Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии Один из сам...полностью>>
Психология->Реферат
Карл Гу́став Юнг (нем Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) — шве...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Актуальность работы: – мало кто из авторов обращался к проблемам коррекции агрессии в контексте консультативной работы с маленькими детьми, хотя тема ...полностью>>
Психология->Тесты
Что вам бросилось в глаза? Заметили ли вы, что все фигуры подобны, т е что все они овалы, или вы заметили, что две из них вытянуты по вертикали, а одн...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.4 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

Участие воспитателя в игре (главная роль);

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Создание разновозрастных игровых триад.

3.Косвенные приемы руководства:

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)

4. Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

4.1 Констатирующий этап исследовательской работы

Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ.

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

- провести диагностику взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;

- выявить особенности проявления коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;

- выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию коммуникативной сферы;

- провести системную работу по формированию взаимоотношений детей;

- провести сравнительный анализ результатов исследования с подтверждением выбранных эффективных методов.

Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

В начале констатирующего эксперимента в группе с детьми была проведена диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет», в которой были задействованы 20 оппонентов (см. Приложение 1).

Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Узнать –

1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;

3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.

Каждый ребенок в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. После проведения обследования в протоколе фиксируется:

1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;

3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.

Результаты проведения данной диагностики представлены в таблице №1:

Группы

Лидеры

(наиболее благополучные в общении дети)

Дети,

менее выбираемые в общении

Отверженный ребенок

Ф.И.О.

1

2

3

Андреева Екатерина

Кузнецова Лолита

Хамматулин И.

Глухова Елена

Ляпунов Денис

Колесников Олег

Мосунов Михаил

Мальцева Надежда

Нечаев Никита

Пивоварова Диана

Печерских Елена

Хабибов Семен

Пищиков Данил

Скопина Альбина

Полутин Данил

Угринова Кристина

Портнова Анастасия

Шапошникова Яна

Сапаров Максим

Тепляков Илья

Итого:

45%

50%

5%

Рис.1


Лидеры (наиболее благополучные в общении дети) обычно оказываются дети, которые преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, как правило, веселые и приветливые. Другие дети подчеркивают их красоту, опрятность, послушание. С помощью этих детей необходимо пытаться поднимать статус детей неблагополучных путем поручения им совместных дел, организации общих занятий. Можно поставить рядом их кроватки, разместить рядом их шкафчики для одежды, посадить рядом за обеденный стол и т.п.

Дети, менее выбираемые в общении — это обычно те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне неуверенны в себе. Используя результаты обследования, можно определить, почему другие дети не любят данного ребенка, почему он сам не любит других, и выяснить, прав ли он, предполагая, что к нему плохо относятся, адекватна ли его самооценка.

Отверженный ребенок – это тот ребенок, с которым дети меньше всего предпочитают общаться.

Дальнейшим этапом моего исследования стала индивидуальная беседа на выявление определенных качеств личности ребенка.

Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 45%, «дети, наименее выбираемые в общение» - 55%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «Отверженный» ребенок составил 5%. Это можно объяснить тем, что ребенок не инициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением. Следует сказать, что семья данного оппонента неблагополучная, что и сказывается на его социальной адаптации и общении не только со сверстниками, но и с окружающими людьми.

Методика 1. Беседа «Я и мои друзья…»

Цель: выявить определенные качества личности ребенка, его интересы и наклонности непосредственно в сюжетно-ролевой игре.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 лет

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... квалификационная работа Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 ... процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте. Игры подражательно ...
  2. Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 1.2 Игра старшего дошкольника и её значения для развития ребёнка 1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями 1.4 Игра как ...
  3. Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста

    Реферат >> Педагогика
    ... детей среднего дошкольного возраста в сюжетноролевой игре. Третий этап, контрольный, был направлен на определение эффективности использования сюжетноролевых игр как ...
  4. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... с ними, взаимоотношений с окружающими, ... деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, ... следующими факторами: ... Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. Жинкин Н.И. Речь как ...
  5. Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. ... о детях). 24. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019950866699219