Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо п...полностью>>
Государство и право->Закон
Конституционный Суд Российской Федерации –«судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посред...полностью>>
Государство и право->Задача
а) Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием……………………………………………………………………......5б) Освобождение от уголовной ответственно...полностью>>
Государство и право->Реферат
Сиволап Т.Е. В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культур­ному наследию...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Не случайно понятие «европейское правовое пространство» опередило понятие «европейское экономическое пространство». Правовые системы ближе друг к другу, чем экономические. Здесь сказываются относительная самостоятельность правовой формы, большая изменяемость и приспособляемость права.

Движение к европейскому правовому пространству - это длительный процесс постепенного сближения и взаимной адаптации законодательства и правовых норм государств ОБСЕ, прежде всего тех норм, которые регулируют развитие сотрудничества и обменов между государствами и народами или каким-то иным образом связаны с ним. Такого рода процесс должен вести к преодолению коллизий в законодательстве различных стран, к устранению сохраняющихся нормативных и административно-технических препятствий в различных сферах сотрудничества и обменов.

Представляется, что при определении общих параметров и конкретных путей реализации концепции европейского правового пространства было бы полезно внимательно изучить имеющийся опыт правовой интеграции в рамках Совета Европы и Европейского Союза. Вполне возможно, что во многих случаях отпадет сама необходимость изобретения каких-то новых норм, если они уже существуют, «работают» и оправдали себя на практике.

В рамках хельсинкского процесса уже сложился определенный вариант гармонизации внутреннего законодательства государств путем приведения его в соответствие с согласованными общеевропейскими стандартами в области прав человека, гуманитарного сотрудничества. Очевидны и преимущества этою пути. Не навязывая государствам конкретные нормы, не подменяя внутренние нормы и институты международными, не покушаясь на самобытность правовых систем (различия между которыми сохраняются, в частности между англосаксонской и романо-германской правовыми семьями), он определяет правовые минимальные стандарты демократичности, ниже которых государства не должны опускаться в своем национальном законодательстве. Идея общего европейского правового пространства способна придать этому фактически уже начавшемуся процессу более последовательный и целенаправленный характер.

Сравнительное правоведение играет важную роль в решении трех проблем в рамках концепции европейского правового пространства.

Первая - разработка критериев правового государства, возможная прежде всего путем сравнительного анализа опыта европейских стран, установления юридических стандартов, позволяющих отличать правовое государство от неправового.

Вторая проблема - дальнейшее повышение и конкретизация общеевропейских стандартов в области прав человека.

В ходе хельсинкского процесса должны рассматриваться не отдельные права, а весь комплекс прав - гражданских, политических, социальных, экономических, культурных.

В заключительном разделе Венского Итогового документа «Человеческое измерение ОБСЕ» создан механизм, позволяющий развивать сотрудничество государств в области прав человека. Он называется венским механизмом. Речь идет о том, что государства будут обмениваться информацией, относящейся к соблюдению прав человека и основных свобод, к контактам между людьми и к другим проблемам гуманитарного характера. На основе венской договоренности было решено провести три совещания Конференции но человеческому измерению ОБСЕ: первое из них прошло в мае - июне 1989 г. в Париже, второе состоялось в июне 1990 т. в Копенгагене, а третье -осе-ныо 1991 г. в Москве.

Наконец, третья проблема - совершенствование механизма сотрудничества в вопросах, относящихся к человеческому измерению. По нашему мнению, этот контрольный механизм в перспективе будет играть все большую роль как дополнительное международное средство правовой защиты человека, не подменяющее собой национальные средства, но в известной мере контролирующее их и мобилизующее на более четкую работу.

В соответствии с Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод 1950 т. 40 государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать права человека и основные свободы, относящиеся к их юрисдикции. Эта Конвенция направлена не на то, чтобы заменить национальные системы защиты прав человека, а на осуществление международных гарантий в дополнение к установленным в национальных правовых системах, что проявляется прежде всего в инкорпорированное™ положений Конвенции во внутригосударственные правовые нормы. Но имплементация была осуществлена по-разному в различных государствах. В одних странах изменили внутреннее законодательство в целях приведения его в соответствие с положениями Конвенции, в других нормы Конвенции были включены в национальное законодательство, в результате чего каждый гражданин получил возможность направлять жатобу или иск в национальный судебный или административный орган, прямо основываясь на положениях этого международного договора. Там. где Конвенция не была прямо инкорпорирована, национальное право не должно ей противоречить.

В связи с разработкой концепции единого европейского правового пространства можно назвать следующие актуальные направления исследований:

1) сравнительное изучение особенностей и тенденций развития основных правовых систем Европы - семьи романо-германского права, семьи общего права, семьи скандинавского права, семьи социалистического права:

2) разработка европейской тенденции правового государства как основного элемента европейского правового пространства, выделение его основных особенностей, характерных черт и критериев (на пример, правовая стабильность, политический либерализм, уважение прав человека и основных свобод, отказ от силы и угрозы применения силы во внешних сношениях, правовые пути решения возникающих споров и т.д.):

3)исследование правовой деятельности европейских международных организаций и их роли в создании системы европейского правового пространства;

4) исследование правовых отношений и правового сотрудничества между европейскими международными организациями как одного из уровней европейского правового пространства:

5) изучение правовых аспектов общеевропейского процесса с целью разработки его стабильных организационно-правовых основ: политических институтов, постоянных органов и учреждений ОБСЕ.

Дальнейшее развитие европейского правового пространства может, по-видимому, происходить на двух уровнях - общеевропейском и национальном. На общеевропейском уровне наполнение реальным содержанием идеи единого правового пространства предполагает, очевидно, как формирование новых политико-правовых структур, так и придание общеевропейского характера уже имеющимся региональным организациям и международно-правовым соглашениям, а на национальном - приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными, в том числе с общеевропейскими, нормами и обязательствами. Это позволит устранить имеющиеся несоответствия правовых норм в странах - участницах ОБСЕ, мешающие развитию между ними политического взаимодействия, экономических отношений, гуманитарного сотрудничества.

В устранении барьеров на пути экономического сотрудничества важное значение имеет создание прочной правовой основы экономических отношений между европейскими государствами. Здесь на первый план выдвигаются: создание единообразных правовых условий для деятельности совместных предприятий: разработка соглашений, регулирующих иностранные инвестиции, правовой режим вкладчика капитала, передачу и охрану технологии, предоставляемой иностранным инвесторам в качестве вклада в совместные предприятия, деятельность свободных экономических зон; разработка акционерного права.

Идея единого правового пространства предполагает также создание правовой основы европейской региональной системы экологической безопасности. В числе конкретных первоочередных мер по созданию такой системы можно назвать разработку и принятие системы общеевропейских стандартов по окружающей среде, введение элементов межнационального контроля за состоянием ее основных элементов и санкций за систематическое нарушение ее стандартов.

Концепция европейского правового пространства оказывает решающее воздействие на внутренние процессы, создает дополнительные стимулы для дальнейшей демократизации. Эта обратная связь проявляется в работе по приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами, в том числе и с венскими договоренностями. В связи с этим сравнительное правоведение призвано стать своего рода сцепляющим механизмом, который регистрировал бы и то. что уже сделано, и то, что еще предстот отразить во внутреннем законодательстве.

9. Основные правовые системы современности.

Выделяют две классификации правовых систем: 1) Рене Давид: романо-германская, англо-саксонская, социалистическая (в основе лежит два критерия — идеологический (фактор религии и философии) и юридическая техника) 2) Цвайгерт: романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая, индуистская, право ислама (он берет понятие правовой стиль, который учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа правовых институтов и способы их толкования, идеологический фактор). Для выделения основных правовых семей, наиболее существенными по мнению большинства ученых являются три группы критериев: 1) исторический генезис (то есть возникновение их развития) 2) система институтов права 3) структура правовых семей С их учетом выделяют: 1) страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции) 2) англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) 3) семьи религиозно-правовые (ислам, иудаизм) 4) социалистическая (Китай, Вьетнам) 5) семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).Каждая правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, религиозная (восточная) правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.[1]

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет теории государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... приспособления системы к среде 2)Сравнительное правоведение, которое нужно для сравнения ... законодательным органом); по предмету правового регулирования (конституционные ... Систематизация нормативных правовых актов (понятие виды значение) - это упорядочение ...
  2. Предмет и методология теории государства и права (4)

    Реферат >> Государство и право
    ... необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие предмета и метода теории государства и права; - ... социальных факторов. Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и ...
  3. Предмет и методология теории государства и права (5)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... Понятие и предмет теории государства и права. Система основных юридических понятий и категорий. §1.1 Понятие предмета ... и государства, является метод сравнительного правоведения и, что важно добавить, ... осмысливать свой предмет изучения. Значение подлинно ...
  4. Понятие и структура правовой системы общества

    Реферат >> Государство и право
    ... этапе. Предметом исследования являются ... иное понятие. Понятием «правовая система» отечественное правоведение ... , Великобритании) основное значение имеет юридическая практика ... 191 c. Теоретические проблемы советского сравнительного правоведения. Дис. … канд. ...
  5. Понятие и юридический состав правонарушения

    Реферат >> Государство и право
    ... сравнительной ... самостоятельное значение.2 ... , предмет посягательства ... понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. – 2008. - № 5. – С. 37 2 Черданцев А.Ф., Кожевников С. Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019750595092773