Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
1 Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность о...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Социальная направленность современной детской психиатрии определяет приоритетные объекты научно-прикладных исследований – социально-психологические, п...полностью>>
Психология->Контрольная работа
При приеме на работу менеджер обращает внимание на множество факторов: профессиональные качества, образование, внешний вид, манера поведения, какой ру...полностью>>
Психология->Реферат
Деловые переговоры – одна из наиболее сложных форм социального взаимодействия, процесс напряженного поиска совместного решения нелегкой проблемной сит...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1.Теоретическая часть………………………………………………4

§1.Депривация психического развития детей раннего возраста………..4

1.1Определение депривации……………………………………………….4

1.2 Психическая депривация и ее варианты………………………………5

1.3 Эмоциональная, сенсорная и социальная депривация……………….6

1.4 Понятие материнской депривации……………………………………14

1.5 Депривационные ситуации…………………………………………….17

§2 Особенности депривации психического развития ребенка раннего возраста………………………………………………………………………19

2.1 Роль общения ребенка с взрослыми, его значение для психического развития……………………………………………………………………….19

2.2 Особенности депривации психического развития ребенка в условиях детского дома…………………………………………………………………24

Вывод по теоретической части………………………………………………29

Глава 2.Практическая часть …………………………………………………30

1.Комплек диагностических методик……………………………………….31

2. Результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики……………………………………………………………………36

Вывод по практической части………………………………………………..40

Заключение…………………………………………………………………….41

Список литературы……………………………………………………………42

Приложение 1….……………………………………………………………….43

Приложение 2…………………………………………………………………..44

Введение

Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

Цель исследования: изучить особенности депривации психического развития детей раннего возраста.

В качестве объекта исследования выступают: дети раннего возраста

Предмет: психолого-педагогические условия депривации психического развития детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

-Раскрыть сущность понятия депривация

-Охарактеризовать виды депривации

-Разобрать особенности депривации психического развития детей

-Применить комплекс диагностических методик по выявлению психического развития детей.

Методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

комплекс диагностических методик (подборка);

анализ результатов;

Выборочная совокупность: 6 человек: воспитанники 1-ой младшей группы МДОУ детский сад "Родничок".

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, чтобы выявить уровень психического развития ребенка, провести при необходимости комплексную терапию работу с детьми, родителями.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы депривации психического развития детей.

Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования.

В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.

В приложении приведены таблицы, необходимые при практическом исследовании.

Глава 1.Теоретическая часть

§1.Депривация психического развития детей раннего возраста.

1.1Определение депривации.

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей».1 Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий­ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).2

Таким образом, уже этимологический анализ показы­вает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источ­ников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.

1.2 Психическая депривация и ее варианты

Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли.

1.3 Эмоциональная, сенсорная и социальная депривация.

Эмоциональная депривация проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказав­шись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом воз­расте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и пере­работки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответству­ющих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руко­водством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, пере­стают нормально развиваться и начинают атрофиро­ваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок на­ходится в условиях сенсорной изоляции, которую не­однократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то про­исходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ре­бенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз­витии ребенка, возникая примерно на третьей—пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро­вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представ­лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо­жович считает факты, полученные при изучении эмоцио­нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль­ность той точки зрения, согласно которой положитель­ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи­ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от­рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи­тельных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный нами факт — появление у ребенка пер­вой улыбки и других положительных эмоций при фик­сация предмета — противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник­новение положительных эмоций связано с удовлетво­рением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга­ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб­ность проявляется в положительных, непрерывно со­вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов, возни­кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре­акции ребенка и, происходит его нервно-психическое раз­витие. Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из прию­тов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают».3 Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систе­матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено­менами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж­дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети посто­янно лежали в стеклянных боксах до 15—18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо­нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие потребности привязанности в раннем возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... свои поступки. 1.2 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап ...
  2. Психическое развитие детей с церебральным параличом

    Курсовая работа >> Психология
    ... были компетентны в вопросах психического развития ребенка раннего возраста, его воспитания, семейного ... раннего возраста//Дефектология. 2009. № 3. С. 49—57. 3. КолпаковаЛ. М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка ...
  3. Психическое развитие ребенка в младенчестве (2)

    Реферат >> Психология
    ... психического развития ребенка. Вне зависимости от конкретных культурных особенностей и индивидуальных физиологических особенностей ребенка, непременным условием его развития ... происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что ...
  4. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития

    Учебное пособие >> Психология
    ... и темпах развития ребен­ка, то грамотная диагностика позволяет увидеть возможные задерж­ки психического развития. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте. В развитии ребенка существуют такие ...
  5. Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... происходит при перемещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). [24] ... Диагностику психического развития ребенка проводили индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. Тестирование ... может указывать на депривацию ребенка, чувства неполноценности, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019187927246094