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фа...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Мовознавство, як майже й кожна наука, має свою тривалу і повчальну історію. Уже в стародавніх переказах, легендах, міфах відбивається інтерес людини д...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает много- и разнообразие его дефиниций, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчив...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
...На вокзале встретились два приятеля — толстый и тонкий. Они взволнованно вспоминают дни детства, гимназию, рассказывают друг другу, кто как живет. ...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЗА ЛЕРМОНТОВА.

Проза поэта поэтична. И в этом отношении Лермонтов может быть образцом. Проза его гармонична.

Чехов вообще считал, что лучшей прозы, чем у Лермонтова. На русском языке нет.

Когда говорят о Лермонтове-прозаике имеют ввиду «Героя нашего времени». Но необходимо хотя бы в самых общих чертых наметить путь Лермонтова к «Герою».

Первым прозаическим произведением Лермонтова, которое дошло до нас, стал неоконченный роман <Вадим>. Ломаные скобки всегда обозначают текст не автора, а редактора – рукопись Лермонтова осталась без заглавия – он свой роман только начал и названия ему не дал, и издатели назвали так по имени героя. Лермонтов работал над ним в 32-34 годах, когда учился в школе. Можно сказать, на ученической скамье.

Это романтическое произведение, в нем очень заметно влияние Байрона, очень заметно влияние Вальтер-Скотта и Виктора Гюго («Собор парижской Богоматери»). Когда Лермонтов окончил школу, окунулся в светскую жизнь, он забросил свой роман.

Прошло немного времени, и его снова привлекла проза, уже по наблюдениям над светским обществом, в котором он вращался. Он пишет повесть «княгиня Лиговская». Там есть Георгий Печорин. Повесть только начата, это конец 36-го начало 37-го года (в это время погиб Пушкин, Лермонтов написал «Смерть поэта» и был отправлен на Кавказ, т.е. был вырван из той светской среды, в которой жил, и оказался на диком Кавказе). И Лермонтов бросает «Княгиню Лиговскую» и в своей прозе вбирает в себя впечатления Кавказа и старается их выразить. Он пишет сказку о Ашик-Керибе, подзоголовок – «Турецкая сказка».

Ашик – заимствовано из арабского языка, означает «влюбленный», а «кериб» - скиталец.

Современные исследователи разыскали, что это не турецкая сказка, а азербайджанская сказка (но во времена Лермонтова не было строгих разграничений). Лермонтов и ее бросил, освоив кавказские впечатления, навеянные и Кораном, жизнь его была бурной, он учавствовал в боях, все это не располагало к творчеству. Поэтому он и бросил свою «сказку». Это уже 37-й год.

После этого Лермонтов подошел к «Герою нашего времени».

Некоторые исследователи, очень серьезно занимавшиеся «Героем нашего времени» считают, что он был начат уже в 37-м году, большая часть относит начало «Героа нашего времени» к 38-му году.

38-й год должен быть назван потому, что в 38-м году Лермонтов начал уже публиковать «Героя нашего времени».

«Герой нашего времени» - это повесть «Княгиня Лиговская» переселенная в Закавказский хребет. Но то, что в Петербурге было только намечено, то в романе разработано с великой художественной силой.

Основная работа над романом проходила в 38-39 годах.Уже в 38-м году были опубликованы 3 повести в журнале «Отечественные записки».

Это: «Бэла»,которая занимает первое место в окончательном тексте, «Фаталист», который занимает последнее место в окончательном тексте романа, и «Тамань», которая занимает срединное место.

Возможно, Лермонтов не писал изначально романа в повестях, а повести объединил в роман.

В это время Лермонтов уже в Петербурге, в феврале 1840 получает разрешение на публикацию и в мае роман выходит в свет.

Белинский встретил роман восторженной статьей. Она и сегодня лежит в основе нашей оценки романа. Но, несмотря на это, роман покупали слабо. Тогда бабушка Лермонтова, богатая аристократка Арсеньева, взяла 2 экземпляра романа (он был изящно издан в двух томиках небольшого формата), в один из экземпляров вложила 500 рублей и отправила Булгарину. Булгарин в своей газете «Северная пчела», которая была очень популярна, напечатал хвалебную рецензию. Роман моментально разошелся и в следующем, 41-м году, вышло второе издание. И в этом втором издании помещено предисловие Лермонтова к роману.

В окончательном виде роман представлен так: предисловие Лермонтова-Бэла-Максим Максимыч-предисловие к журналу Печорина-журнал Печорина:Тамань-Княжна Мэри-Фаталист.

Многие исследователи старались расставить повести в хронологической последовательности. А Лермонтов не дал строгой последовательности. Приблизительно последовательность такова:

Путешественник едет на Кавказ, встречается с Максимом Максимычем, который рассказывает ему то, что стало содержанием повести «Бэла», дальше повесть «Максим Максимыч», где путешественник-рассказчик видит Печорина, который уезжает в Персию. Максим Максимыч спрашивает – что сделать с оставшимися бумагами и повествователь просит их у Максим Максимыча. Обещал, что у него есть чтро опубликовать…но смерть помешала Лермонтову исполнить «обещание» путешественника. И идет дневник Печорина, где рассказывается о том, как он приехал на Кавказ, как он развлекался, так, что разбил сердце княжны Мэри и убил Грушницкого и был переведен в отдаленную крепость, где и произошла история с Бэлой, а из этой крепости послан в станицу на другом фланге кавказской линии крепостей и там с ним происходит маленькая история, описанная в повести «Фаталист».

Владимир Набоков был замечательный романист, автор повестей, поэт, а на жизнь он зарабатывал как профессор американских университетов, в которых преподавал русскую литературу. И писал пояснительные статьи к своим переводам (переводил русские тексты). У него есть замечательная статья о «Герое нашего времени». Ж-л «Новый мир, 88-й год, №4.

Суть статьи: Набоков сопоставляет «Героя нашего времени» со стихотворением «Сон» и говорит так: в элегии «Сон» Лермонтов сначала говорит, что некто видит «труп». Эта 1-я фаза приближения к центру сюжета. Дальше говорит, что некто рассказывает, что видел это во сне. Дальше, он говорит – второй сон-сон во сне: убитому (или смертельно раненому) снится «веселый пир», девушка, и это вторая ступень. А третий сон – девушке снится Долина Дагестана, «знакомый труп» и это – центр сюжета. Так же, говорит Набоков, Лермонтов построил «Героя нашего времени»: сначал повествователь приезжает на Кавказ, знакомит

Ся с Максимом Максимычем и от него слышит о странном человеке – о Печорине Повесть «Бэла». Это -первая ступень. Дальше – повествователь видит Печорина, и Лермонтов дает великолепный портрет с истолкованием. Он описывает Печорина так, что сообщает черту за чертой его внешности и каждую черту тут же комментирует: его глаза не смеялись, когда он смеялся – признак затаенной грусти.

И, наконец, нам предъявлен дневник Печорина, и он сам о себе рассказывает- о том, какая у него была душа. Третья ступень.

Вот это сопоставление, которое могла прийти в голову только истинному поэту является очень важным и объясняющим. И прежде всего оно показывает, что и в своей прозе Лермонтов был поэтом.

Так что при всей его гениальности чувствуется влияние традиций. В «Княгине Лиговской» можно увидеть влияние «Евгения Онегина», повести Гоголя «Невский проспект», и в «Герое нашего времени» тоже есть и Байрон, и Пушкин и некоторые другие авторы, второстепенные.

Но «Герой нашего времени» неподражаемый. Это совершенно самостоятельно произведение, опирающееся на великую традицию.

«Герой нашего времени» - это новый шаг вперед русской литературы, русского общества после «Евгения Онегина». Лермонтов поднимает созревшие в России проблемы и оригинально их разрешает. Это проблемы «лишнего человека», проблема «естественного человека», это проблема «колониальной прозы» и проблема русского национального характера. И еще одна проблема – проблема свободы воли.

«Лишний человек»в понимании людей 30-40-х годов – это дворянин, который уходит от своего класса, от своего общества, образа жизни. И не знает пути к народу (тогда под народом подразумевалось крестьянство).

Такова была судьба Онегина, такова судьба Печорина. Белинский прямо об этом говорит: «Печорин – это Онегин нашего времени».

В романе есть замечательный монолог Печорина, где он сам рассказывает о себе Максим Максимычу.

Но еще более важное место есть в дневнике Печорина. Где он для себя пишет. Лишний человек - это эгоист. Но Белинский говорит, что обвинять лишнего человека в эгоизме, обвинять Печорина в то, что он приносит людям боль, это все равно, что обвинять нищего в том, что у него нет денег. И Печорин рад бы жить полноценно, но нет у него места в сердце для этого, это его беда, а не вина.

Первый раз в русской литературе показан человек-вампир, типичный в литературе Достоевского (эпизод Печорина с княжной Мэри).

И предисловие Лермонтова к роману, ко второму изданию, как раз этому посвящено. На Лермонтова критика набросилась после появления «Героя нашего времени». Конечно, этот демонический Печорин (можно сказать, что это «Демон» Лермонтова. Спроецированный в прозу) многих оттолкнул. Критика набросилась, а Лермонтов ответил замечательным предисловием. Здесь программа писателя релиста. Писатель-реалист не ставит задачу поучать, его задача - показать жизнь и поставить проблему. Через несколько лет Герцен написал о писателях: «Мы не врачи. Мы – боль».

«Естественный человек» противопоставлен «лишнему». Печорин, такой, какой он есть, исковеркан цивилизацией, литературой, утонченным воспитанием, он противопоставлен Бэле, Казбичу. У них жизнь основывается не на культуре, не на логике, не на расчете, жизнь определяется инстинктами. За этими персонажами стоит огромная литературная традиция. Не будем искать ее корни, но в европейской литературе эти идеи провозгласил Жан-Жак Руссо, говоря, что чем дальше человек уходил от своего первобытного состояния, тем хуже он становился. Чем ближе человек к природе, к естественному поведению, тем человек лучше. Опять же, Лермонтов не пытается нас уверить, что Бэла лучше княжны Мэри. Но он ставит проблему, он призывает читателя задуматься- всегда ли благо культура, знание, всегда ли надо пренебрежительно относиться к человеку необразованному, или, может быть, здесь есть какое-то равновесие.

И отсюда очень близка проблема колониальной прозы.

«Колониальная проза» в России не получила большого развития, в отличии от Англии, имевшей огромное число колоний. У Киплинга такой взгляд: центр мира – европеец, когда он попадает к дикарям, то должен проявить характер, чтобы подчинить себе дикарей и , насколько возможно, приобзить к европейской культуре.

Черты этой колониальной прозы просматриваются у Лермонтова. Конечно, нельзя сказать, что он солидализируется с таким взглядом.

В чем-то противопоставлен «колониальной прозе» а в чем-то с ней соприкасается русский колониальный характер. Максим Максимыч противостоит Печорину как цельная личность. ММ цельный, последовательный, ДОБРЫЙ.

Проблема свободы воли – одна из центральных проблем в философии вообще и религиозной философии в частности. Еванеглие учит, что все в жизни человека зависит от Бога. За что же тогда наказывать дурного человека? И Лермонтов ставит эту проблему, он даже называет повесть «Фаталист». Ну, если за 10 веков философия не решила эту проблему, пистаель не берется ее решать.

ГОГОЛЬ

1809-1852 (умер в 1 год с Жуковским)

Жизненный и творческий путь Гоголя.

  1. Источники для изучения Гоголя.

Рукописи Гоголя сохранились хорошо, кроме тех, которые он сам уничтожил. Он начал свой творческий путь с самосожжения и кончил самосожжением. Они сосредоточены в отделе рукописей украинской Академии Наук в Киеве.

В печати первое собрание сочинений Гоголя хорошо подготовленное, вышло за 10 лет до его смерти в 1842 году. 4 тома.

Далее на протяжении второй половине 19-начала 20-го века вышел ряд хороших изданий собраний сочинений Гоголя, подготовленных академиком Николаем Семеновичем Тихонравовым и Владимиром Ивановичем Шенроком.

В советское время вышло хорошее собрание сочинений Гоголя, полное собрание сочинений и писем, четырнадцать томов 1937-1952.

Критические оценки и исследования. Конечно, Белинский, Чернышевский (в «Современнике» в середине 19 века опубликовал замечательную серию статей «Очерки гоголевского периода русской литературы». Горячо рекомендую труд Шенрока «Материалы для биографии Гоголя» в четырех томах. М. 1892-1893. Там есть потрясающие документы – Гоголь был оригинальный, ни на кого не похожий человек. Крупнейшие исследователи советского времени, изучавшие Гоголя – Тынянов, академик Виктор Владимирович Виноградов, Гуковский. У Бахтина есть небольшая статья, но из тех статей, которые тяжелее больших книг, называется «Рабле и Гоголь». Она была опубликована в книге Бахтина «Вопросы литературы и эстетики», М.,1975 год.

Павел Васильевич Анненков «Гоголь в Риме летом 1841 года». В книге Анненкова – литературные воспоминания. И В.В.Вересаев «Гоголь в жизни». Монтаж из документов – от рождения до смерти.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013258457183838