Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зре...полностью>>
Литература и русский язык->Презентация
С тех пор, как существует жизнь на земле, люди всегда размышляли о том, как произошел мир. Большинство из них верят в то, что мир не мог появиться сам...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Особенности жанра «Стихотворение в прозе». Стихотворение в прозе — само название жанра сочетает в себе абсолютно противоположные литературные роды: ли...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Перед исследователем диалогической речи, прежде чем он углубится в лингвистическую специфику, встают несколько принципиальных вопросов: устный и письм...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛИРИКА ПУШКИНА

Рекомендую Белинского. В его статьях о Пушкине (11 статей о Пушкине) 4-я и 5-я статьи посвящены лирике. Кроме того, Михаил Осипович Гершензон, бывший замечательным пушкинистом, написал замечательную книжечку «Мудрость Пушкина». Эти книги много раз переиздавались. В промежутке между этими авторами был Анненков, в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» уделяет большое внимание лирическому творчеству Пушкина. И, наконец, Пушкинская энциклопедия – любое стихотворение, которое вас заинтересует, там будет охарактеризовано и будут указаны работы по этому стихотворению.

Мы говорили о том, что на рубеже 18-19 веков происходит распад жанровой системы классицизма. Распад жанровой системы классицизма отразился на лирике Пушкина, и, с другой стороны, распад жанровой системы лирики Пушкины повлиял на этот процесс во всей русской поэзии, потому что современники поэта во многом шли за Пушкиным, подражая ему и учась у него. Поэтому говорить о лирике Пушкина нужно не с точки зрения ее жанровой системы, а с другой точки зрения. Место жанров теперь занимают несобранные циклы. Есть авторские циклы, например, когда Пушкин пишет «Песни западных славян». А есть ряд стихотворений, которые поэт пишет на протяжении своего творческого пути, иногда он может не думать о том, что нечто похожее он уже писал раньше, а мы видим, что эти стихотворения выстраиваются в циклы по тематике, по художественным приемам. И эти циклы мы называем несобранными (сам поэт их не собирал).

Первый несобранный цикл посвящен лицейской дружбе. А потом уже – послелицейской дружбе. Среди пушкинских друзей, прошедших рядом с ним всю жизнь, был ряд лицеистов - Кюхельбекер, Пущин…

Здесь – узловые тексты «19 октября 25-го года». «19 октября 1836 года», последнее в ряду (через два месяца Пушкин погибнет). Оно так не называется, оно без названия «Была пора: наш праздник молодой…». Пушкин не доработал это стихотворение, не успел. он его писал в той же форме, что и «19 октября 25-го года». В таком виде читал друзьям…и расплакался. В октябре двадцать пятого года он предчувствовал, что будет с друзьями, а здесь он предчувствовал свою смерть.

Лицейский несобранный цикл теснейшим образом связан с декабристским.

Второй несобранный цикл посвящен декабристам и декабризму. Это «Ареон», «Пущину», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Последнее стихотворение Пушкин написал незадолго до смрети, оно очень многозначно, но там есть строка, благодаря которой мы всегда видим это стихотворение в ряду декабристских: «И милость к падшим призывал».

Параллельно этому несобранному циклу Пушкин создавал несобранный цикл, посвященный проблеме этатизма (eta – государство). Очень рано в творчестве Пушкина встал вопрос государства, ведь Царское Село было императорской резиденцией, и вот «Воспоминнаия в царском селе», которые он читал летом 14-го года - это уже проявление этатизма. Огромное впечатление произвело стихотворение Пушкина «Стансы». В этом стихотворении Пушкин для друзей проявил себя с новой стороны. Стихотворение обращено к Николаю Первому. Привыкли видеть Пушкина в оппозиции к самодержавию, а тут «В надежде славы и добра…». Пушкин проводит параллель между началом царствования Петра и Николая. Начало царствования Николая «омрачило» восстание декабристов.

Это стихотворение настолько было неожиданным, что вызвало недоумение и нападки на Пушкина в среде либерально настроенных литераторов и заграницей и в России, даже в кругу друзей Пушкина.

А Пушкин отвечает стихотворением «Друзьям», где оправдывается, и говорит, что он не льстил царю, а честно рассказал о его заслугах. Пушкин передал эти стихотворения Беккендорфу, а тот вернул ему их с такими словами, что «государь-император вполне доволен ими, но печатать их не разрешает». Еще бы! – Пушкин вздумал указывать императору, как ему царствовать. Итак, Пушкин сопоставил начало царствования Петра и Николая. Но на этом история стихотворения не кончилась – через сто лет Борис Пастернак написал свои стансы. Он не назвал свое стихотворение «Стансы», но в литературоведении его часто так называют. Стихотворение это Пастернак написал в 1931 году. В это время вся власть в стране уже была сосредоточена в руках Сталина. Уже начались первые политические процессы над людьми, которых Сталин считал своими врагами. И Пастернак пишет: «Столетье с лишним - не вчера, а сила прежняя в соблазне, в надежде славы и добра…». (чуть ниже – ссылка на Пушкина, который «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком» хочет). «И те же выписки» - Пушкин занялся историческим трудом. Пастернак всю жизнь жил небогато, а в двадцатые годы, в начале тридцатых – бедствовал. И для заработки однажды друзья ему устроили такую работу: после смерти Ленина был создан научный институт. И нужно было из иностранных газет и журналов подбирать материалы о Ленине. И Пастернак делал выписки. И – сравнил. (Стихотворение – из книги «Второе рождение»).

Кроме «воспоминаний в царском селе», «стансов» и «друзьям», Пушкин пишет еще несколько стихотворений, проникнутых идеей этатизма: «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Оба эти стихотворения связаны с польским восстанием 1830-32 годов. Это было мощное восстание, Польша хотела отделиться от России. И ее горячо поддерживали западно-европейские политики и литераторы. А Пушкин в своем стихотворении говорит, что это «спор славян между собой». И даже звучит угроза, что если западные государства вмешаются в спор России с Польшей, то вся Россия станет против них. Старый либерал князь Вяземский. Интересный оксюморон – Вяземские были одним из древнейших родов России (еще от Рюрика), был возмущен «шинельными одами» своего друга. На ту же тему написано стих-е «Бородинская годовщина» - как в 1812, так и в 1832 году – над Польшей.

В биографии Пушкина есть загадочная страница. Вот состоялась дуэль, Пушкин смертельно ранен, два дня длилось умирание в страшных мучениях, Николай Первый прислал своего врача. Присылает ему письмо, в котором говорит, что о жене и детях поэта он позаботится. И он выполнил свое обещание: дети были помещены на государственный счет в привилегированное заведение, Наталья Николаевна – любовницей Николая, а затем женой придворного. Пушкину передали письмо, и спросили, что передать. Пушкин ответил: «Передай, что жаль умирать. Был бы весь его». В советское время, когда Пушкина делали революционером, эти слова шли вразрез с тем представлением, которое формировалось о поэте. И пушкинисты некоторые говорили, что Жуковский это выдумал, чтобы царь был милостив к жене и детям поэта. Но Жуковский был не такой человек, чтобы выдумывать такие вещи, он понимал, что говорит перед историей. Он был глубоко верующим человеком. Дело в том, что в этих словах Пушкина проявился его этатизм. После ссылки для Пушкина такими краеугольными камнями были идеи семьи, государства и Бога. И царь, какой бы он ни был, - глава государства. Отсюда – и «клеветникам России», и «Бородинская годовщина», и «стансы», и «друзьям».

Четвертый несобранный цикл – «Призвание поэта». Для каждого истинного, большого поэта проблема его творчества, его призвания – одна из самых коренных в его жизни. И у Пушкина есть целый ряд мощнейших стихотворений, посвященных этой теме. Первое – «Разговор книгопродАвца с поэтом». В этом стихотворении у Пушкина есть такое двустишие: « Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Мысль такова: поэт должен быть профессиональным литератором. В 18 веке господствовал тип поэта-дилетанта, который писал стихи время от времени, часто – по внешнему поводу. А Пушкин на это место выдвигает поэта-профессионала.

И дальше он показывает, что поэт ни от кого не зависит, подчиняется только вдохновению. Иными словами- только Богу. «Песнь о вещем Олеге», «поэт», «Поэту», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В советское время отношение Пушкина к задаче поэта изображалось так, что между Пушкиным и Маяковским никакой разницы не было. Когда Пушкин писал «Поэт, не дорожи любовию народной», то объявляли – здесь речь о придворном обществе.

В действительности у Пушкина были основания для полной независимости от народа. В тридцатые годы, в расцвет Пушкинского веяния, критика Пушкина травила, произведения его плохо продавались, журнал «Современник», который он затеял, не окупался, вместо дохода принес долги. Он чувствовал себя одиноким, и писал – «пока не требует поэта/ к священной жертве Аполлон». Это стихотворение как бы продолжает сонет «Поэту». К этому циклу непременно относится стихотворение «Осень» 33-го года (и пальцы просятся к перу, перо-к бумаге). Оно стоит несколько особняком, т.к. не посвящено проблеме поэта и читателя, в нем Пушкин открывает нам самый заветный уголок своей души – он рассказывает нам, как он творит.

История стихотворца (18)

Внимает он привычным слухом

Свест

Марает он единым духом

Лист

Потом всему терзает свету

Слух

Потом печатает и в лету –

Бух.

Любовный несобранный цикл. У Пушкина много любовных стихотворений. Почти все они посвящены, вроде, какой-то даме…или девице. Был такое период (в 20е годы), когда в нашей науке господствовал биографический метод (биографию из произведений, а произведения – биографическими фактами). И оказалось, что у каждого стихотворения, которое приписывали той или иной женщине, есть несколько кандидатур. Дело в том, что даже любя конкретную женщину, Пушкин, когда брался за перо, то создавал идеализированный образ. Кроме того, порядочность не позволяла Пушкину сколько-нибудь узнаваемо изображать предмет любви.

«К…» (у нас : «К А.П.Керн»). Откуда взялась Керн? ыв

Красивая, была выдана в пятнадцать лет за нелюбимого человека средних лет, генерала Керна, рано овдовела, больших средств к существованию у нее не было, доживала свою жизнь на медные деньги, подрабатывала литературным трудом. Написала воспоминания. И рассказала, как Пушкин, когда она приехала к своей родственнице Протасовой, а Пушкин был в ссылке в Михайловском, встретился с нею наедине, подарил ей только что вышедший из печати брошюру главы «Евгения Онегина», там в качестве предисловия было стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» и был вложен листок, на котором было написано рукой поэта «Я помню чудное мгновенье». А Пушкину у нее в этот миг выхватил этот листок и не хотел отдавать. С огромным трудом она выпросила этот листок. А там было написано: «К…». Она отдала листок Глинке, тот написал романс, а листок не вернул.

Но образ «гений чистой красоты» был у Жуковского. Как правило, рисовался образ МУЗЫ. Белинский предполагал, что Крен могла и выдумать. К лирике еще «я вас любил. Любовь еще быть может…»

И, наконец – философская лирика. Смысл жизни, человек и Бог – вот проблематика этого несобранного цикла. Здесь – КаменоострОвский. К стихотворениям философским относятся «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И эти стихотворения показывают, что к концу своей жизни, короткой, прекрасной, бурной, глубоко творческой, Поэт пришел к Богу. Даже такая параллель у Пастернака.

Баевский пришел. Сел. Заметил, что много отсутствует, хотя и больше, чем на контрольной.

И сказал ,что один древнегреч.автор сказал, что все они питались крохами со стола Гомера. И каждый берет столько, сколько может.

И из университета каждый из нас вынесет столько, сколько сможет…

Тема сегодняшней лекции: поэмы Пушкина.

Будет состоять из трех разделов.

  1. Общий обзор.

  2. Граф Нулин.

  3. Медный всадник.

Пушкин за свою жизнь написал 10 завершенных поэм. Чуть больше осталось незавершенными. Завершены «Руслан и Людимила» (сам Пушкин обозначил жанр словом поэма). Это предромантизм. Слово поэма указывает для Пушкина еще и на какую-то связь с классицизмом. Это самая большая Поэма Пушкина (тоже связь с классицизмом). Вторая поэма – «Кавказский пленник». Жанр Пушкин определяет так: повесть. Это первая байроническая поэма. Байрон свои поэмы называл «повестями». Третья поэма – «Гавриилиада». Пушкинский подзаголовок, определяющий жанр, опять - поэма. Это сатирическая поэма, весьма фривольная по содержанию и языку, кощунственная, т.е. высмеивающая святыню христианской веры. Это в то время было преступлением против государства, т.к. православие было официальной религией. Сегодня на эту поэму можно смотреть как на проявление ренессансной культуры на русской почвы. Ренессанс был самой яркой эпохой в культуре. Россия, вследствие особенностей своей истории, Ренессанса не знала, не пережила. Но отблески Ренессанса в более позднее время были. Ренессанс – 14-15 века. А в России яркой ренессансной линчостью были Петр Первый, Ломоносов, Пушкин – 18-нач.19века.

Четвертая – «Бахчисарайский фонтан». Байроническая поэма, но Пушкин никакого определения жанра не дает. Далее - последняя байроническая поэма Пушкина «Цыганы». Это он кончает уже в селе Михайловском.

Далее - «граф Нулин» - первая реалистическая поэма в творчестве Пушкина и в русской литературе вообще. Далее – «Полтава». Там есть романтическая струя – Мазепа и Мария. У Марии был реальный прототип – дочь Кочубея по имени Матрена, но в романтической поэме героиню не могут звать Матреной. Это романтическая, трагическая струя. И есть реалистическая линия: Петр Первый – с одной стороны, и изменник Мазепа, и Карл 13 - с другой. Замечательная реалистическая линия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... единство мирового порядка. Национальная ... русской литературы 19 века на рубеже веков. Реализм в литературе серебряного века. 2.Л-ра и искусство на рубеже 19-20 ... в литературе хронологически можно разделить ... . Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... общественного уклада в конце 20-х - в 30-е ... хронологической таблицей по отечественной истории и списком рекомендуемой литературы. Над созданием конспекта лекций ... в русской церкви. Приверженцы старых порядков – ... . «Философствующий век», век «Просвещения» – ...
  3. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических ... древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914. ОГЛАВЛЕНИЕ М.К.ЛЮБАВСКИЙ 3 ЛЕКЦИИ 3 по ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века ...
  4. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... — писал в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонов ... по государственной службе? 4. Расположите в хронологическом порядке ... политических партий. Литература 1.Деревянко А.П., ... 20 века Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века ...
  5. Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

    Реферат >> Государство и право
    ... лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке ... Хеопса строилась 20 лет/. Придворный ... , а также русскому языку. Поэтому ... по английской буржуазной революции 17 века. Под редакцией М.А.Барга. М., 1973 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001370906829834