Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Лабораторная работа
В четырех первых пробах испытуемым было воспроизведено 6, 7, 10, 9 слов При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной память...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры Фонематический состав слова не воспринимается В 10-11 мес слово начинает...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в России вопросы обучения детей с нарушением интеллекта на практике наталкиваются на проблемы непонима...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Верботональный метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации развил в 1950 году профессор Petar Guberina, лингвист, специально занимав...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде. Как мы вскоре увидим Пиаже, делит развитие интеллекта на отдельные этапы, при­чем на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения равновесия.

Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой системы или координированные серии действий, ко­торые используются для того, чтобы иметь дело с предметами или со­бытиями. К примеру, идентификация является операцией, как и ариф­метическое сложение или классификация. Все действия, которые лю­ди способны предпринять в рамках систем логики или математики, составляют операции (Piaget, 1950)11. По мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и лучше определенные системы. Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше опе­раций, и эти операции становятся все более сложными.

Каждая из четырех стадий развития, выделенных Пиаже, характе­ризуется выполнением какой-то отличительной операции. Пожалуй, лучше других исследована операция сохранения.

Эта операция представляет собой развитие схемы, поз­воляющей человеку осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в том случае, когда его форма и располо­жение меняются. Когда ребенок совершает операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется, или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически. Если в каждый из двух стаканов (один высокий, другой низкий) мы нальем фиксированное количество воды, то количество воды в каждом стака­не будет одинаковым, даже если может показаться, что высокий стакан содержит больше воды (см. рис.1)12.

Рис.1

Если мы разложили 10 пуговиц в 1 ряд или в 2 ряда, то общее чис­ло пуговиц будет одинаковым в обоих случаях, даже если может пока­заться, что при расположении в 1 ряд пуговиц будет больше (см. рис. 2).

Рисунок 213

Другими словами, ребенок может использовать операцию сохране­ния, если способен отделить то, что кажется, от логического осознания того факта, что количества остаются неизменными независимо от их расположения или размещения. Это - конкретная операция, по­скольку она связана с проведением различия между тем, что есть, и тем, что кажется, но эта операция также является чрезвычайно важ­ной, ибо она отражает наличие интеллектуальной структуры, которая дает возможность думать о количествах и величинах до и после изме­нения их взаимного расположения. Для того чтобы быть в состоянии выполнить операцию сохранения, ребенок должен суметь мысленно обратить операцию, мысленно собрать то, что было разобрано на час­ти. Как только обратимость достигнута как схема, ею можно пользо­ваться снова и снова для решения проблем, связанных с сохранением.

Теория Пиаже14 - это теория развития, или теория изменений интеллекта со временем. Как мы увидим, эти изменения представлены стадиями, через которые проходят дети в своем развитии которые характеризуются разными адаптациями в зависимости от существующих схем и разработки новых схем. До того как мы опишем эти стадии, полезно будет рассмотреть четыре фактора, которые Пиаже (1961)15 считает способствующими интеллектуальному развитию.

Первый фактор - наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Согласно Пиаже, взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, оно скорее определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии, т.е. опре­деляет, может ли какая-то конкретная структура развиться на какой-то конкретной стадии, но не обязательно, что она там появится. Отсюда ясно, что взросление налагает широкие ограничения на интеллекту­альное развитие. Оно обеспечивает потенциал для появления кон­кретных структур, но появятся они на самом деле или не появятся, за­висит от следующих трех факторов.

Второй фактор - активный опыт, или действия ребенка, совершен­ные в окружающей его среде. Эти действия могут быть физическими или мысленными, причем они могут быть связаны как с предметами, таки с людьми. Дети, чье детство богато активным опытом, с большей вероятностью разовьют у себя те структуры, которые характеризуют каждую стадию, и пройдут через все четыре стадии, чем те дети, у ко­торых был ограниченный или бедный опыт. Начальные школьные программы вроде программы «Хедстарт» и телевизионные программы с участием детей или программы имитационного типа вроде програм­мы «На улице Сезам» служат увеличению активного опыта детей, у ко­торых, в частности, может не быть возможности получить такой опыт в повседневной жизни.

Третий фактор - социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Это особенно важно для развития идей, у которых нет физического эквивалента, которые нельзя соотнести с каким-то физи­ческим предметом, нельзя видеть или слышать: например, идея свобо­ды или справедливости. Развитие социально определенных концеп­ций очень сильно зависит от социального взаимодействия.

Четвертый фактор - уравновешивание, которое мы уже ввели в рассмотрение. Согласно Пиаже (1977)16, процесс уравновешивания объе­диняет координацию между тремя другими факторами. Но помимо этого уравновешивание служит средством саморегулирования, като­рг дает человеку возможность обработать новую информацию либо посредством ассимиляции, либо посредством аккомодации и идти к равновесию с окружающей средой.

Взятые вместе, эти четыре фактора объясняют не только непрерывность процессов развития, но также и те резкие изменения, которые происходят при смене одного периода другим.

Эти четыре стадии не являются абсолютными ни с точки зрения, времени, когда они имеют место, ни с точки зрения их характеристик. Они, скорее всего, представляют собой ряд тенденций, претворяемых в жизнь с помощью рассмотренных выше четырех факторов развития. Эти стадии кратко изложены в табл. 1, а каждая в отдельности опи­сана ниже.

Сенсорно-моторная стадия (возраст от 0 до 2 лет). Эта стадия охватывает время от рождения ребенка до того момента, как он начинает говорить. В самом начале новорожденный ребенок не отличает себя от окружающих предметов, а в конце этой стадии ребе­нок распознает себя как часть гораздо большего мира (Пиаже, 1967)17. Главные темы этой стадии развития связаны с постепенным развити­ем представлений ребенка о предмете (вещах, находящихся вне его) и причинности (или связи между причиной и следствием). Пиаже разде­ляет эту стадию на шесть периодов; каждый из них характеризуется появлением все более сложного поведения, в котором играют роль связи между чувствами (зрительным, слуховым и осязательным) и фактическими движениями, или моторным поведением.

Главная ассимиляционная деятельность на этой стадии — это то, что Пиаже (1952) назвал циркулярной реакцией, в которой маленький ребенок пытается воспроизвести интересные события или продлить интересные зрительные образы. Сначала такой ребенок сталкивается с каким-то жизненным опытом в результате какого-то поступка, а затем старается повторить этот опыт, повторив свой первоначальный посту­пок в чем-то вроде ритмического цикла (Piaget, 1952)18. Такое повторе­ние событий позволяет ребенку ассимилировать опыт и совершать но­вые адаптации, например увеличение осознания того, что существуют какие-то конкретные предметы, и понимания связи между причиной и следствием. Вслед за непродолжительным первым периодом, длящимся приблизительно один месяц после рождения ребенка, в тече­ние которого младенец проявляет только рефлекторную деятельность начинают впервые появляться циркулярные реакции. Во втором периоде, который продолжается вплоть до четвертого месяца жизни, появляется первичная циркулярная реакция, в которой основной акцент де­лается на

Таблица 1. Общее представление и краткое описание четырех стадий развития19

Стадия

Возраст*

Общее представление

Сенсорно-моторная

0-2 года

Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, на­пример доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции ха­рактеризуются обучением благодаря повторению. Довербальная и предше­ствующая появлению мышления. За­канчивается пониманием постоянства предметов.

Дооперациональная

2-7 лет

Развитие языка и дологического мы­шления. Основное внимание направ­лено на собственную личность и соб­ственные перспективы без способнос­ти изменять свою точку зрения.

Конкретные операции

7-11 лет

Развитие способности применять ло­гику на основе конкретного соответ­ствия между событием и его объясне­нием. Развивается способность к со­хранению.

Формальные операции

11-15 лет

Структуры мышления достигают сво­его высочайшего уровня развития, да­вая возможность вести логические рассуждения. Ребенок может приду­мывать объяснения событий, рассмат­ривая различные комбинации пере­менных величин.

*Все возрасты указаны приближенно.

собственное тело ребенка и которая направлена на манипу­ляцию каким-либо предметом.

Метод Пиаже, использованный им для выявления характеристик и отличительных особенностей этих стадий развития, заключался в на­блюдении за своими собственными детьми (Лорен, Люсьен и Жаклин) и составлении отчетов об их поведении в разном возрасте (указанном тремя цифрами, например 0; 2(3), которые обозначают годы, месяцы и дни).

В третьем периоде, продолжающемся приблизительно с четверто­го по восьмой месяц жизни, появляется вторичная циркулярная реак­ция, которая является наглядной иллюстрацией того, что Пиаже назы­вает репродуктивной ассимиляцией или продлением интересных для ре­бенка зрительных образов. Известной иллюстрацией является ситуация, когда младенец выбрасывает игрушку из колыбельки, а затем умоляет кого-нибудь вернуть ее ему, что этот человек и делает, а ребенок тут же выбрасывает ее опять. Вся эта последовательность повторяется снова и снова, пока не становится утомительной для ее участников.

Вслед за четвертым периодом (возраст с 8 до 12 месяцев), который характеризуется координацией схем мышления и проявлением намеренности действий, в пятом периоде (возраст с 12 до 18 месяцев) проявляется третичная циркулярная реакция, свидетельством которой является изобретение (посредством активного экспериментирования) новых средств для достижения поставленной цели. Ребенок теперь на­меренно варьирует повторяемые действия, чтобы увидеть, дадут ли по­хожие действия тот же результат. Например, ребенок может уронить резиновый предмет, а затем ждать, чтобы он отскочил. Ребенок уже уз­нал, что люди, а также предметы могут вызывать какие-то результаты, которые совершенно не зависят от его действий.

Сенсорно-моторная стадия заканчивается после шестого периода (с 18 до 24 месяцев), в течение которого ребенок начинает учиться го­ворить и приобретает способность мысленно представлять себе пред­меты и события, думая о них. Новое узнавание может теперь быть до­стигнуто без активного физического экспериментирования, лишь од­ним мысленным представлением о действии.

Венцом сенсорно-моторной стадии, означающим важное состояние Равновесия, становится появление мыслительных схем, дающих воз­можность осознать, что у предметов есть постоянство, даже когда их не видно и не слышно. До этого момента ребенок не мог мысленно пред­ставлять себе предметы, а потому, когда он их больше не видел и не слышал, они больше не существовали. Теперь же, с появлением способности хранить идеи, постоянство предметов становится реальностью. То же верно и в отношении причинности. Наличие мысли делает возможным осознание причинно-следственной связи.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория принятия решения (1)

    Шпаргалка >> Психология
    ... в теории Ж. Пиаже на следующем ... обучения: программированное обучение, метод проблемного обучения, методы интерактивного обучения ... достоинствами и недостатками обладают разные виды подобных взаимоотношений, какие выгоды дает и какие дополнительные проблемы ...
  2. Теория и технологии обучения. Сборник текстов

    Книга >> Педагогика
    ... проблемам в умственной воспитанности учащихся. Развивающая, функция обучения и в теории ... где недостатки в реализации единства обучения ... собственного достоинства, дисциплинированность ... Пиаже на умственное развитие детей целиком соответствовали этой теории ...
  3. Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

    Дипломная работа >> Социология
    ... обозначенные проблемы затрудняют применение теории прогностики ... услуги». Вопрос о достоинствах и недостатках рынка является контрольным. ... курсов по обучению необходимых специалистов ... , 1974. - 200с. 43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: ...
  4. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... 24. Дайте сравнительную характеристику теориям Ж. Пиаже и Л. Кольберга С ... другой проблемы социализации — проблемы ее ... содержания и методов обучения детей с недостатками развития в ... любви и чувстве собственного достоинства; ощущение значимости собственного ...
  5. Теория и методика воспитания

    Реферат >> Педагогика
    ... миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое ... процесса, фиксировать недостатки в поведении, ... - М., 1990. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе ... нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023531913757324